Организованная двигательная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Оглавление

Организованная двигательная деятельность 3
Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ 8
Режим ежедневной двигательной активности в ДОУ 10
Приложение 24

Файлы: 1 файл

Организованная двигательная деятельность.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

   Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

   Такое построение работы требует от педагогов  постоянного самообразования и  самосовершенствования (приложение 1).

   Режим ежедневной двигательной активности в ДОУ

Формы активности Режимное время    Группы  ДОУ
Группа  раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная  группа
   1.Самостоятельная

двигательная 

деятельность,

подвижные игры

Во время  утреннего приема детей 5 - 7 мин 10 мин 20 мин    
2. Утренняя  гимнастика, оздоровительный бег Перед завтраком 5мин 5 мин 10 мин 15 мин 15 мин
3. Физкультурные  и музыкальные занятия 1 и 2 половина  дня 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин
   4. Физкультминутки     Во  время занятий 2 мин 2 мин 3 мин 2х3 =6 мин 2х3 =6 мин
5. Физкультпаузы Между занятиями     10 мин 10 мин 10 мин
   6.Физкультурная  деятель-ность на прогулке (закрепление  основных видов движений, индивидуальная  работа, подвижные игры)    Утро  30 мин 30 мин 45 мин 45 мин 50 мин
7. Просыпательная  гимнастика (бодрящая гимнастика, тренажерный путь)    После дневного сна  5 мин 5 мин 10 мин 15 мин 15 мин
8. Секционные, кружковые занятия 1-2 раза в  неделю          
   9. Коррекционная гимнастика             
   10. Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры     После полдника     10 - 15 мин  15 - 20 мин 20 мин 15 мин 15 мин
   11. Прогулка (индивидуальная работа, подвижные  игры, самостоятельная двигательная  деятельность)     Вечер  30 мин 30 мин 50 мин 50 мин 60 мин
12. Пешая  прогулка до дома    Вечерний  отрезок времени  5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин

   Первая  группа младшего дошкольного  возраста (от 2 до 3 лет).

   Интенсивный темп физического развития, характерный  для первых 2 лет жизни, несколько  замедляется на третьем году. Продолжающееся совершенствование нервной системы  ребенка ведет к увеличению его бодрствования. Общая продолжительность сна составляет 13— 13,5 часов, из которых на дневной сон приходится 2—2,5 часа. Бодрствование детей становится сложнее и разнообразнее: появляется изобразительная и конструктивная деятельность, большое место начинает занимать сюжетная игра. В процессе всех видов деятельности, и особенно игровой, происходит дальнейшее развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Внимание ребенка становится более сосредоточенным и устойчивым.

   После 2 лет в режим дня ребенка вводится ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика. Главное ее назначение состоит в том, чтобы устранить заторможенность, в которой находится ребенок после ночного сна, взбодрить его, создать у него состояние готовности к активной деятельности. Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гигиенической гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов— дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, повышает тонус нервной системы и уровень общего обмена веществ в организме. Систематические ежедневные занятия утренней гигиенической гимнастикой, так называемой зарядкой, способствуют правильному физическому и умственному развитию ребенка, повышают защитные свойства его организма.

   Вторая  группа младшего дошкольного  возраста  (от 3 до 4 лет).

   Темп  физического развития детей на четвертом  году жизни продолжает несколько  замедляться, в то же время продолжается интенсивное развитие структуры  и функций головного мозга. В  поведении ребенка возрастает стремление действовать самостоятельно, все большее место занимает сюжетноролевая игра. Происходит дальнейшее развитие памяти, речи, воображения, мышления. Ярко выражена эмоциональная восприимчивость и подражаемость поведению взрослых. Начинают формироваться взаимоотношения детей в игре.

   Закаливающие  процедуры чаще сопровождают физкультурные  упражнения или проводятся после  них. При систематических занятиях физическими упражнениями происходит дальнейшее совершенствование основных движений, еще большее развитие их быстроты и четкости, координации в работе отдельных групп мышц, что обеспечивает ловкость и сноровку детей. Не меньшее значение имеет также развитие активности, инициативы, умения действовать в коллективе.

   Для организованных занятий по физическому  воспитанию дошкольников в режиме дня отводится определенное время — через 20 минут после завтрака или после полдника. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Отдельные упражнения повторяются детьми ежедневно во время зарядки, подвижных игр, на прогулке.и а самостоятельной деятельности.

   Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет).

   На  пятом году жизни продолжается интенсивное  развитие психической деятельности ребенка. Появляется интерес к труду, стремление выполнить трудовые поручения. Совершенствуется способность играть, рисовать, строить по собственному замыслу. В сюжетноролевых играх дети отображают собственные впечатления об окружающей жизни. У ребенка формируется умение, подчинять свои желания потребностям всей группы детей, умение играть и действовать сообща.

   В соответствии с возросшими возможностями  детей несколько видоизменяется и методика их физического воспитания. Увеличивается объем и повышается сложность физических упражнений.

   Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет).

   На  шестом году жизни заметно совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также в играх и занятиях они проявляют начальные элементы логического мышления, анализа и обобщения. Возникает способность произвольного запоминания.

   Физическое воспитание детей включает ежедневную зарядку (описание см. выше) и занятия физическими упражнениями, проводимые 2 раза в неделю, а также подвижные игры и спортивные развлечения.

   Для детей 5—6 лет общая продолжительность  занятия физическими упражнениями — 25 минут. Главной задачей занятия является совершенствование ходьбы и бега с элементами перестроения, закрепление навыков выполнения упражнений с предметами и совершенствование навыков прыжков в длину с места.

   Подготовительная  к школе группа (от 6 до 7 лет).

   В течение седьмого года жизни темп физического развития детей несколько  ускоряется. Происходит дальнейшее развитие и совершенствование нервной  системы, ее работоспособность значительно  повышается. Движения детей становятся более координированными и точными. Наряду с основными движениями развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.

   Содержание, схема построения утренней гимнастики и ее обоснование

   Теория  и методика проведения утренней гимнастики были разработаны Н.А. Метловым совместно  с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.

   Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. Так, например, использование упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спины, живота, вырабатывает у детей правильную осанку, содействует выпрямлению позвоночника. Введение упражнений для укрепления свода стопы предупреждает плоскостопие. Значителен и закаливающий эффект как на самой утренней гимнастике,«так и в сочетании с закаливающими процедурами.

   Утренняя  гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у  занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

   Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произой дет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы.

   Значение  утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

   t Диктантный способ подачи заданий  оживляет восприятие и внимание  детей. После ходьбы может быть  предложен непродолжительный бег  в умеренном темпе. Чаще всего  он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении  прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.

   Количество  упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. Но в  связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.

   После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая  нагрузка, наступает пик физиологической  кривой, который приходится на прыжки на месте и быстрый бег.

   В старших группах можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положением ног. После прыжков предлагается ходьба, которая снижает нагрузку.

   Для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба или танцевальные движения. В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным Продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на од-Ном-двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.).

   . Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений. Например, вначале проводят хороводную игру, общеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фотограф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его Копируют). Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой. Такой тип занятий хорошо применять в праздничные дни, когда проводятся утренники, и дети приходят в детский сад взволнованные, нарядные.

Информация о работе Организованная двигательная деятельность