Лечебная физкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 12:19, реферат

Краткое описание

Лечебная физическая культура – самостоятельная научная дисциплина, использующая для лечения и профилактики различных заболеваний средства физической культуры.
В основе лечебного действия физических упражнений лежит систематическая, строго дозированная тренировка, которая кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывает влияние на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость больного к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…..3
Исторический очерк развития лечебной
физической культуры………………………………………………………..3
Лечебная гимнастика в древнем мире…………………………………..4
Лечебная гимнастика в эпоху феодализма……………………………..5
Лечебная гимнастика в эпоху капитализма..…………………………..7
Основы общей патологии. Общее учение о здоровье и болезни………..11
Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия
физических упражнений………………………………………………...…13
Лечебная физическая культура при деформациях
опорно-двигательного аппарата…………………………...........................15
Лечебная физическая культура при дефектах осанки
и деформациях позвоночника…………………………………..................16
Дефекты осанки, их предупреждение и устранение………………..16
Лечебная физическая культура при заболеваниях почек………………..18
Библиографический список………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Лечебная_физкультура.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     Индивидуальная  приспособляемость организма очень велика и зависит от конституции и реактивности организма. Большое значение имеет специальная, специфическая тренированность, что хорошо видно на примере любителей зимнего плавания, так называемых «моржах», вырабатывающих путем постепенного привыкания к холодной воде способность без вреда для организма переносить длительные холодовые воздействия.

     При помощи так называемой физиологической  регуляции в организме создаются  постоянные условия существования. При перегревании, зависит ли это от слишком высокой температуры вне организма или от интенсивной мышечной деятельности, сопровождающейся усиленной выработкой тепла, начинается обильное выделение пота, учащается и становится более глубоким дыхание, расширяются кожные сосуды и т. д. Благодаря этому увеличивается теплоотдача, что способствует сохранению оптимальной для организма температуры тела. Эта высокая реактивность организма обеспечивает то состояние благополучия, которое является характерным для понятия здоровье. Чем шире диапазон физиологической регуляции, тем лучше и состояние здоровья человека.

     Однако  приспособляемость организма не бесконечна. Воздействия могут быть настолько велики и активны, что регулирующая способность окажется недостаточной, вследствие чего нормальное состояние организма и его функции нарушаются. Возникающая в этих условиях измененная, менее совершенная регуляция функций уже будет патологической, характерной для болезненного состояния, и сопровождается появлением целого ряда неприятных субъективных ощущений, как боли, головокружения, слабость, ознобы и т. д. Могут появляться и видимые нарушения функции органов, как застой крови, рвота и т. д. Всем этим явлениям сопутствует понижение или потеря работоспособности. Возникает болезнь, которую определяют как нарушение жизнедеятельности человека под влиянием чрезвычайных раздражителей, характеризующихся ограничением приспособления его к внешней среде с снижением трудоспособности.

     Между состоянием здоровья и состоянием болезни нет резкой границы. Болезнь может возникать постепенно и незаметно. Человек практически здоров до тех пор, пока требования, предъявляемые к нему, не превышают его приспособительных возможностей.

     Изучение  причин заболевания давно привлекало внимание человечества. На низких ступенях общественного развития считали, что болезни могут вызывать «дурной глаз», колдовство и т.д. Еще в XVI в. Парацельз причиной болезни считал изменение «архея», невидимого живого начала, получаемого человеком от всевышнего. В дальнейшем это понятие было заменено понятием анимизм которое в XIX в. было известно под названием витализм, что подразумевало изменение некой жизненной силы.

     Еще в глубокой древности объективная оценка причин заболеваний привела к появлению материалистических воззрений. Живший в IV в. до нашей эры знаменитый греческий врач, «отец медицины» Гиппократ причинами болезней считал изменение состава соков организма, которых у человека он признавал четыре: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Поскольку, по Гиппократу, болезнь является следствием изменения жидкой среды, изменением их взаимоотношений, появилась гуморальная теория возникновения болезней

     Рассматривая организм человека как единое целое, медицина учит лечить больного, а не болезнь, возникающую в результате взаимодействия разнообразных неблагоприятных факторов с организмом. Для появления болезни имеют значение функциональное состояние человека в данный момент, его конституциональные особенности и наследственность.

