Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:00, реферат
Из гигиенических соображений следует установить определенный порядок организации занятий на воздухе. Вот некоторые наиболее важные его признаки.
Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.
Одежда и обувь учащихся должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ НА ВОЗДУХЕ
Занятия на воздухе благодаря своей регулярности и систематичности эффективно способствуют всесторонней подготовке молодого поколения к жизни.
Из гигиенических соображений следует установить определенный порядок организации занятий на воздухе. Вот некоторые наиболее важные его признаки.
Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.
Одежда и обувь учащихся должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.
Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.
На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.
Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.
К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение, вызванное двигательной деятельностью, снизилось.
Занятия завершаются умыванием.
Помимо этого, готовясь и проводя занятия, нужно помнить о методической стороне организации активного отдыха детей вне школы.
Занятия на воздухе в значительной мере удовлетворяют потребности ребенка в совместной коллективной деятельности. В формировании личности школьника эти потребности играют важную роль. Воспитатель вызывает у учащихся правильное отношение к совместному отдыху, уважение к желаниям других школьников.
Важнейшей стороной этих занятий является то, что школьники, удовлетворяя свои потребности в движении, познают разнообразные действия, цель, условия и средства их совершения. Во время таких занятий учащиеся оказываются в разнородных естественных и искусственных ситуациях, которые формируют у детей привычку действовать в любой обстановке. Систематическое упражнение в выполнении разнообразных двигательных операций подготавливает воспитанников к овладению другими более сложными действиями, лежащими в основе любой физической деятельности.
Отличаясь друг от друга по содержанию и характеру, все занятия несут доступный для усвоения объем знаний, необходимый в жизни. Одни знания дети получают путем наблюдения, другие - путем обмена информацией во время общения, третьи – путем выполнения различных видов деятельности и т.д.
Все занятия на воздухе являются для учащихся групп продленного дня обязательными, так как им отводится прежде всего оздоровительная роль.
Экскурсионные, прогулочные, игровые, спортивные и трудовые занятия уже сами по себе разнообразят деятельность детей на воздухе в течение недели. Разнообразие достигается еще и тем, что каждое занятие в отдельности делает возможным на протяжении всего года вносить элементы новизны и неповторяемости. Данный методический подход к проведению занятий обеспечивает частую смену деятельности с преимущественным использованием движения и физической нагрузки.
Воспитатель, предлагая ученикам занятие на воздухе, представляет им возможность по их усмотрению распределить между собой различные поручения, задания, носящие индивидуальных или групповой характер.
Разнообразная деятельность в условиях
занятий на воздухе, когда учащимся
предоставляется простор для
самовыражения, вводит их в неожиданные
ситуации, требующие от них самостоятельных
решений при организации
Часто изменяя условия деятельности учащихся во время занятий на воздухе, воспитатель ставит их в разнообразные ситуации, усиливая степень индивидуальной или групповой ответственности перед собой, всем коллективом группы, другими заинтересованными лицами или учреждениями. Такая зависимость от оценки других людей воспитывает у школьников уважение к общественному мнению, создает в их сознании правильное понимание его значения.
Основные задачи общеразвивающих занятий на воздухе:
ЭКСКУРСИЯ |
ПРОГУЛКА | |
Определение |
- это (в широком смысле) форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. - это (в узком смысле) общеразвивающее занятие в группе продленного дня, составная часть системы занятий на открытом воздухе. |
- это одна из форм организации
активного отдыха, служащая для
восстановления |
Временные рамки |
от 2 до 2,5 часа |
1,5 часа |
Цель |
с одной стороны, обеспечение отдыха и восстановление умственной работоспособности детей; с другой — ненавязчивая организация их познавательной деятельности. |
способствовать активному отдыху, укреплению здоровья детей, физическому развитию, развитию познавательной активности. |
Задачи |
|
|
Требования |
1. Двигательная деятельность детей должна быть доминирующей. Основу ее составляет ходьба. Игровая и трудовая деятельность заполняет кратковременные паузы на остановках. 2. Экскурсия не должна вызывать переутомления учащихся. 3. Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации. 4. Содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям. 5. Каждая экскурсия посвящается объяснению одного - двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая информация. 6. К организации и проведению экскурсии нужно активно привлекать самих учащихся, поручать им различные роли по обеспечению порядка. |
1. Воспитатель должен удовлетворить естественную потребность детей в таком виде движения, как ходьба. 2. Каждая прогулка должна нести эстетический характер, а также трудовой. 3. Учет возрастных особенностей. 4. При организации систематической прогулочной деятельности воспитанников групп продленного дня необходимо досрочное планирование. 5. Учет требований к маршруту прогулки: безопасность, наличие познавательных объектов, мест для кратковременного отдыха, возможности возвращения в школу другой дорогой и др. 6. Во время прогулки педагог постоянно ведет наблюдение за самочувствием детей. Требования к организации прогулки 1. Предупредить о прогулке 2. Сообщить цель прогулки. 3. Рассказать о маршруте и заданиях. 4. Указать порядок следования по маршруту. 5. Назначить ответственных. 6. Провести инструктаж по ТБ. |
Виды |
|
|
Методика проведения |
Теоретическая подготовительная часть: 1. Составление развернутого плана-конспекта с учетом темы, вида экскурсии, времени года и места проведения; 2. Подготовка индивидуальных и групповых заданий для уч-ся, подбор материалов для бесед, занимательного материала; 3. Рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии, задание прочитать дома дополнительную литературу по теме экскурсии; 4. Подбор дидактического материала, оборудования, пособий и т.д. Практическая организационная часть: 1. Знакомство руководителя экскурсии с маршрутом, выбором места остановок и объектов наблюдений; 2. Изготовление плана-схемы маршрута, разделение на микрогруппы, звенья для проведения наблюдений, опытов и сбора материала; 3. Определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды, повторение правил поведения в пути и другие поручения. Этапы экскурсии
|
Подготовка к прогулке: 1. Анализ ранее проведенных прогулок. 2. Определить цель и соответственно вид прогулки. 3. Выбор места проведения. 4. Разработать маршрут, ознакомиться с ним, установить его протяженность, оценить его целесообразность 5. Определить затраты времени на прогулку. 6. Наметить виды деятельности учащихся. 7. Разработать задания. 8. Составить конспект прогулки. Этапы прогулки
|
Отличительные особенности |
- каждая экскурсия проводится так, что показ изучаемых объектов и иллюстрирующий их рассказ подводят уч-ся к самостоятельному анализу зрительных впечатлений; - предусматривается выход детей за пределы школы, протяженность маршрутов зависит от возраста воспитанников. В начальных классах расстояние колеблется от 2 до 3 км; - при ненастной погоде - возможность привлечения специалистов (при проведении экскурсии на предприятия); - нельзя допускать, чтобы - содержание экскурсий - экскурсии должны содержать такие сведения, которые для большинства уч-ся являются малоизвестными; - перед экскурсией должна быть предварительная подготовка; - проведение экскурсии требует
от воспитателя разумного - экскурсионная деятельность ценна тем, что во время нее можно собрать материалы различного назначения: раздаточный материал для уроков, краеведческого уголка или музея, образцы местных полезных ископаемых, горных пород, почв, растительные образцы для гербариев, насекомых для коллекций. Аналогичным образом идет сбор материалов, раскрывающих экономику и историю родного края. |
