Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 20:42, реферат

Краткое описание

Изучением работы организма человека его органов и систем занимаются: физиология, медицина и др. науки. Специалисты выделяют два основных состояния: покоя и мышечной работы и рассматривают работу органов и систем применительно к этим состояниям. Известно, что любая деятельность приводит к изменениям в работе органов и систем организма человека. Такие изменения всегда носят комплексный характер.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….…3
1.Самоконтроль за функциональным состоянием ………………………………...4
2. Объективные показатели самоконтроля …………………………………..…….6
3. Показатели функционального состояния.
Некоторые функциональные пробы………………………………………..….…8
Заключение…………………………………………………………....………..……11
Список использованной литературы………………………………...……….…….12

Файлы: 1 файл

добавление на сайт.docx

— 35.52 Кб (Скачать)
 

Вес тела, кг

Длина тела, см

45

50

55

60

65

70

75

80

150

155

160

165

170

175

180


2650

2850

3050

3250

3450

3650

3850


2700

2900

3100

3300

3500

3700

3900


2750

2950

3150

3350

3550

3750

3950


2800

3000

3200

3400

3600

3800

4000


2850

3050

3250

3450

3650

3850

4050


2900

3100

3300

3500

3700

3900

4100


2950

3150

3350

3550

3750

3950

4150


3000

3200

3400

3600

3800

4000

4200



       Повышение фактической величины ЖЕЛ относительно нормы указывает на высокое функциональное состояние легких, снижение более чем на 15 % может указывать на патологию легких.

Утомительная и интенсивная циклическая нагрузка приводит к снижению ЖЕЛ в среднем на 200—300 мл, к вечеру она, как правило, восстанавливается до исходной величины. Превышение физической нагрузки считается, если ЖЕЛ не достигает исходного уровня на следующий день после занятий.

Разница между обхватом грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5—7 см. У спортсменов, особенно у занимающихся циклическими видами спорта, отмечаются наибольшие величины экскурсии грудной клетки—до 10—12 см.

 

3. Показатели функционального  состояния. Некоторые функциональные пробы.

Показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы и ее реакции на психофизические нагрузки являются пульс, ортостатическая проба, одномоментная и комбинированная пробы.

Достаточно информативной является динамика ЧСС при выполнении так называемой ортостатической пробы, провести которую в состоянии любой человек. Для этого нужно выявить разницу частоты сердечных сокращений в положении лежа и через 1 мин после спокойного вставания. Если разница больше 20 удар/мин, значит, организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т.е. имеется остаточное утомление. Эта проба очень удобна при самоконтроле.

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке 3 мин. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 ее пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично — 20 и менее, хорошо — 21—40, удовлетворительно — 41—65, плохо — 66—75; очень плохо — 76 и более.

Комбинированная проба: 20 приседаний в течение 30 с, 15-секундный бег на месте в быстром темпе (180 шагов в мин). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

Функциональная проба Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с (Р2), а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье = (4x(Р1 + Р2 + Р3) - 200 )/10[1]

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15. Меньше 3 — хорошая работоспособность; 3—6 — средняя; 7—9 — удовлетворительная; 10—14 — плохая (средняя сердечная недостаточность); 15 и выше (сильная сердечная недостаточность

Степ-тест Кэрша. В основном рекомендуется для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы здоровых женщин. Здесь потребуется скамейка или прочный стульчик высотой 30 см.

Необходимо встать на скамейку и сходить с неё на 4 счета: на счет «раз» поставить одну ногу на скамью, на «два» - другую, на «три» опустить одну ногу на пол, на «четыре» - другую. Темп должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 сек., 24 – за 1 мин. Продолжать выполнение теста течения 3 мин. Проведя тест, сразу сесть на скамейку и подсчитать пульс в течение 1 мин. Затем сравнить полученный результат (пульс в течение 1 мин.) с данными таблицы, чтобы узнать насколько вы хорошо подготовлены.

Оценка

ЧСС, уд/мин, в зависимости от возраста

18-26 лет

27-60 лет

Превосходно

73

74

Отлично

74-82

75-83

Хорошо

83-90

84-92

Удовлетворительно

91-100

93-103

Посредственно

101-107

104-112

Плохо

108-114

113-121

Очень плохо

115

122


 

Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге). После 5—7 мин отдыха в положении сидя следует сделать полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80—90% от максимального) и задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Продолжительность задержки дыхания в большой степени зависит от волевых усилий человека, поэтому в задержке дыхания различают время чистой задержки и время задержки, обусловленное волевым компонентом. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки).

Здоровые взрослые нетренированные люди задерживают дыхание на вдохе в течение 40—50 с (женщины) и 50—60 с (мужчины), а тренированные спортсмены — от 60 с до 2—2,5 мин. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении — снижается.

Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные могут задержать дыхание на 20—30 с (женщины) и 30—40 с (мужчины), а тренированные — до 90 с и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе сокращается.

При проведении самоконтроля студенты могут воспользоваться этими простейшими дыхательными пробами, представленными выше, позволяющими в известной степени получить представление о состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

 

Сила мышц кисти определяется ручным, а мышц спины — становым динамометрами. При измерении рука отводится в сторону (на уровне плеча), динамометр плавно сжимается с максимальным усилием. Измерения производятся по два раза каждой рукой. Фиксируется лучший результат. Сила правой кисти у мужчин 35—50 кг, левой — 32—46 кг, у женщин соответственно 25— 33 и 23-30 кг.

Лучше оценку динамометрии соотносить к массе тела и выражать в %.

Величина силы кисти в % = сила кисти в кг х 100 / масса в кг. Для нетренированных мужчин до 35 лет сила кисти составляет 60—70 % от массы тела, соответственно становая сила (у женщины ее не определяют) — 180-240 %. Для женщин до 30 лет сила кисти составляет 45—50 %. Сила кисти нарастает с возрастом, достигая максимальных величин к 31—35 годам и снижается после 40—50 лет, особенно у лиц, не занимающихся физическим трудом и физической культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Очень важно уметь самостоятельно контролировать состояние своего здоровья. Но стоит заметить, что одних только знаний по методам самоконтроля недостаточно.

Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих в ходе учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой. Не менее важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективно восстанавливать функциональные возможности организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

2. Бароненко В.А. «Здоровье и физическая культура студента» - М.: Альфа-М, 2003 г.

3. http://studopedia.net/6_53107_organizma.html

4. http://www.sport-control.ru/index.php?go=Content&id=15

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма