Общеразвивающие занятия на воздухе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:00, реферат

Краткое описание

Из гигиенических соображений следует установить определенный порядок организации занятий на воздухе. Вот некоторые наиболее важные его признаки.
Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.
Одежда и обувь учащихся должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.

Файлы: 1 файл

2 вопрос.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ НА ВОЗДУХЕ

Занятия на воздухе благодаря своей  регулярности и систематичности  эффективно способствуют всесторонней подготовке молодого поколения к  жизни.

Из гигиенических соображений  следует установить определенный порядок  организации занятий на воздухе. Вот некоторые наиболее важные его признаки.

Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе  обязательно.

Одежда и обувь учащихся должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени  года и характеру занятия.

Все занятия проводятся на щадящем  режиме, так как участие в них  принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.

На занятии поддерживается достаточный  уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.

Места для занятий выбираются с  учетом предупреждения детского травматизма.

К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение, вызванное двигательной деятельностью, снизилось.

Занятия завершаются умыванием.

Помимо этого, готовясь и проводя  занятия, нужно помнить о методической стороне организации активного  отдыха детей вне школы.

  1. Не следует забывать, что все занятия носят коллективный характер.
  2. Они должны решать не только оздоровительный задачи, но и определенный круг воспитательных задач.
  3. Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль.
  4. Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем.
  5. На протяжении года ни одно занятие в избранном виде деятельности по своему содержанию и форме не должно повторятся. Разнообразие и новизна должны быть присущи всем занятиям.
  6. При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей.
  7. Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на них.
  8. Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и настроениях детей.
  9. При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.
  10. С окончанием занятия подвести итоги, дать свою оценку поведению детей.

Занятия на воздухе в значительной мере удовлетворяют потребности  ребенка в совместной коллективной деятельности. В формировании личности школьника эти потребности играют важную роль. Воспитатель вызывает у учащихся правильное отношение к совместному отдыху, уважение к желаниям других школьников.

Важнейшей стороной этих занятий является то, что школьники, удовлетворяя свои потребности в движении, познают разнообразные действия, цель, условия и средства их совершения. Во время таких занятий учащиеся оказываются в разнородных естественных и искусственных ситуациях, которые формируют у детей привычку действовать в любой обстановке. Систематическое упражнение в выполнении разнообразных двигательных операций подготавливает воспитанников к овладению другими более сложными действиями, лежащими в основе любой физической деятельности.

Отличаясь друг от друга по содержанию и характеру, все занятия несут доступный для усвоения объем знаний, необходимый в жизни. Одни знания дети получают путем наблюдения, другие - путем обмена информацией во время общения, третьи – путем выполнения различных видов деятельности и т.д.

Все занятия на воздухе являются для учащихся групп продленного дня обязательными, так как им отводится прежде всего оздоровительная роль.

Экскурсионные, прогулочные, игровые, спортивные и трудовые занятия уже  сами по себе разнообразят деятельность детей на воздухе в течение недели. Разнообразие достигается еще и тем, что каждое занятие в отдельности делает возможным на протяжении всего года вносить элементы новизны и неповторяемости. Данный методический подход к проведению занятий обеспечивает частую смену деятельности с преимущественным использованием движения и физической нагрузки.

Воспитатель, предлагая ученикам занятие  на воздухе, представляет им возможность  по их усмотрению распределить между  собой различные поручения, задания, носящие индивидуальных или групповой  характер.

Разнообразная деятельность в условиях занятий на воздухе, когда учащимся предоставляется простор для  самовыражения, вводит их в неожиданные  ситуации, требующие от них самостоятельных  решений при организации досуга. Поставленные в усложненную, но не выходящую из обычных рамок обстановку, дети побуждаются избирать единственное для них решение, ведущее к удовлетворению их потребностей в активном отдыхе. В этом отношении огромное значение имеет методическое мастерство воспитателя. Дать доходчивую для всех детей установку, разъяснить им обязанности в начале занятий, вовремя скорректировать действия детей, провести разбор занятий, оценив активность, инициативу и самостоятельность воспитанников, не так просто, как кажется на первый взгляд. Только при четкой и объективной оценке возможностей детей и всех деталей ролевого поведения на занятиях можно управлять активностью и самостоятельностью учащихся.

Часто изменяя условия деятельности учащихся во время занятий на воздухе, воспитатель ставит их в разнообразные  ситуации, усиливая степень индивидуальной или групповой ответственности перед собой, всем коллективом группы, другими заинтересованными лицами или учреждениями. Такая зависимость от оценки других людей воспитывает у школьников уважение к общественному мнению, создает в их сознании правильное понимание его значения.

 

 

 

Основные задачи общеразвивающих  занятий на воздухе:

  • Оздоровительные: способствовать обеспечению активного отдыха школьников, снятию утомления детей, способствовать укреплению здоровья, удовлетворить потребность детей в движении.
  • Обучающие: способствовать формированию общих представлений о  социальной и природной среде через исследование разнообразных предметов и явлений природы; учить ориентироваться на местности; познакомить с разными видами и темпами ходьбы и бега; использование инвентаря при уборке территории; учить бросать, ловить, вести мяч и т. д.
  • Развивающие: создавать условия для развития физической силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости; лидерских качеств; творческого подхода к выполнению заданий.
  • Воспитательные: создавать условия для воспитания нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательного отношения к товарищам, умение подчинить свои желания коллективу.

 

ЭКСКУРСИЯ

ПРОГУЛКА

Определение

- это (в широком смысле) форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

- это (в узком смысле) общеразвивающее занятие в группе продленного дня, составная часть системы занятий на открытом воздухе.

- это одна из форм организации  активного отдыха, служащая для  восстановления работоспособности  школьников; по характеру двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.

Временные рамки

от 2 до 2,5 часа

1,5 часа

Цель

с одной стороны, обеспечение отдыха и восстановление умственной работоспособности детей; с другой — ненавязчивая организация их познавательной деятельности.

способствовать активному отдыху, укреплению здоровья детей, физическому развитию, развитию познавательной активности.

Задачи

  • способствовать формированию общественно ценностного отношения к активной досуговой деятельности, служащей духовному и физическому обогащению личности;
  • создавать условия для развития социально значимых потребностей заполнять свое свободное время разнообразными экскурсиями;
  • способствовать воспитанию способности использовать экскурсию для всестороннего и гармонического развития личности.
  • способствовать формированию представления детей об окружающей природе и явлениях общественной жизни;
  • формированию умения работать в определенной последовательности, ответственного отношения к поручениям;
  • использовать прогулку для укрепления здоровья детей, воспитания и всестороннего развития.

Требования

1. Двигательная деятельность детей должна быть доминирующей. Основу ее составляет ходьба. Игровая и трудовая деятельность заполняет кратковременные паузы на остановках.

2. Экскурсия не должна вызывать переутомления учащихся.

3. Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации.

4. Содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.

5. Каждая экскурсия посвящается объяснению одного - двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая информация.

6. К организации и проведению экскурсии нужно активно привлекать самих учащихся, поручать им различные роли по обеспечению порядка.

1. Воспитатель должен удовлетворить естественную потребность детей в таком виде движения, как ходьба.

2. Каждая прогулка должна нести эстетический характер, а также трудовой.

3. Учет возрастных особенностей.

4. При организации систематической прогулочной деятельности воспитанников групп продленного дня необходимо досрочное планирование.

5. Учет требований к маршруту прогулки: безопасность, наличие познавательных объектов, мест для кратковременного отдыха, возможности возвращения в школу другой дорогой и др.

6. Во время прогулки педагог постоянно ведет наблюдение за самочувствием детей.

Требования к организации  прогулки

1. Предупредить о прогулке заранее,  чтобы одежда и обувь соответствовали  погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования  по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

