Организация и формы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Краткое описание

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.
Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом особенностей развития организма ребенка и направлены на укрепление связочно-суставного аппарата; регулирование роста и массы костей; совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

Оглавление

Построение курса физического воспитания
Основы оздоровительной тренировки
Тип нагрузки
Интенсивность нагрузки
Формы физического воспитания студентов
Организация и руководство физическим воспитанием
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
Зачётные требования и обязанности студентов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

физра реферат.docx

— 47.04 Кб (Скачать)

Каждое  отделение имеет особенности  комплектования специфические задачи. 
Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения.

Эта система  объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации  передачи и усвоения материала, предусматривает  чёткую регламентацию соотношения  объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов  и форм учебной работы. 
Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года.

После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную. 
Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию. 
В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам. 
Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности.

Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

В подготовительном учебном отделении учебный процесс  направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом.

Студенты  подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

В методике проведения занятий в этих группах  очень важен учёт принципа постепенности  в повышении требований к овладению  двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию  физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического  воспитания, на формирование у студентов  сознания и убеждённости в необходимости  регулярно заниматься физической культурой  и спортом. 
Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования. 
На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. 
Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. 
Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя. 
Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:

  • укрепление здоровья,
  • закаливание организма,
  • повышение уровня физической работоспособности;
  • возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
  • ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний; 
    приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это  отделение, являются обязательными  и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные  средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и  методики физического воспитания с  учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с  учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение  техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов  и систем, повышение работоспособности  организма. Большое значение в учебных  занятиях этого отделения имеет  реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и  постепенное её повышение. 
Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение. 
Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Зачётные  требования и обязанности студентов

Студенты, занимающиеся на дневной форме обучения, в учебных отделениях основном, подготовительном, специальном  и  спортивного - совершенствования, в конце каждого семестра должны сдавать зачеты по физическому воспитанию, установленные программой и утвержденные кафедрой воспитания.

К выполнению зачетных требований и нормативов допускаются  студенты, регулярно посещающие учебные занятия  и  получившие необходимую  физическую подготовку. Во время зачета проверяется выполнение  студентами  всех разделов программы  и  оценивается динамика  физической   и  функциональной подготовленности.

В содержание  зачетных   требований  включается:

- выполнение  в часах установленной учебной программы – посещение;

- выполнение  тестов  по   физической  подготовке;

Сроки и порядок выполнения контрольных  требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью ВУЗа совместно  с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся  до сведения студентов.

Отметка о выполнении зачёта по физическому  воспитанию проставляется в зачётной ведомости и зачётной книжке студента в конце каждого семестра.

Зачёт проводится в виде собеседования  преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом  теоретического программного материала. 
 

Список  использованной литературы

  1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань, 1999 г.
  2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Москва, 1995 г.
  3. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Матяжова. Москва, 1991 г.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов ТМФК – М.: ФиС, 1991.
  5. Молчанов С.В. Триединство физической культуры: (Ист.теорет.анализ соц пед.системы) Мн.: Полымя, 1991. 
  6. Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. Минск, 1988 г.

Информация о работе Организация и формы физического воспитания