Организация и формы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Краткое описание

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.
Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом особенностей развития организма ребенка и направлены на укрепление связочно-суставного аппарата; регулирование роста и массы костей; совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

Оглавление

Построение курса физического воспитания
Основы оздоровительной тренировки
Тип нагрузки
Интенсивность нагрузки
Формы физического воспитания студентов
Организация и руководство физическим воспитанием
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
Зачётные требования и обязанности студентов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

физра реферат.docx

— 47.04 Кб (Скачать)

Отрицательное влияние на организм может оказать  и подготовка к марафону, требующая  значительного увеличения тренировочных  нагрузок. Американские авторы Браун  и Грэхем (1989) отмечают, что для  успешного преодоления марафона необходимо последние 12 недель перед  стартом бегать ежедневно минимум  по 12 км или по 80-100 км в неделю, что  значительно больше бегового оптимума (уже не оздоровительная, а профессиональная тренировка). У людей старше 40 лет  такая нагрузка нередко приводит к перенапряжению миокарда, двигательного  аппарата или центральной нервной  системы.

Вот почему, прежде чем приступить к марафонской  тренировке, необходимо решить, какую  цель вы преследуете, и трезво взвесить свои возможности - с учетом физиологического эффекта марафона. Тем же, кто достаточно подготовлен и во что бы то ни стало, решил подвергнуть себя этому нелегкому испытанию, необходимо пройти цикл специальной марафонской тренировки. Смысл ее состоит в том, чтобы безболезненно и как можно раньше "приучить" организм к использованию для энергообеспечения жиров (СЖК), сохраняя, таким образом, запасы гликогена в печени и мышцах и предотвращая резкое снижение глюкозы в крови (гипогликемию) и уровня работоспособности. Для этого необходимо постепенно увеличивать дистанцию воскресного бега до 30-38 км, не изменяя при этом объемы нагрузок в остальные дни. Это позволит избежать чрезмерного увеличения суммарного объема бега и перенапряжения опорно-двигательного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Интенсивность нагрузки

Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем  тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную  роль в определении тренировочной  эффективности, однако не менее важны  их взаимосвязь и взаимное влияние.

Важнейший фактор, влияющий на тренировочную  эффективность - интенсивность нагрузки. При учете этого параметра  и начального уровня функциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок в некоторых  пределах может не играть существенной роли. Кроме того, значение каждого  из параметров нагрузки значительно  зависит от выбора показателей, по которым  судят о тренировочной эффективности.

Так, например, если прирост максимального потребления  кислорода в значительной степени  зависит от интенсивности тренировочных  нагрузок, то снижение частоты сердечных  сокращений при тестовых субмаксимальных нагрузках более зависит от частоты и общей длительности тренировочных занятий.

Оптимальные пороговые нагрузки зависят также  от вида тренировки (силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая  и т.д.) и от ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная). Так, например, повышение мышечной силы достигается за счет тренировки с  большими нагрузками (вес, сопротивление) при относительно малом их повторении на каждой тренировке. Примером прогрессивно нарастающей нагрузки при этом является метод повторного максимума, который  является максимальной нагрузкой, которую  человек может повторить определенное количество раз. При оптимальном  количестве повторений от 3 до 9 по мере роста тренированности вес увеличивается  так, чтобы это количество сохранялось  при околопредельном напряжении. Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп. В отличие от этого выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках. При тренировке выносливости для определения пороговой нагрузки необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем.

Существует  несколько физиологических методов  для определения интенсивности  нагрузки. Прямой метод заключается  в измерении скорости потребления  кислорода (л/мин) - абсолютный или относительный (% от максимального потребления кислорода). Все остальные методы - косвенные, основанные на существовании связи между интенсивностью нагрузки и некоторыми физиологическими показателями. Одним из наиболее удобных показателей служит частота сердечных сокращений. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений. Для определений интенсивности нагрузки у разных людей используется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечных сокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений или относительный в процентах рабочий прирост).

Относительная рабочая частота сердечных сокращений (% ЧСС макс) - это выраженное в  процентах отношение частоты  сердечных сокращений во время нагрузки и максимальной частоты сердечных  сокращений для данного человека. Приближенно ЧССмакс можно рассчитать по формуле:

ЧССмакс=220 - возраст человека (лет) уд/мин.

Следует иметь ввиду довольно значительные различия ЧССмакс для разных людей одного возраста. В ряде случаев у начинающих низким уровнем физической подготовки

ЧССмакс=180 - возраст человека (лет) уд/мин.

При определении  интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используется два показателя: пороговая  и пиковая частота сердечных  сокращений. Пороговая частота сердечных  сокращений - это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений - это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом могут быть:

Пороговая - 75%

Пиковая - 95%

от  максимальной частоты сердечных  сокращений. Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной  нагрузки. По мере роста тренированности  она должна постепенно расти, вплоть до 80-85% максимального потребления  кислорода (до 95% частоты сердечных  сокращений).

Зоны  работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.

до 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен.

до 120-140 - Восстановительно - поддерживающая.

до 140-160 - развивающая выносливость, аэробная.

до 160-180 - развивающая скоростную выносливость

более 180 - развитие скорости.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Формы физического  воспитания студентов

Физическое  воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов  и осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют  друг друга и представляют собой  единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического  воспитания в высших учебных заведениях.

Они планируются  в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями  кафедр физического воспитания. 
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. 
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Эти занятия  могут проводиться во вне учебное  время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические  упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени  на физическое воспитание.

Массовые  оздоровительные, физкультурные и  спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Организация и руководство физическим воспитанием

Целью физического воспитания в вузах  является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов. 
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

  • воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  • всесторонняя физическая подготовка студентов;
  • профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; 
    совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
  • воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости  от состояния здоровья, уровня физического  развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также  с учётом условий и характера  труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач высших учебных  заведений является физическая подготовка студентов.

В высшем учебном заведении общее руководство  физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также  организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная  ответственность за постановку и  проведение учебно-воспитательного  процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным  планом и государственной программы  возложена на кафедру физического  воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно  с кафедрой и общественными организациями. 
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Организация и содержание учебно-воспитательного  процесса в учебных отделениях

 
Основным принципом при определении  содержания работы в разных учебных  отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному  процессу.

Его сущность заключается в том, что учебный  материал формируется для каждого  учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов. 
Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания.

Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий  и учебно-спортивной базы. 
Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу. 
Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное.

Информация о работе Организация и формы физического воспитания