Виды

    • Обществоведческие (раскрывают трудовую деятельность людей, живущих в данной местности, создают условия для психологической и нравственной подготовки к труду);
    • Природоведческие (формируется бережное отношение к окружающей природной среде);
    • Краеведческие;
    • Производственные;
    • Естественнонаучные;
    • Историко-литературные;
    • Комплексные.
  • Прогулка-наблюдение (за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, трудом и отдыхом людей).
  • Прогулка-задание (Цель: поздравить товарищей или взрослых с праздником; пригласить гостей на классное или школьное мероприятие; известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказать шефскую помощь.
  • Прогулка-задача (направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: расстояние; величину предмета; высоту предмета; его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра).
  • Прогулка-поиск (во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать: лекарственные травы; сеянцы; семена деревьев; природный материал для гербария, коллекции и т.д.).
  • Туристическая прогулка (походная: уч-ся знакомятся с техникой проведения похода; маршевая: совершение переходов в составе группы, равномерному распределению сил при ходьбе, регулирование ритма движения; ориентирование на местности: во времени и пространстве).
  • Прогулка-фантазия (должна представить возможность: сделать зарисовку; изготовить поделку из природного материала; сплести венок, корзину; составить букет из листьев, цветов, веток; придумать сказку, стихотворение, рассказ).
  • Прогулка-показ (ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: местные достопримечательности; различные предметы и объекты; редкие цветы, деревья, кустарники; разнообразные свойства, признаки предмета).
  • Прогулка-практикум (предусматривает закрепление знаний и умений учащихся по правилам дорожного движения; по технике безопасности; по трудовым навыкам; по ориентированию; по культуре поведения).
  • Комбинированная прогулка (проводится в сочетании с играми, спортивными занятиями, трудом, экскурсионной работой).
  • Прогулка со спортивными элементами (велосипедные, лыжные; игровые элементы).
  • Прогулка с заданиями общественного значения (предполагают возложение цветов к памятнику, производится уборка вокруг него, разносятся поздравления, извещения, приглашения и др.).
  • Ознакомительная прогулка (Цель: изучение окрестностей школы.)
  • Методика проведения

    Теоретическая подготовительная часть:

    1. Составление развернутого плана-конспекта с учетом темы, вида экскурсии, времени года и места проведения;

    2. Подготовка индивидуальных и групповых заданий для уч-ся, подбор материалов для бесед, занимательного материала;

    3. Рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии, задание прочитать дома дополнительную литературу по теме экскурсии;

    4. Подбор дидактического материала, оборудования, пособий и т.д.

    Практическая организационная  часть:

    1. Знакомство руководителя экскурсии с маршрутом, выбором места остановок и объектов наблюдений;

    2. Изготовление плана-схемы маршрута, разделение на микрогруппы, звенья для проведения наблюдений, опытов и сбора материала;

    3. Определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды, повторение правил поведения в пути и другие поручения.

    Этапы экскурсии

    1. Вводная беседа.
    2. Коллективное наблюдение
    3. Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
    4. Сбор материала
    5. Игры детей с собранным материалом
    6. Заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

    Подготовка к прогулке:

    1. Анализ ранее проведенных прогулок.

    2. Определить  цель и соответственно вид  прогулки.

    3. Выбор  места проведения.

    4. Разработать  маршрут, ознакомиться с ним,  установить его протяженность,  оценить его целесообразность

    5. Определить затраты времени на прогулку.

    6. Наметить  виды деятельности учащихся.

    7. Разработать задания.

    8. Составить конспект прогулки.

    Этапы прогулки

    1. Организационный момент (построение группы перед школой, проверка одежды и обуви, их соответствие погоде).
    2. Сообщение цели прогулки, маршрута.
    3. Инструктаж по ТБ.
    4. Движение по маршруту (порядок следования по маршруту, задания, индивидуальные и групповые беседы).
    5. Заключительный этап (построение группы перед школой по окончанию, проверка состава группы, итоги прогулки).

    Отличительные особенности

    - каждая экскурсия проводится так, что показ изучаемых объектов и иллюстрирующий их рассказ подводят уч-ся к самостоятельному анализу зрительных впечатлений;

    - предусматривается выход детей  за пределы школы, протяженность маршрутов зависит от возраста воспитанников. В начальных классах расстояние колеблется от 2 до 3 км;

    - при ненастной погоде экскурсия  может быть прервана или сокращена. В зависимости от настроения группы воспитателю порой целесообразно изменить содержание деятельности учащихся;

    - возможность привлечения специалистов (при проведении экскурсии на предприятия);

    - нельзя допускать, чтобы экскурсии  проходили по одним и тем же местам;

    - содержание экскурсий направлено  на подготовку школьников к  жизни и труду;

    - экскурсии должны содержать такие сведения, которые для большинства уч-ся являются малоизвестными;

    - перед экскурсией должна быть  предварительная подготовка;

    - проведение экскурсии требует  от воспитателя разумного чередования  познавательной и различной двигательной  деятельности;

    - экскурсионная деятельность ценна тем,  что  во время нее можно  собрать  материалы  различного  назначения:   раздаточный материал для уроков, краеведческого уголка  или музея, образцы  местных полезных ископаемых,  горных пород,  почв, растительные образцы для гербариев, насекомых для коллекций. Аналогичным образом идет сбор материалов, раскрывающих экономику и историю родного края.

