Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 10:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности методики организаций занятий по футболу.
Задачи:
Изучить особенности обучения и тренировки по футболу;
Изучить особенности обучения двигательным действиям в футболе;
Указать основные формы, средства и методы обучения в футболе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
Единство обучения, тренировки и воспитания…………………………. 5
Задачи, принципы обучения и тренировки…………………………….. 6
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
2.1 Формирование двигательных навыков…………………………………….. 9
2.2 Структура процесса обучения……………………………………………... 11
2.3 Спортивный инвентарь в футболе. Травматизм…. ……………………... 15
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
3.1 Формы организации обучения в футболе……………………………….... 19
3.2 Средства обучения и тренировки………………………………………….. 21
3.3 Методы обучения и тренировки………………………………………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
Тренажеры необходимы для физической подготовки игроков, развития силовых качеств. [10;11]
К восстановительным объектам можно отнести сауну, бассейн и т.д.
Для занятий в зимнее время желателен так называемый манеж, или крытый спортзал, причем пол должен быть в достаточной степени мягким (например, из коврового покрытия). Все это обеспечивает хорошие условия для полноценного учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям.
Занятия проводятся в наиболее подходящее, по мнению тренера, время, длятся не более двух часов и включают в себя разминку, силовые упражнения, упражнения на развитие скорости и выносливости, тактические занятия, разработку реализации “стандартных положений” - штрафных, угловых, свободных ударов, разработку комбинаций -“домашних заготовок”, тренировку с вратарями (а подготовка голкиперов отличается от подготовки полевых игроков - упор делается на прыгучесть, реакцию, растяжку, гибкость) [10;11].
После этого желателен кросс, развивающий выносливость и успокаивающие упражнения. Иногда можно провести в рамках тренировки двустороннюю игру, но это чревато естественными травмами, поэтому не стоит злоупотреблять “двусторонками” в период достаточной игровой практики.
Травматизм в футболе[8].
Футбол требует от игроков высокой степени физической подготовленности, силы, выносливости, быстроты зрительно – двигательной реакции. Игра в футбол связана с длительной физической нагрузкой на весь организм спортсмена, сердечно – сосудистую и нервную систему, опорно – двигательный аппарат. Самая же большая нагрузка приходится на нижние конечности, и с нарастанием утомления часто наблюдается нарушение координации движения.
При противодействии движения, превышающем пределы растяжимости, часто возникают повреждения связок. Вместе с ними травмируются мениски коленных суставов и сумочно – связачный аппарат голеностопного сустава; наблюдаются разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц; сотрясение головного мозга, ушибы тела при столкновении и неудачном падении[8].
У игроков различных амплуа (вратари, защитники, полузащитники, нападающие) выявлены определенные закономерности повреждений. Голкиперы получают повреждения в результате контакта в 50% случаев, защитники - в 42% случаев.
У полузащитников и нападающих наиболее часто травмы происходят во время бега, при падениях и ударах по мячу. Повреждения верхних конечностей в основном происходят вследствие падения на землю, тогда как в нижних конечностях контактные повреждения являются основным источником переломов и растяжений, особенно коленного сустава[8].
Половина повреждений менисков и растяжений передней прямой мышцы обусловлена ударами по мячу. Повреждения мышц задней поверхности бедра обычно бывают во время ускорений. Количество травм примерно в 2 раза выше во время официальных матчей, чем во время тренировок, что связано с высоким уровнем мотивированности на достижение победы, и, как следствие, - значительная степень нервно-психического напряжения, что повышает жесткость игры и склонность к агрессии[8].
Физическая усталость снижает концентрацию внимания и увеличивает потенциальную опасность травмы, поэтому количество травм во второй половине игры примерно на 50% больше, чем в первой. Исследователи в этой связи подчеркивают роль физического утомления как фактора, ведущего к травмам[8].
Между окончанием одного чемпионата и началом другого промежуток 4 месяца. В течение этого времени многие игроки теряют спортивную форму. Самую большую опасность травматизма в этой ситуации представляют собой контрольные игры в межсезонье, когда встречаются разные по классу и уровню готовности команды.
Общеизвестно, что профилактические мероприятия обходятся гораздо дешевле, чем лечение. Так, в 2003 году итальянский клуб “Милан“ открыл собственную медицинскую лабораторию, в которой медперсонал команды исследует различные характеристики игроков[8].
Задачи центра - улучшение
физического состояния
В сезоне 2003-2004 гг. футболистов почти не беспокоили травмы, а такие игроки, как Кларенс Зеедорф и Андреа Пирло, сумели восстановиться после серьезных травм колена в кратчайшие сроки. В Европе, если какой-то спортсмен почувствует боль, он сразу покидает команду и начинает тренироваться по индивидуальной программе. В России таких игроков начинают подозревать в желании увильнуть от нагрузок.