     В сложном взаимодействии организма с внешней средой следует выделить главную, конкретную причину, которая и вызвала данную болезнь. Так, без проникновения в организм бактерий туберкулеза не может развиться туберкулез. Хотя контакт с туберкулезной палочкой бывает почти у всех людей, заболевают лишь единицы, организмы которых из-за своих функциональных, реактивных особенностей на данном этапе не смогли справиться с инфекцией. Поэтому воздействия только одного микроба недостаточно, чтобы вызвать заболевание, что и бывает при эпидемиях, когда, несмотря на несомненный контакт с заболевшими, часть населения остается здоровой. Другими словами, для возникновения заболеваний требуется комплекс условий, действующих не обособленно, а в связи с внешней средой. В этом комплексе условий всегда есть главная причина, являющаяся решающей для начала заболевания.

     Внешняя среда не всегда находится в комплексе  неблагоприятных причин, вызывающих заболевание. Если человек переутомлен, сильно переохладился, плохо питается и т. д., все это, ослабляя организм, будет играть отрицательную роль и способствовать возникновению заболеваний. В противовес этому хорошее, полноценное питание, правильный режим жизни, рациональные занятия физической культурой, материальное благополучие являются условиями, повышающими сопротивляемость организма к влиянию вредных начал, например болезнетворных бактерий. 

КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ 

Содержание метода лечебной физической культуры 

     В медицине для каждого метода лечения характерно наличие фактора, действующего на больного в лечебных целях. В лечебной физической культуре таким фактором – основным средством – являются физические упражнения. Лечебная физическая культура является лечебным методом потому, что имеет собственную методику применения физических упражнений (общую и частную) и систему организации использования метода в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях.

     Лечебная  физическая культура изучает рациональное применение средств физической культуры к больному человеку и те изменения, которые наступают у больных под влиянием регулярного применения физических упражнений. В основе ее теоретических позиций лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, биохимии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также клинические знания, научно обосновывающие применение физических упражнений к различным категориям больных.

     Лечебная  физическая культура как метод лечения  имеет ряд особенностей.

     Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к больным физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе самого больного. Во время занятий лечебной гимнастикой больной должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие у больного представления о характере упражнения, которое нужно выполнить, позволяют ему сознательно реализовать и координировать свои движения. Это сознательное и волевое участие больного в сложном процессе упражнения позволяет усиливать у него восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.

     Лечебная  физическая культура является методом  общего воздействия на организм больного. С этих позиций физическое упражнение, как своеобразный раздражитель, стимулирующий физиологические процессы всего организма, рассматривается как неспецифический раздражитель, вызывающий общую ответную реакцию всего организма.

     Лечебная  физическая культура является методом  активного, функционального лечения. Систематическое выполнение больными физических упражнений развивает функциональные резервы, как пораженной системы, так и всего организма, в конечном итоге приводит к повышению функциональной адаптации больного.

     Одной из характерных черт лечебной физической культуры является тренировка больных с помощью физических упражнений. В процессе тренировки больных в зависимости от лечебных задач воспитываются такие качества, как быстрота реакции, сила, ловкость и выносливость. Одновременно происходит налаживание координационных связей, двигательных навыков, что имеет особенно важное значение применительно к больным с расстройством функции движения. В отличие от спортивной тренировки, которая предусматривает нагрузки с максимальным психическим и физическим напряжением, тренировка больных в лечебной физической культуре ограничена рамками дозировки. В связи с этим процесс лечения и восстановления сил больного при применении лечебной физической культуры должен находиться в полном соответствии (принцип адекватности) с функциональными возможностями больного человека. Для получения лучших лечебных результатов необходимо соблюдать следующие методические правила:

     1. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнении и последовательности их применения в зависимости от общего состояния больного, возраста, состояния тренированности п учета особенностей заболевания.

     2. Регулярность применения физических  упражнений понимается как ежедневное их использование. При поражении нервно-мышечного аппарата и расстройстве функции движения, а также и при ряде заболеваний внутренних органов – несколько раз в день, дробными нагрузками.

     3. Длительность применения физических упражнений – необходимое условие для получения лечебного успеха.

     4. Нарастание в процессе тренировки  физической нагрузки, определяемой характером используемых упражнений и методикой их применения. Физическая тренировка больных только тогда приведет к успеху, когда этот процесс будет постепенно возрастать и усложняться, т. е. будут повышаться требования к больному при выполнении физических упражнений.

     В лечебной физической культуре следует различать упражнения общего и специального воздействия.

     Первые  преследуют оздоровление и развитие всего организма больного и применяются в самых разнообразных видах. Специальные упражнения ставят целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой.

     Упражнения  общеукрепляющие и специальные  рассматриваются не абстрактно, а конкретно по отношению к каждому больному, индивидуально, или применительно к группе больных с определенной формой заболевания или травмы. Так, упражнения общеукрепляющие, осуществляя общую тренировку больного, оказывают общеоздоровительное влияние на весь организм.

     Упражнения  специальные преимущественно тренируют и развивают те функции, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. Так, например, при переломе костей правой голени упражнения для правой ноги (как поврежденной системы) будут рассматриваться как упражнения специальные. Упражнения же для здоровых конечностей и туловища будут являться общеукрепляющими. Обычно при применении лечебной гимнастики упражнения общеукрепляющие и специальные чередуются в своей последовательности, обеспечивая как общее воздействие га организм больного, так и развитие функциональных проявлений пораженных систем. 

ЛЕЧЕБНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕФОРМАЦИЯХ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 

     Различные деформации опорно-двигательного аппарата могут быть распределены по признаку причин, их вызнавших, на следующие основные группы: деформации врожденного происхождения; возникшие в связи с паралитическими изменениями и мышцах, связанные с неблагоприятными условиями статической нагрузки, зависящие от развития хронических дегенеративных процессов в суставах, являющиеся следствием некоторых инфекционных заболевании. Подобное подразделение деформаций допустимо лишь как схема, так как большинство из них вызывается не одной причиной, а зависит от их сочетания.

     Устранение  стойких ортопедических деформации конечностей и позвоночника может быть достигнуто лишь путем применения сложного комплекса средств консервативного и хирургического характера. В связи с этим особенно большую роль приобретает предупреждение деформации и проведение лечения и начальном периоде их формирования. Основное место здесь занимает группа профилактических мероприятий, направленных па предупреждение прогрессировать деформаций. Известную профилактическую роль играет также устранение нефиксированных изменений позвоночника и конечностей.

     Большое значение в разрешении этих задач  имеет использование метода лечебной физической культуры. 

ЛЕЧЕБНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ

И ДЕФОРМАЦИЯХ ПОЗВОНОЧНИКА 

     Имеется определенная взаимосвязь между  часто наблюдающимися у детей и взрослых привычными порочными установками туловища, плечевого пояса и фиксированными деформациями позвоночника. В результате длительного сохранения порочного положения тела в мышечно-связочно-сухожильном аппарате могут возникнуть стойкие нарушения вторичного характера. Но было бы ошибочно считать, что обязательным следствием дефекта осанки явится деформация позвоночника, так как ее возникновение определяется группой различных причин, связанных как с неблагоприятными влияниями внешней среды, так и органическими изменениями. 

Дефекты осанки, их предупреждение и устранение 

      Осанка  – привычное положение тела непринужденно стоящего человека, образуется в процессе физического развития ребенка и формирования у него статико-динамических функций. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сидения, стояния постепенно формируются физиологические кривизны позвоночника – изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед – шейный лордоз, изгиб в грудном отделе выпуклостью назад – грудной кифоз и изгиб в поясничной области выпуклостью вперед – поясничный лордоз. Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвонковых дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы, центральную нервную систему. Условия внешней среды и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется положение плечевого, тазового пояса, может выработаться наклонность к асимметричному положению тела. Порочные положения тела при стоянии и сидений постепенно принимают характер стереотипа, возникает привычка неправильно держаться, затем это привычное положение тела может закрепиться. Отклонения со стороны осанки могут быть связаны с изменением положения плечевого пояса, таза, туловища. Наблюдаются следующие виды нарушений осанки: крыловидные лопатки, сведенные вперед, и свисающие плечевые суставы, усиление грудного кифоза (сутулость, круглая спина) и поясничного лордоза, плоская спина, осанка с асимметричной установкой плечевого пояса.

Информация о работе Лечебная физкультура