Лечебно-профилактическая физкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:25, реферат

Краткое описание

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………….1
2. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата ………………………………………………………………………………..2
3. Влияние физических тренировок на опорно-двигательный аппарат…....3
4. Методы оценки………………………………………………………...........4
5. Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата…………………5
6. Плоскостопие……………………………………………………………….6
7. Функциональное нарушение осанки……………........................................7
8. Сколиоз……………………………………………………………………...8
9. ЛФК в комплексной реабилитации больных………..................................8
10. Разгрузка позвоночника…………………..................................................15
11. Болезни суставов………………………………….....................................17
12. Примерный комплекс упражнений…………………................................18
13. Заключение………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

реферат по ЛФК.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Болезни суставов

 

По данным ВОЗ, каждый пятый житель планеты имеет нарушение  функций суставов или предъявляет  жалобы на боли в них. Из многочисленных заболеваний суставов наиболее распространены воспалительные заболевания - артриты и дегенеративные - артрозы.

К первой группе заболеваний относятся артриты инфекционные, артрит ревматоидный и др. Ко второй — деформирующий остеоартроз, периартриты и др.

Артриты — системное  заболевание соединительной ткани, проявляющееся главным образом  хроническим прогрессирующим воспалением суставов, ограничением движений в суставе, атрофией мышц и др. При прогрессировании заболевания ограничение движений нарастает, боли в суставе возникают не только при нагрузке, но и в покое.

Роль тренировок в  период ремиссии особенно велика. Под  влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль.

Активные движения следует  выполнять в облеченных условиях (в положении лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями.

При инфекционных артритах в занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в осенне-зимний период из-за опасности обострения заболевания.

При артрозах показаны занятия  на тренажерах, гидрокинезотерапия, плавание. Кроме того, в занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде, греблю и др.

При проведении самостоятельных занятий включают езду на велосипеде (велотренажере), ходьбу на лыжах и закаливающие процедуры.

 

Общие упражнения для подвижности суставов

Для повышения  подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

  • Исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.
  • Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.
  • Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.
  • Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).
  • Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.
  • Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.
  • Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.
  • Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.
  • Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.
  • Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

Примерный комплекс физических упражнений.

Общеразвивающие упражнения

1. Лежа на спине, руки в  стороны, в правой руке теннисный  мяч. Руки соединить впереди,  переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10—12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль  туловища, в правой руке мяч.  Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч  в другую руку. То же повторить  другой рукой 5—6 раз. Смотреть  на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед  — в стороны. Выполнять окрестные движения прямыми руками в течение 15—20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, руки вперед  — в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох.

5. Лежа на спине, в поднятых  вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха — выдох.

6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15—20 с.

7. Лежа на спине, в правой  руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8. Сидя на полу, упор руками  сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять окрестные движения 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками  сзади, прямые ноги. Поочередно  поднимать и опускать ноги. Выполнять  15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги.

10. Сидя на полу, упор руками  сзади. Мах правой ногой вверх — влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

11. Сидя на полу, упор руками  сзади. Правую ногу отвести  •вправо, вернуть в исходное  положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками  сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10—15 с каждой ногой. Смотреть на мысок.

13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10—15 с. Смотреть на мыски.

14. Стоя, держать гимнастическую  палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

15. Стоя, держать гимнастическую  палку внизу. Присесть и поднять  гимнастическую палку вверх, вернуться  в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

16. Стоя, держать гантели впереди.  Круговые движения руками в одном и другом направлении — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17. Стоя, держать гантели  впереди. Одну руку поднимать,  другую — опускать, затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18. Стоя, гантели в опущенных  руках. Поднять гантели вверх,  затем опустить. Смотреть сначала  на правую гантель, затем на  левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. Стоя, в вытянутой  руке обруч. Вращать обруч в  одну, затем в другую сторону 20—30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20. Стоя, смотреть только  вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.

21. Стоя, смотреть только  вперед на какой-либо предмет.  Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Примечание. Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3—4 кг.

При выполнении упражнений рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

Специальные упражнения.

1. Передача мяча от груди к  партнеру, стоящему на расстоянии 5—7 м. Повторить 12—15 раз.

2. Передача мяча партнеру из-за  головы. Повторить 10—12 раз.

