Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 10:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности методики организаций занятий по футболу.
Задачи:
Изучить особенности обучения и тренировки по футболу;
Изучить особенности обучения двигательным действиям в футболе;
Указать основные формы, средства и методы обучения в футболе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
Единство обучения, тренировки и воспитания…………………………. 5
Задачи, принципы обучения и тренировки…………………………….. 6
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
2.1 Формирование двигательных навыков…………………………………….. 9
2.2 Структура процесса обучения……………………………………………... 11
2.3 Спортивный инвентарь в футболе. Травматизм…. ……………………... 15
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
3.1 Формы организации обучения в футболе……………………………….... 19
3.2 Средства обучения и тренировки………………………………………….. 21
3.3 Методы обучения и тренировки………………………………………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
2.1 Формирование двигательных навыков…………………………………….. 9
2.2 Структура процесса обучения……………………………………………... 11
2.3 Спортивный инвентарь в футболе. Травматизм…. ……………………... 15
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
3.1 Формы организации обучения в футболе……………………………….... 19
3.2 Средства обучения и тренировки………………………………………….. 21
3.3 Методы обучения и тренировки………………………………………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….29
ВВЕДЕНИЕ
Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных футболистов. Подготовка учащихся осуществляется строго в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности[1].
В связи с тем, что мальчики 8-11 лет имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных функций, необходим внимательный индивидуальный подход к занимающимся.
Начальное обучение юных футболистов 9-11 лет по технике ведения мячом и тактике игры следует проводить при помощи упражнений, доступных для детей этого возраста.
Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимальном темпе, применять упражнения, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку изучать в одном занятии более двух-трех тренировочных приемов, проводить двусторонние игры в общепринятых составах на футбольном поле установленных размеров[1].
Ознакомление начинающих футболистов – основными группами технических приемов, позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствует формированию стойкого интереса занимающихся к футболу. Овладение тактическими действиями в условиях командной игры 11х11 является для них наиболее трудной задачей.
Мальчикам: доступно овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями в двусторонних играх и игровых упражнениях в ограниченных составах 3х3, 4х4, 5х5 и т.п.
Для воспитания игрового мышления необходимо широко использовать подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложенной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами[1].
Учитывая, что двигательный навык успешно формируется на базе достаточной физической подготовленности, в занятиях с детьми 8-10 лет до 50% времени следует отводить физической подготовке.
Актуальностью темы курсовой работы, является, то что, в условиях реформирования системы образования, в сегодняшнее время, сильно искажается видение тех основных форм занятий, средств и методов, которые по-настоящему необходимы для воспитания настоящего футболиста.
На занятиях используются доступные средства из программного материала по общей физической подготовке с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости. Для решения задач, стоящих перед группами начальной подготовки используются в основном комплексные учебно-тренировочные занятия[1].
В возрасте 10-12 лет значительное внимание следует уделять воспитанию быстроты движений в тесной связи с развитием ловкости, что создает необходимую основу для успешного овладения рациональной техникой передвижения. Значительное повышение скорости бега в этом возрасте обусловлено естественным ростом быстроты движений, предпочтение отдается естественным движениям, выполняемым в игровой форме, в спортивных и подвижных играх[1].
Игровой материал должен занимать до 50% времени. В возрасте 12-14 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной системы[3].
Поэтому значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, быстрых спрыгиваний и выпрыгиваний, переменных ускорений в беге.
Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности методики организаций занятий по футболу.
Задачи:
Данная курсовая работа состоит
из 3 глав, 3 рисунков, заключения и списка
использованных литературных источников.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ
ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
Спортивная подготовка футболистов - это многолетний специально организованный педагогический процесс, связанный с использованием всей совокупности необходимых средств, методов, условий и направленный на достижение высокого спортивного мастерства[2].
Цели и задачи спортивной подготовки решаются в процессе обучения, тренировки и воспитания.
Под обучением принято понимать начальный этап овладения занимающимися необходимой системой знаний, умений и навыков. Основное содержание обучения – это освоение “школы”, т.е. техники, основных индивидуальных и групповых тактических действий, формирование умений тренировочной и соревновательной деятельности. При этом обучение тесно связано с физическим развитием занимающихся. Тренировка - дальнейший специализированный этап спортивного совершенствования, направленный на углубленное развитие технико-тактического мастерства, специальных физических и психических качеств.
Между обучением и тренировкой нет резкой грани, так как, обучая, Мы одновременно тренируем, а, тренируя - обучаем. Условное разделение этих понятий позволяет более четко определять задачи для каждого этапа многолетней подготовки, выбирать наиболее эффективные средства и методы для их решения[2].
Причем удельный вес обучения и тренировки в структуре различных этапов подготовки неодинаков. Процесс обучения и тренировки должен носить воспитывающий характер. Воспитание - это целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого[3].
Совершенствование морально-волевых качеств и психологических возможностей - главные задачи процесса воспитания спортсменов.
Обучение, тренировка, воспитание взаимосвязаны и взаимообусловлены прежде всего единством согласованной деятельности тренера и коллектива футболистов.