Таким образом, чтобы сократить травматизм в футболе нужно, чтобы игроки всегда были под постоянным контролем врача и тренера, основной задачей которых является совместная работа по укреплению мышечно-связочного аппарата тренировками на координацию, что ведет к минимизации травматизма.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях по футболу.
Занимающиеся должны строго
соблюдать дисциплину и порядок при выполнении
полученных заданий, а судьи и капитаны
команд – пресекать всякие нарушения
дисциплины и правил игры.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
3.1 Формы организации обучения в футболе
Основной формой организации обучения и тренировки футболистов является урок (тренировочное занятие). Он строится в соответствии с дидактическими принципами и методическими закономерностями учебно-тренировочного процесса[5].
К уроку предъявляются следующие основные требования:
1. Воздействие тренировочного
занятия должно быть
воспитательным, оздоровительным и специальным.
2. Содержание урока должно отвечать конкретным задачам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и быть направлено на расширение круга знаний, умений и навыков.
3. В процессе урока нужно применять разнообразные средства и методы обучения и совершенствования, что обусловлено постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов и адаптационными процессами.
4. Каждый отдельный урок
должен иметь неразрывную
Структура урока предусматривает три части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части (разминке) происходит начальная организация занимающихся, объясняются задачи и кратко раскрывается содержание тренировочного занятия.
Главная цель подготовительной части - функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности, поэтому используемые средства по координационной структуре и характеру нагрузок должны соответствовать особенностям упражнений основой части. Продолжительность подготовительной части составляет около 15-20% общего времени.
Основная часть направлена на решение задач урока, связанных с обучением и совершенствованием техники и тактики, развитием специальных физическим качеств и т.д. [5].
При этом задачи формулируют конкретно с использованием общепринятой терминологии, а их количество не должно превышать двух-трех.
При построении основной части руководствуются следующими положениями:
Продолжительность основной части зависит от общего объема тренировочной нагрузки и обычно составляет 70-80% общего времени. Заключительная часть урока должна обеспечивать постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние.
В конце урока подводятся итоги, даются индивидуальные задания. На заключительную часть отводится 5-10% общего времени. В зависимости от цели и задач в подготовке футболистов используют комплексные и тематические занятия.
Комплексные занятия направлены на одновременное решение нескольких задач подготовки: физической, технической и тактической. В тренировке юных футболистов преимущественно применяют комплексные уроки.
Тематические занятия связаны с углубленным овладением одной из сторон подготовки: физической, технической или тактической. Организационной формой и методической основой проведения урока являются групповые и индивидуальные тренировочные занятия[5].
Групповые занятия проводятся с отдельной учебной группой или командой. Командный характер игры в футбол предусматривает повышенное требование к взаимодействию между игроками, необходимость решения коллективных задач.
В связи с этим процесс обучения и воспитания более эффективен в групповых занятиях. Этому способствует индивидуализация заданий с учетом особенностей и подготовленности занимающихся.
В групповых занятиях занимающиеся выполняют задания при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При фронтальном методе предлагается одно и то же задание, которое выполняется всеми одновременно. В подгруппах (например, защитников и нападающих) занимающиеся получают отдельные задания[5].
При индивидуальном методе отдельные футболисты получают самостоятельные задания (например, вратарь). Организация занятий фронтальным методом используется преимущественно в процессе обучения, так как позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. При тренировке в подгруппах и самостоятельно ограничены возможности контроля, но более эффективна индивидуализация.
В индивидуальных занятиях используются различные средства и методы тренировки с учетом индивидуальных особенностей футболиста. Цель тренировки - ускорение темпов совершенствования спортивного мастерства. Свое конкретное выражение цель и задачи тренировки получают в индивидуальных планах, которые разрабатываются совместно тренером и игроком. Индивидуальные занятия проводятся в самостоятельной и групповой формах[5].
3.2 Средства обучения и тренировки
Основным средством подготовки футболистов являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи.
Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения[9].
Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др.
Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки. Однако мера влияния физического упражнения на различные аспекты подготовки футболистов неодинакова. Поэтому физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию[2,3].
Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча (рис. 2).
Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные. Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций.
По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по мини-футболу.
Рисунок 2 - Классификация основных средств обучения
Специальные упражнения - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств[3].
К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом:удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д., а также, игровые упражнения (различные “квадраты”, держание мяча и т.д.).