    - основной особенностью является  развитие навыка ходьбы в процессе  прогулки;

    - проводится раз в неделю, не предусматривает выход детей за пределы школы;

    - двигаясь по маршруту прогулки, школьники не только ведут непосредственные наблюдения за окружающей средой, но и общаются с товарищами по группе, с воспитателями и встречающимися по пути взрослыми людьми;

    - содержание прогулки не систематизировано с такой скрупулезностью, как учебные занятия;

    - прогулка предоставляет огромные возможности для улучшения эстетического, трудового воспитания;

    - прогулки позволяют применять  различные педагогические средства  для организации разнообразной  познавательной, общеобразовательной и двигательной деятельности развивающегося человека, а также всего арсенала воспитательных методов включения школьников в активный коллективный отдых, который даёт возможность для детей проявить инициативу, заняться самодеятельностью и творчеством.


     

     

    ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ

    СПОРТИВНЫЙ 

    ЧАС

    Определение

    - это специализированные общеразвивающие  занятия в ГПД, служащие целям  всестороннего физического развития  детей.

    - это вид активного отдыха, который эффективно способствует снятию утомления, вызванного малоподвижной учебной деятельностью, повышению умственной работоспособности и двигательной активности детей.

    Временные рамки

    отводится от 1 до 2 ч в разных классах

    Время на сборы, одевание и раздевание входит в пределы времени.

    45 мин – 1 ч

    Ежедневный спортивный отдых включает 40-45% суточного объема движений младшего школьника.

    Цель

    спортивное совершенствование  учащихся, развитие их способностей в  различных видах физкультуры  и спорта.

    повышение уровня двигательной активности, восстановление сил младших школьников, израсходованных в процессе трудовой и учебной деятельности.

    Задачи

    • способствовать укреплению здоровья и общего физического развития детей;
    • формировать общественно ценные отношения к разносторонней физкультурно-спортивной деятельности как средству, укрепляющему здоровье;
    • развивать общие способности, обеспечивающие полноценный характер двигательной деятельности, полезной для гармонического развития форм и функций организма и укрепления физического здоровья учащихся
    • способствовать разрядке умственного напряжения, противодействует развитию чрезмерного утомления, обеспечивает эффективный отдых, способствует повышению работоспособности школьников, укреплению их здоровья;
    • создавать условия для совершенствования физического развития и двигательной подготовленности;
    • способствовать воспитанию навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    Требования

    1. Занятия проводятся в щадящем режиме.

    2. Участие принимают все уч-ся, даже освобожденные от физкультуры.

    3. На занятиях преобладают занимательность, состязательность.

    4. Общеразвивающий характер занятий не вызывает необходимости формировать специальные спортивные способности.

    5. Наличие игровых моментов.

    6. При организации двигательной деятельности опора делается на естественные и выработанные на уроках физической культуры навыки.

    7. К руководству занятиями привлекаются старшеклассники, родители и др.

    8. Учет возрастных физических возможностей.

    9. Наличие хорошей материальной базы: лучшим местом проведения занятия является спортивная площадка.

    1. Организует и проводит спортивный час с группой воспитатель.

    2. Методическую помощь воспитателю оказывает учитель по физической культуре.

    3. Спортивный час не должен превращаться в обычную прогулку.

    4. Наличие хорошей материальной базы: игровых площадок, спортивного инвентаря и места его хранения.

    5. Только организованный на воздухе спортивный час имеет большую эффективность, чем в помещении.

    6. Наличие картотеки игр.

    7. Учет возрастных физических возможностей.

    Виды

    В физкультурно-оздоровительные занятия  необходимо всемерно включать:

      • Соревнования (проводятся примерно один раз в месяц);
      • Гимнастику с элементами акробатики;
      • Ходьба, бег и катание на лыжах;
      • Легкую атлетику (упражнения в беге, прыжках, метании);
      • Туристические занятия (туристическая эстафета, полоса препятствий);
      • Игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и др.)

    Спортивный час может быть очень  разнообразным, но обязательно доступным  возрастным особенностям и возможностям детей. К доступным можно отнести различные виды:

      • ходьбы;
      • бега;
      • прыжков;
      • работа с мячами (бросание, метание, ловля, перебрасывание и др.);
      • лазание, перелезание, подлезание и др.;
      • висы, упоры;
      • упражнения в равновесии;
      • упражнения с предметами;
      • подвижные игры;
      • эстафеты;
      • спортивные развлечения.