Задачи подготовки высококвалифицированных футболистов могут быть решены только при условии ведущей роли тренера. Он должен опираться в работе на научно обоснованную теорию, непрерывно совершенствовать специальные знания, быть в курсе последних достижений науки и практики и уметь внедрять их в процесс обучения и тренировки футболистов.
Целевой установкой подготовки футболистов является воспитание высококвалифицированных спортсменов, отвечающих современным требованиям мирового футбола и способных добиваться высоких спортивных результатов[3]. Исходя из цели подготовки, в процессе обучения и тренировки решаются следующие основные задачи:
1. Воспитание высоких моральных и волевых качеств.
2. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие.
З. достижение высокого уровня основных физических качеств и совершенное овладение техникой и тактикой игры.
4. достижение высокого
уровня индивидуальной и
5. достижение и многолетнее сохранение высокой общей и специальной
работоспособности.
6. Приобретение глубоких
теоретических знаний и
С учетом цели и основных задач обучения и тренировки определяются задачи отдельных этапов многолетней подготовки юных и квалифицированных футболистов[3].
Принципы.
Обучение и тренировка, как специально организованный педагогический процесс, строятся в соответствии с общими принципами физического воспитания дидактическими (педагогическими) принципами обучения и методическими закономерностями учебно-тренировочного процесса[9].
К методическим принципам спортивной тренировки относятся: принципы сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, прогрессирования, применительно к футболу эти принципы реализуются с учетом его специфики и особенностей учебно-тренировочного процесса футболистов различного возраста и квалификации.
Принцип сознательности и активности направлен на успешное решение общей цели и задач тренировки. Без сознательного и активного отношения к повседневным занятиям невозможно добиться высоких спортивных результатов.
Важнейшим условием формирования сознательного отношения к занятиям является мотивация. Не только желание играть в футбол, но и глубокое понимание цели и задач тренировки, средств, методов и содержания изучаемого материала способствуют стабильному интересу и активному отношению к занятиям[3].
Нужно так организовать тренировочный процесс, чтобы овладение программным материалом удовлетворяло потребности занимающихся. Опираясь на устойчивый интерес к занятиям футболом, можно решать необходимые задачи как учебно-тренировочного, так и воспитательного характера. Важнейшим средством повышения сознательности и активности являются индивидуальные занятия.
Принцип сознательности и активности тесно связан с воспитанием инициативы, самостоятельности, творческого отношения к выполнению тренировочных занятий. Активность в процессе обучения во многом обеспечивается доступностью учебных заданий. Оптимально трудные задачи стимулируют активность. Особенно важна активность в соревнованиях. В процессе обучения и тренировки ведущую роль играет тренер. Однако он не должен сдерживать высокую активность и самостоятельность воспитанников.
Эффективность тренировочного процесса и высокие спортивные достижения немыслимы без активного, сознательного, творческого приложения сил самих занимающихся[3].
Принцип систематичности предусматривает регулярность и последовательность обучения и тренировки. Регулярность обусловливается оптимальным количеством тренировочных занятий, соревнований и отдыха, рациональной динамикой величины и направленности нагрузки. Рациональная последовательность обучения существенно сокращает сроки освоения учебного материала. Быстрота и качество формирования умений и навыков во многом зависят от содержания предшествующего обучения[9].
Последовательность в подборе средств и методов на каждом этапе многолетней подготовки определяется объективными закономерностями переноса двигательных и физических качеств. Принцип систематичности реализуется в оптимальном количестве повторений средств обучения и тренировки, используемых как в отдельном занятии, так и в системе тренировок.
Принцип наглядности обеспечивает необходимые условия освоения и совершенствования технических приемов и тактических действий, развития физических и психических качеств. Принцип наглядности преимущественно реализуется в натуральном показе изучаемого действия. Однако не всегда его можно показать многократно, в необходимых параметрах, с акцентом на важных деталях. Лучший методический прием показа – это сочетание натуральной демонстрации с анализом фото - и кинограмм, кино- и видеоматериалов.
Метод наглядного воздействия используют в тесной взаимосвязи с методом слова. Оптимальное соотношение этих методов стимулирует активность восприятия и способствует успешности обучения[9].
Принцип доступности и индивидуализации требует соответствия изучаемого материала, средств и методов его освоения и форм организации обучения возрастным особенностям занимающихся, их возможностям и уровню подготовленности. Величина и направленность тренировочной нагрузки должны соответствовать конкретным задачам, уровню развития специальных качеств, объективным условиям тренировки.
Следует помнить, что чрезмерные нагрузки снижают интерес к занятиям, вредно отражаются на тренированности и, в конечном счете - на спортивных результатах.
Однако принцип доступности не исключает необходимости выполнения упражнений, требующих максимальных физических и волевых усилий и вызывающих значительное утомление. Доступными надо считать нагрузки, способствующие укреплению здоровья, повышению функциональной готовности, росту спортивного мастерства. Мера доступности - показатель непостоянный[9].