Оптимальная двигательная активность и её воздействие на здоровье и работоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:42, реферат

Краткое описание

Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее - богатство
или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека
счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!».

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Роль двигательной активности в социально-биологическом прогрессе………………………………………………………………5
Проблема двигательной активности в историческом аспекте……..7
Проблема двигательной активности в настоящее время…………...9
Виды физических нагрузок………………………………………….10
Механизм оздоровительного воздействия оптимальной
двигательной активности на организм……………………………11
Оздоровительные эффекты движений…………………………….14
Критический минимум и оптимум двигательной активности как условие сохранения здоровья………………………………………..21
Основы построения оздоровительной тренировки………………....23
Заключение…………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………27

Файлы: 1 файл

реферат по физре.docx

— 73.94 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Новосибирский Государственный  Университет Экономики  и Управления 

Кафедра физической культуры 

Реферат 

Тема «Оптимальная двигательная активность и её воздействие на здоровье и работоспособность» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  
 
 
 
 

Новосибирск 2011

Содержание: 

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Роль двигательной активности в социально-биологическом прогрессе………………………………………………………………5
  3. Проблема двигательной активности в историческом аспекте……..7
  4. Проблема двигательной активности в настоящее время…………...9
  5. Виды физических нагрузок………………………………………….10
  6. Механизм оздоровительного воздействия оптимальной

    двигательной  активности на организм……………………………11

  1. Оздоровительные эффекты движений…………………………….14
  2. Критический минимум и оптимум двигательной активности как условие сохранения здоровья………………………………………..21
  3. Основы построения оздоровительной тренировки………………....23
  4. Заключение…………………………………………………….26
  5. Список использованной литературы…………………………27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее - богатство

или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава  не делают человека

счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье.

      Здоровье    –     важнейшее    состояние    человека,    основа    его

жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности,

творческих  успехов, долголетия. Уровень здоровья зависит от образа жизни,

социально-экономических  и санитарно-гигиенических условий, экологической обстановки, культуры, образования, состоянии здравоохранения и во многом – от степени двигательной активности.

      ХХI век внес существенные изменения  в здоровье человека. С одной

стороны, научно-технический прогресс, развитие медицинской науки, культуры и     образования – позволили бороться с рядом ранее считавшихся

неизлечимыми  болезней и предупреждать их; с  другой стороны, изменился весь образ жизни человека – что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, то сегодня это, главным образом, сердечно-сосудистые, нервно-психические,     злокачественные, обменные, аллергические, иммуннодефицитные заболевания. Всемирная организация здравоохранения выделила так

называемые  «факторы риска», т.е. причины, способствующие развитию этих

заболеваний. Среди них одно из первых мест занимает выраженное снижение

двигательной  активности человека. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества за последние 100 лет сократилась с 94 до 1%.

      Двигательная активность (ДА) – естественная и специально

организованная  двигательная деятельность человека, обеспечивающая его

успешное  физическое и психическое развитие. Она является неотъемлемой

частью  образа жизни и поведения студента,          зависит от организации

физического воспитания, морфофункциональных особенностей, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха студентов.

      Научными      исследованиями   установлена взаимосвязь между уровнем ДА, заболеваемостью и смертностью. 

Доказано:

      • что люди, подвергающие себя  регулярным физическим нагрузкам,  в

три раза реже заболевают сердечно-сосудистыми  заболеваниями, к каковым

относятся атеросклероз, ишемическая болезнь  сердца, инфаркт миокарда,

гипертоническая болезнь — главные причины  смертности в современном мире;

      • что недостаточная физическая  активность (гиподинамия) является  зна-

чимым фактором риска развития сахарного  диабета, дегенеративных за-

болеваний суставов, остеохондроза и даже «простой»  простуды;

      • что среди людей, находящихся  в хорошей физической форме,  уровень

смертности  от рака ниже, чем среди тех, кто  ведет малоподвижный образ

жизни. В Институте аэробики в Далласе много лет проводились

наблюдения 10000 мужчин и 3000 женщин. Оказалось, что  среди тех, кто

регулярно занимался бегом, была самая низкая смертность от рака. Причем

разница в показателях смертности более  чем убедительна: среди «бегающих»

мужчин  смертность от рака в 4 раза меньше, чем  среди «малоподвижных», а у «бегающих» женщин вероятность умереть от рака снижается в 6 раз;

      • что недостаточная физическая  активность приводит к снижению  защит-

ных сил  организма, его устойчивости к действию различных неблагоприятных

факторов, психоэмоциональным перегрузкам.

      Один из обязательных факторов  здорового образа жизни студентов  –

систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию  здоровья

использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание

разнообразных двигательных действий, выполняемых  в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого

числа студентов ДА ограничена. В то же время определенная часть студентов увлекается спортом, уровень достижений в котором требует от них выполнения сравнительно высоких по объему и интенсивности физических нагрузок. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача – определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы ДА.

      Минимальные границы должны характеризовать  тот объем движений,

который необходим студенту, чтобы сохранить  нормальный уровень

функционирования  организма. Этому уровню должен отвечать двигательный

режим оздоровительно-профилактического  характера. Оптимальные границы

должны  определить тот уровень физической активности, при котором

достигается наилучшее функциональное состояние  организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к переутомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебной деятельности, т.е. режим индивидуально адаптированный к максимальным возможностям студентов.

             

Роль  двигательной активности в социально-биологическом  прогрессе.

     

Становление человека происходило в условиях высокой двигательной

активности, которая была необходимым условием его существования,

биологического  и социального прогресса. Тончайшая  сработанность всех

систем  организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной

двигательной  деятельности, и поэтому выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Именно поэтому человек значительно лучше приспосабливается к тяжелым  физическим нагрузкам, чем к условиям ограниченной подвижности. 

      Недостаточность движений в современном  обществе — социальный,

а не биологический  феномен. Можно сказать поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором, элиминирующим действие естественного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации двигательного режима сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения и, в первую очередь, на сердечно-сосудистую систему, у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки, оказывающие мощное тренирующее воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они способствуют формированию популяций, степень устойчивости которых к агрессивным факторам внешней среды повышается.

      С появлением на Земле человека  разумного получила развитие  новая

форма адаптации к факторам внешней  среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры - физические упражнения различной интенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы - стали важными средствами повышения адаптивных возможностей человека, совершенствования его социальной и биологической природы. Но этот процесс сопровождался не только чрезвычайно важными для его прогрессивного развития качествами, но и известными утратами. С наступлением биологической зрелости человек утрачивает потребность в активной двигательной деятельности. Только правильно поставленное физическое воспитание в детском и подростковом возрасте позволяет сохранить эту потребность. Только с помощью специальных педагогически организованных приемов и средств можно компенсировать эту биологическую утрату. Волевые побуждения людей зрелого возраста, а не потребность в движениях (кинезофилия) являются главным условием их ДА и сохранения здоровья.

      Поэтому студентов необходимо  ориентировать на повышение объема  ДА,

которую они, как правило, игнорируют из-за отсутствия насущной потребности в ней, так как биогенные потребности, характерные лишь для раннего детства, исчезают задолго до вступления в студенческий возраст. Социогенные же потребности у подавлявшего большинства молодежи не сформированы из-за малой эффективности системы дошкольного и школьного образования.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема  двигательной активности в историческом аспекте. 

Двигательная  активность является обязательным и  определяющим

фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной

генетической  программы организма в процессе индивидуального возрастного

развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах, уже тогда в жизни и воспитании  людей широко использовались   гимнастика  и дыхательные упражнения.

Информация о работе Оптимальная двигательная активность и её воздействие на здоровье и работоспособность