    Методика проведения

    1. Организационный момент (построение, сдача рапорта, осмотр экипировки уч-ся).
    2. Постановка цели.
    3. Краткий инструктаж об охране здоровья и соблюдении правил безопасности.
    4. Основная часть.
    5. Подведение итогов.

    В спортивном часе как одной из форм организации физического воспитания можно выделить три условные части:

    1. Подготовительная (10-15 мин): построение, организационные указания воспитателя, ходьба и ее разновидности, бег и его разновидности, ОРУ.
    2. Основная (30-40 мин): подвижные игры, эстафета, спортивные развлечения, самостоятельные подвижные игры и спортивные развлечения детей.
    3. Заключительная (5-7 мин): построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, на восстановление дыхания.

    Отличительные особенности

    - с помощью физкультурно-оздоровительных занятий воспитатель закрепляет у уч-ся общие знания о гигиене быта и спортивных занятий (уход за телом, водные процедуры, закаливание, гигиена одежды и обуви и др.);

    - школьники, которые освобождены  от уроков физической культуры, должны заниматься по особой программе участия в занятиях;

    - составляя композицию упражнений, воспитатель должен предусмотреть включение в работу различных мышц тела, разнообразить динамику поз, равномерно распределять нагрузку, не забывая о ее достаточности;

    - важно планирование физкультурно-оздоровительных  занятий, они должны органически  вписываться в систему других  занятий на открытом воздухе.

    - в содержание «спортивного  часа» входят, в основном, подвижные  игры, доступные элементы из видов  физических упражнений, знакомые детям по урокам физической культуры;

    - на спортивном часе с большим  успехом решаются задачи воспитания  интереса и потребности детей  в самостоятельных занятиях физическими  упражнениями, обогащения детей  знаниями подвижных игр и эстафет.

    - подвижные игры, эстафеты и спортивные развлечения в конкретном спортивном часе проводятся в такой последовательности, чтобы дети поочередно упражнялись в быстром беге, различных прыжках и метаниях.


     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ИГРЫ 

    НА ВОЗДУХЕ

    Определение

    - составной компонент системы общеразвивающих занятий в группах продленного дня особый вид деятельности, служащий удовлетворению многих потребностей людей разных возрастов (в узком смысле).

    - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе (в широком смысле).

    - форма деятельности в условных  ситуациях, направленная на воссоздание  и усвоение общественного опыта,  фиксированного в социально закрепленных  способах осуществления предметных  действий (в широком смысле).

    Временные рамки

    зависят от вида игры.

    Цель

    воспрепятствовать бессодержательному времяпрепровождению, сплочению коллектива.

    Задачи

    • способствовать развитию духовных и физических сил;
    • удовлетворению потребности детей в деятельности, отдыхе, развлечении и познании окружающего мира;
    • способствовать воспитанию внимания, уважения друг к другу.

    Требования

    1. Двигательное содержание каждой игры должно быть насыщенно разнообразными движениями, сменами поз, физическими нагрузками.

    2. Очень важно правильно выбрать место игры.

    3. Учет погодных условий.

    4. Подготовка места для игры, инвентаря должно проводиться до ее начала.

    5. Все участники должны соблюдать предписанные правила игры.

    6. Наличие картотеки игр.

    Виды

      • Народные;
      • Военные;
      • Сюжетные;
      • Ролевые;
      • Подвижные;
      • Развлечения, забавы;
      • Игры - аттракционы;
      • По выбору детей.

    Методика проведения

    Методика организации  и проведения игр:

    -перед игрой уч-ся надо расположить  так, чтобы они хорошо слышали  и видели воспитателя;

    - рассказ содержания предлагаемой  игры воспитателем (название, размещение  участников, ход игры, правила игры, методика определения результатов);

    - деление на команды (если  необходимо), определение судей;

    - игра;

    - подведение итогов, сообщение  результатов.

    Особенности

    - игровая деятельность носит  добровольный характер;

    - соблюдение предписанным игрой правил;

    - содержание всякой игры на  воздухе составляют е сюжетная  линия, перечень правил и набор  движений;

    - инициатива организации игры  в большинстве случаев исходит  не от уч-ся, а от педагогов  (с целью сплочения коллектива).

    Информация о работе Общеразвивающие занятия на воздухе