- основной особенностью - проводится раз в неделю, не предусматривает выход детей за пределы школы; - двигаясь по маршруту прогулки, школьники не только ведут непосредственные наблюдения за окружающей средой, но и общаются с товарищами по группе, с воспитателями и встречающимися по пути взрослыми людьми; - содержание прогулки не система - прогулка предоставляет огромные возможности для улучшения эстетического, трудового воспитания; - прогулки позволяют применять
различные педагогические |
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ |
СПОРТИВНЫЙ ЧАС | |
Определение |
- это специализированные |
- это вид активного отдыха, который эффективно способствует снятию утомления, вызванного малоподвижной учебной деятельностью, повышению умственной работоспособности и двигательной активности детей. |
Временные рамки |
отводится от 1 до 2 ч в разных классах Время на сборы, одевание и раздевание входит в пределы времени. |
45 мин – 1 ч Ежедневный спортивный отдых включает 40-45% суточного объема движений младшего школьника. |
Цель |
спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. |
повышение уровня двигательной активности, восстановление сил младших школьников, израсходованных в процессе трудовой и учебной деятельности. |
Задачи |
|
|
Требования |
1. Занятия проводятся в щадящем режиме. 2. Участие принимают все уч-ся, даже освобожденные от физкультуры. 3. На занятиях преобладают занимательность, состязательность. 4. Общеразвивающий характер занятий не вызывает необходимости формировать специальные спортивные способности. 5. Наличие игровых моментов. 6. При организации двигательной деятельности опора делается на естественные и выработанные на уроках физической культуры навыки. 7. К руководству занятиями привлекаются старшеклассники, родители и др. 8. Учет возрастных физических возможностей. 9. Наличие хорошей материальной базы: лучшим местом проведения занятия является спортивная площадка. |
1. Организует и проводит спортивный час с группой воспитатель. 2. Методическую помощь воспитателю оказывает учитель по физической культуре. 3. Спортивный час не должен превращаться в обычную прогулку. 4. Наличие хорошей материальной базы: игровых площадок, спортивного инвентаря и места его хранения. 5. Только организованный на воздухе спортивный час имеет большую эффективность, чем в помещении. 6. Наличие картотеки игр. 7. Учет возрастных физических возможностей. |
Виды |
В физкультурно-оздоровительные
|
Спортивный час может быть очень разнообразным, но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям детей. К доступным можно отнести различные виды:
|
Методика проведения |
|
В спортивном часе как одной из форм организации физического воспитания можно выделить три условные части:
|
Отличительные особенности |
- с помощью физкультурно- - школьники, которые - составляя композицию упражнений, воспитатель должен предусмотреть включение в работу различных мышц тела, разнообразить динамику поз, равномерно распределять нагрузку, не забывая о ее достаточности; - важно планирование |
- в содержание «спортивного часа» входят, в основном, подвижные игры, доступные элементы из видов физических упражнений, знакомые детям по урокам физической культуры; - на спортивном часе с большим
успехом решаются задачи - подвижные игры, эстафеты и спортивные развлечения в конкретном спортивном часе проводятся в такой последовательности, чтобы дети поочередно упражнялись в быстром беге, различных прыжках и метаниях. |
ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ | |
Определение |
- составной компонент системы общеразвивающих занятий в группах продленного дня особый вид деятельности, служащий удовлетворению многих потребностей людей разных возрастов (в узком смысле). - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе (в широком смысле). - форма деятельности в условных
ситуациях, направленная на |
Временные рамки |
зависят от вида игры. |
Цель |
воспрепятствовать бессодержательному времяпрепровождению, сплочению коллектива. |
Задачи |
|
Требования |
1. Двигательное содержание каждой игры должно быть насыщенно разнообразными движениями, сменами поз, физическими нагрузками. 2. Очень важно правильно выбрать место игры. 3. Учет погодных условий. 4. Подготовка места для игры, инвентаря должно проводиться до ее начала. 5. Все участники должны соблюдать предписанные правила игры. 6. Наличие картотеки игр. |
Виды |
|
Методика проведения |
Методика организации и проведения игр: -перед игрой уч-ся надо - рассказ содержания - деление на команды (если необходимо), определение судей; - игра; - подведение итогов, сообщение результатов. |
Особенности |
- игровая деятельность носит добровольный характер; - соблюдение предписанным игрой правил; - содержание всякой игры на
воздухе составляют е сюжетная
линия, перечень правил и - инициатива организации игры
в большинстве случаев исходит
не от уч-ся, а от педагогов
(с целью сплочения коллектива) |