Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 06:44, контрольная работа
Основные понятия тренировки знакомы многим. Известно, что если мы регулярно тренируемся или занимаемся физическим трудом, наша работоспособность повышается. Тренировочные упражнения являются для нас той нагрузкой, тем стрессовым фактором, которые вызывают в организме повышенную активность всех его функций. В результате в организме происходят адаптационные (приспособительные) изменения.
Введение
Основные
понятия тренировки знакомы многим.
Известно, что если мы регулярно
тренируемся или занимаемся физическим
трудом, наша работоспособность повышается.
Тренировочные упражнения являются
для нас той нагрузкой, тем
стрессовым фактором, которые вызывают
в организме повышенную активность
всех его функций. В результате в
организме происходят адаптационные
(приспособительные) изменения. Они
являются, прежде всего, физиологическими
и способствуют повышению функциональных
возможностей различных органов
и систем организма. Например, если
в тренировке применяется плавание
на длинные дистанции, то в первую
очередь увеличиваются
В процессе тренировки пловцов применяются следующие основные методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный и соревновательный (контрольный). Они отличаются друг от друга по длине дистанций, интенсивности плавания, количеству проплываемых дистанций и по характеру отдыха. При изменении перечисленных параметров нагрузки тренировка может приобрести преимущественную направленность на воспитание скорости, общей выносливости или специальной выносливости. Так, проплывание серии отрезков 8X25 м в полную силу с отдыхом почти до полного восстановления направлено на воспитание скорости, равномерное проплывание дистанции 1500 — 3000 м с небольшой скоростью — на воспитание общей выносливости, а проплывание 6x200 м с интенсивностью 85— 90% от максимальной скорости с отдыхом 1,5— 2 мин — на воспитание специальной выносливости, необходимой для плавания на средние дистанции (200— 400 м) и 800 м.
Равномерный метод тренировки
Равномерный метод тренировки предусматривает плавание на дистанциях от 400 до 1500 и более метров с относительно равномерной скоростью прохождения их частей. Такое плавание содействует гармоничной сонастроенности в работе всех систем организма и приучает пловца к более экономной работе в воде. Оно также приучает ритмично чередовать напряжение и расслабление работающих мышц. Пульс пловца обычно доходит до 20— 25 ударов за 10 с.
Длина
проплываемых дистанций зависит
от подготовленности пловца. Например,
спортсмены III — II разрядов проплывают
до 800— 1500 м, а пловцы высших разрядов —
больше.
Переменный метод тренировки
Переменный
метод тренировки заключается в
чередовании нагрузок разной интенсивности.
Проплыв отрезок (например, 50 м) с
повышенной скоростью, спортсмен продолжает
плыть со значительно меньшей
скоростью. Проплыв спокойно определенное
количество метров, начинает снова
плыть энергично, затем плыть
спокойно и т. д. Соотношение длины
отрезков, проплываемых с повышенной
скоростью и спокойно, зависит
от подготовленности пловца. При средней
скорости на отрезках, проплываемых с
повышенной интенсивностью, этот метод
содействует воспитанию общей выносливости,
а при более быстром плавании
— повышению специальной
Интервальный метод тренировки
Интервальный метод тренировки состоит в проплывании серий )трезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними. Отдых подбирается так, чтобы обеспечить не полное, а частичное восстановление пульса. При этом стимул для совершенствования сердечно-сосудистой системы создается и во время отдыха, когда объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигает высшего уровня.
В интервальной тренировке пловцов различаются две направленности— развитие общей выносливости и развитие специальной выносливости.
Интервальная тренировка, направленная на развитие общей выносливости, характеризуется следующим: длина проплываемых отрезков и дистанций — 50, 100 или 200 м; интенсивность «порций работы» — частота пульса 26— 30 ударов за 10 с; продолжительность отдыха — от 5 до 45 с; повторение проплываемых дистанций у пловцов II спортивного разряда — 4— 10 раз, у пловцов высокой квалификации — больше.
Интервальная тренировка, направленная на развитие специальной выносливости, характеризуется повышенной интенсивностью плавания, что придает ей анаэробный характер. Это обычно достигается увеличением скорости при сохранении продолжительности пауз отдыха. Количество проплываемых дистанций подбирается с учетом их длины, подготовленности спортсменов и и интенсивности плавания.
Повторный метод тренировки
Повторный
метод тренировки заключается в
повторении проплываемых дистанций 25,
50, 100, 200, 400 или 800 м с высокой интенсивностью
(90— 100%). Паузы отдыха должны обеспечивать
хорошее восстановление и иногда
доходят до 10 и более минут. Количество
повторений подбирается с учетом
длины дистанции и
Соревновательный (контрольный) метод тренировки
Соревновательный,
или контрольный, метод тренировки
— это прохождение основных дистанций
в полную силу на соревнованиях или
в условиях близких к ним (в
группе под стартовую команду, с
партнером). Этот метод обычно применяется
перед соревнованием для
В процессе тренировок пловцов все перечисленные методы тренировки применяются как раздельно, так и в различных комбинациях. При проведении тренировок с целью подготовки к сдаче норм комплекса ГТО наиболее широкое применение получил наиболее простой — повторный метод тренировки.