3. Передача мяча партнеру одной  рукой от плеча. Повторить 7—10 раз каждой рукой.

4. Подбросить мяч обеими руками  вверх и поймать. Повторить  7—8 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой. Повторить 7—8 раз.

6. Ударить с силой мяч об  пол, дать ему подскочить и  поймать одной или двумя руками. Повторить 6—7 раз.

7. Броски теннисного мяча в  стену с расстояния 5—8 м. Повторить  по б—8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

9. Бросить теннисный мяч с  таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

10. Броски мяча в баскетбольное  кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3—5 м. Повторить 12—15 раз.

11. Верхняя передача партнеру  волейбольного мяча. Выполнять в течение 5—7 мин.

12. Нижняя передача волейбольного  мяча партнеру. Выполнять в течение 5—7 мин.

13. Подача волейбольного мяча  через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10—12 раз.

14. Игра в бадминтон через  сетку и без нее — 15—20 мин.

15. Игра в-настольный теннис —  20—25 мин.

16. Игра в большой теннис у  стенки и через сетку — 15-20 мин.

17. Ира в волейбол — 15—20 мин.

18. Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8—10 м — 15—20 мин.

19. Передача футбольного мяча  в парах (пас) на расстоянии 10—12 м — 15—20 мин.

20. Броски обруча вперед с  приданием ему обратного вращения.

Подвижные игры

1. Эстафета с бегом, броском  мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2. Эстафета с передачей мяча  во встречных колоннах.

3. Игры с метанием мяча в  мишень.

4. Игры с метанием мешочка  с песком на стул либо в  квадрат, начерченный на полу.

5. Игры с метанием теннисного  мяча в корзину.

6. Игра в "челнок" с метанием набивного мяча.

7. Гонка мячей по кругу.

Заключение

 

Занятия физической культурой  должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.

Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается каким-либо видом спорта.

Здоровье человека будет  в первую очередь зависеть от стиля  жизни, который в большей степени  носит персонифицированный характер и определяется историческими и  национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Рекомендуется занятия  физическими упражнениями всегда проводить  на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания - солнце, свежий воздух.

В заключении можно сделать  следующие выводы:

1) курс физической  реабилитации больных сколиозом  способствует укреплению мышц  спины, боковых мышц туловища  и особенно живота;

2) при физических упражнениях  нормализуется тонус мышц;

На основе собственных  результатов исследований и анализа  литературных источников можно сказать, что физическая реабилитация повышает функциональные резервы и защитные силы организма. Адекватно подобранные средства и методы физической реабилитации улучшают трофику органов и тканей, ведут к более быстрому восстановлению нарушенных функций.

Опорно-двигательный аппарат  составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Занятие  физическими упражнениями и спортом  увеличивают прочность костной  ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

 

Список использованной литературы.

Асташенко О.И. Энциклопедия лечебных движений при различных заболеваниях. – М.: Норма-М, 2010

Калюжнова И.А., Перепелова О.В.  Лечебная физкультура и оздоровительная  гимнастика. Домашний справочник. – Тверь, Учение, 2009

Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. – М.: Норма-М, 2008

Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Большая  энциклопедия оздоровительных гимнастик. – СПб.: Нева, 2009

Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. – СПб.: Проспект, 2006

    1. «Опорно-двигательный аппарат». Казань, 1972.

Степаненков Э.Я. Теория  и методика физического воспитания и развития ребенка. – Киев, 2001.

    1. http://pozvonok.ru/

http://sportlib.ru/

 

Оглавление:

 

  1. Введение…………………………………………………………………….1
  2. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата ………………………………………………………………………………..2
  3. Влияние физических тренировок на опорно-двигательный аппарат…....3
  4. Методы оценки………………………………………………………...........4
  5. Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата…………………5
  6. Плоскостопие……………………………………………………………….6
  7. Функциональное нарушение осанки……………........................................7
  8. Сколиоз……………………………………………………………………...8
  9. ЛФК в комплексной реабилитации больных………..................................8
  10. Разгрузка позвоночника…………………..................................................15
  11. Болезни суставов………………………………….....................................17
  12. Примерный комплекс упражнений…………………................................18
  13. Заключение………………………………………………………………...21

Информация о работе Лечебно-профилактическая физкультура