С физиологической
точки зрения обосновано использование
микроциклов с различной
При использовании микроциклов с одним, пиком волны нагрузки, плавным увеличением и снижением, обеспечивается более глубокое воздействие, чем с 3-пнковой волной нагрузки. А микроциклы с 2 большими и 2 значительными нагрузками, применяемыми последовательно, вызывают более глубокое утомление, чем наоборот: 2-е значительные и 2 большие. Кроме этого, после микроциклов скоростной направленности ее восстановление зафикоировано через 72 часа, а к проявлениям выносливости — уже через 24—46 часов, в то время, как микроцикл на выносливость удлиняет восстановительный период до 3 суток, а скоростно-силовых — через 12—48 часов.
В результате
изучения длительности периодов врабатывания,
устойчивого состояния и
При исследовании особенностей нормирования тренировочных нагрузок для пловцов 9—11 лет при начальной тренировке установлено: форсированное ее выполнение компонентов способствует прогрессу на начальных этапах, плавное — увеличивает результативность через 3—5 лет. В дальнейшем наблюдается застой иди регресс. Соотношение использования средств общей и специальной физической подготовки, как отмечает И. Г. Кремнева (1983), на этапе начальной спортивной специализации в годичном цикле представлена как 70% и 30%, обеспечивая действительный рост подготовленности пловцов 11—12 лет. При комплексной направленности тренировки оптимальным будет время, затраченное на развитие скоростно-силовых качеств — 40%, силовых — 20%, общей, выносливости — 20%, скоростных — 10%, гибкости — 10% от общего времени проведения занятий на суше.
В структуре тренировочных нагрузок на различных этапах спортивной подготовки у пловцов) определен диапазон изменения ее объема в годичном цикле для 9—-10 лет,! 10—11 лет, 11—42 лет и составляет соответственно 500—600 км, 750—850 км, 950—1100 км. А для начальной специализации характерно соотношение упражнений аэробного характера 65—70%, смешанного типа — 25—30%, анаэробного режима — 3—5%. Для; углубленной тренировки в 12—13 лет оптимальным будет объем 1200—1400 км, в 13—14 лет в пределах 1500—1700 км, а структура интенсивности в общем объеме будет следующей: 10—15% — низкой, 50% — средней, 25—30% — большой, 4—7% — высокой и 2—3% — максимальной интенсивности. Для пловцов-спринтеров в годичном цикле тренировки характерным является, по мнению С. М. Гордона и др. (1986), определяющее развитие аэробных способностей — выносливости и направленности улучшения результатов не только на коротких, но и на длинных дистанциях.
3.Тренировочные эффекты
Отдельными специалистами приводятся сведения о возможности подготовки пловцов-разрядников и при отсутствии зимних, бассейнов, где существенное внимание уделялось, в свое время, выполнению специальных упражнении с использованием резиновых бинтов при занятиях на суше. Исследованиями К. К. Молинского и др. (1958) подмечен благоприятный эффект от выполнения подготовительных упражнений на суше, которые, подготавливая организм к предстоящей деятельности, сокращают время для разминки в воде, удлиняя, тем самым, основную часть занятия. Также предлагается использовать в интервалах отдыха между отрезками плавания, подготовительных упражнений. Причем из вариантов — пассивный отдых в воде, пассивный отдых на суше, активный отдых на суше — последний из вариантов оказался более рациональным и эффективным. Обосновано также использование специально подобранных упражнений, выполняемых в воде (до 20%), способствующих эффективному развитию физических качеств и на этой основе дальнейшему совершенствованию техники плавания.
Плавание в полной координации создает нагрузку, по мнению А. И. Кудряшова (1965), воздействующую в основном на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, в то время как нагрузка на скелетные мышцы плечевого пояса может быть даже в плавании выполнена с помощыю одних рук без опасности перегрузки сердца. Кроме того, нагрузка в плавании на ногах брассом создает меньше сдвигов в деятельности сердца, чем при плавании брассом в полной координации, а при плавании на ногах кролем в максимальном темпе наблюдается такая же нагрузка на сердце, как и в полной координации.
Наряду с этим в тренировке пловцов предлагает широко использовать упражнения с отягощениями: для развития силы рук — плавание с доской, имеющей поперечную планку, с несколькими досками, положенными одна на другую, транспортировка партнера с помощью работы ног, плавание с ластами, плавание с тормозящими карманами. Для развития силы рук целесообразно использовать: плавание с мячом, медицинским кругом, транспортировка партнера на руках, плавание в перчатках; а в полной координации — плавание с тормозящими карманами, с плавучим якорем, с растягиванием резины.
В спортивной практике рекомендуется более широкое использование скоростных и скоростно-силовых упражнений, направленных на развитие быстроты движений у пловцов, независимо от периода тренировки. Зафиксирована эффективность скоростных упражнений при повторном, плавании с интенсивностью 95% от максимальной, причем функциональные сдвиги оказались близкими к тем, которые были установлены при однократном их проплывании с максимальной скоростью.
Информация о работе Направленность методов спортивной тренировки