Лечебная физическая культура при диагнозе бронхиальная астма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:26, реферат

Краткое описание

Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

Оглавление

1. История лечебной физической культуры…………………………………3
2. Понятие лечебной физической культуры(ЛФК). Цели и задачи ЛФК…..5
3. Что означает Ваш диагноз – понятие. Цели и задачи ЛФК при вашем диагнозе. Краткая характеристика заболевания. Показания и противопоказания на занятиях физической культуры……………………7
4. Основные средства лечебной физической культуры…………………….11
5. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции…………………………………………………..13
6. Комплекс упражнений ЛФК……………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки России2.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в И П.

5. Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

7. На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

8. Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных  упражнений инструктор урегулирует  соотношение фаз дыхания с  помощью счета: вдох — 1,2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса 'продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

ИП — сидя на стуле

1. Диафрагмальное дыхание.

2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

4. На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

ИП—стоя

1. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

2. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

3. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

4. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных  заболеваниями органов дыхания  целесообразны физические тренировки.

П о к а з а н  и я   к их применению:

• подострый период;

• период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

• начало и полная ремиссия ХНЗЛ;

• тренировочный период при бронхиальной астме.

П р о т и в о  п о к а з а н и я :

• обострение заболеваний;

• острый период заболевания;

• легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

Ф о р м ы   тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в  интервальном режиме. Например, бег 4 мин  со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение  на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в  течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность  бега — 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

 

Основные средства лечебной физической культуры.

Основными средствами лечебной физкультуры (ЛФK) являются физические упражнения (см. схема Классификация физических упражнений), которые делят на следующие: гимнастические, общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах; спортивно-прикладные: ходьба, бег, бросание мячей (надувных, баскетбольных, волейбольных и др.), прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.; игры: малоподвижные, подвижные и спортивные.

 

Схема Классификация физических упражнений

  • Идеомоторные
  • Гимнастические
    • Статические (изометрические)
    • Динамические (изотонические)
      • активные, пассивные
    • По анатомическому признаку
      • — для верхних конечностей
      • — для верхних конечностей и плечевого пояса
      • — плечевого пояса
      • — плечевого пояса и спины
      • — шеи
      • — туловища
      • — мышц брюшного пресса
      • — мышц тазового дна
      • — нижних конечностей
    • По характеру
      • — дыхательные статические, динамические
      • — порядковые
      • — подготовительные
      • — корригирующие
      • — упражнения на равновесие
      • — упражнения на координацию
      • — упражнения с сопротивлением
      • — висы и упоры
      • — подскоки и прыжки
      • — упражнения на растягивание
      • — упражнения на расслабление
  • Спортивно-прикладные
      • — ходьба
      • — бег
      • — ходьба на лыжах
      • — плавание
      • — гребля
      • — катание на коньках
      • — езда на велосипеде
      • — метание мячей и др.
      • — лазание и ползание
      • — упражнения трудовые (трудотерапия)
  • Игры
      • — малоподвижные
      • — подвижные
      • — спортивные
  • Упражнения с предметами и снарядами
      • — без предметов и снарядов
      • — с предметами и снарядами
      • — мячи, гантели и др.
      • — на снарядах (в том числе на тренажерах)

 

Простейшие методики самооценки методики работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры         для их направленной коррекции. Комплекс упражнений ЛФК.

Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это  лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая  гимнастика, самостоятельные занятия  больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки. помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, Райт терапия (прогулки верхом на лошади).

Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, мало групповым (3-5 человек) и групповым (8-15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т.е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит  из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный  раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего  занятия.

В основном разделе занятия  решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела:— 60-80 % всего  времени занятия.

В заключительном разделе  нагрузку постепенно снижают.

Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными  реакциями организма. Простым и  доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения  его частоты во время занятия  называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная  кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить  снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь  несколько вершин. Следует также  проводить подсчет пульса через 3-5 мин после занятия.

Очень важна плотность  занятий, т.е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах  к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20-25 до 50 %. При санаторно-курортном  лечении на тренирующем режиме в  группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80-90 %. Индивидуальные самостоятельные  занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут  осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим  посещением инструктора для получения  указаний.

Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод  дополняет его при занятиях с  детьми.

Спортивный метод применяют  ограниченно и в основном в  санаторно-курортной практике.

При применении ЛФК следует  соблюдать принципы тренировки, учитывающие  лечебные и воспитательные задачи метода:

  1. Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного.
  2. Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии 2 простых и 1 сложное новое упражнение.
  3. Регулярность воздействия.
  4. Длительность занятий обеспечивает эффективность лечения.
  5. Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия.
  6. Разнообразие и новизна в подборе упражнений — достигаются обновлением их на 10-15% с повторением 85- 90% прежних для закрепления результатов лечения.
  7. Умеренные, продолжительные или дробные нагрузки — целесообразнее применять, чем усиленные.
  8. Соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом.
  9. Принцип всесторонности — предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм.
  10. Наглядность и доступность упражнений — особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми.
  11. Сознательное и активное участие больного — достигается умелым объяснением и подбором упражнений.

Курс применения ЛФК разделяют  на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец  курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют схемы и комплексы упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999.
  2. Чернышевский Н. Г. Врачебно-комнатная гимнастика. Соч. доктора Шребера. С сорока пятью ксилографическими изображениями. Полное собрание сочинений: в 15 т. — М., 1947—1950. т. 4.
  3. Попов С. Н., Иванова Н. Л.К 75-летию КАФЕДРЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, МАССАЖА И РЕАБИЛИТАЦИИ РГУФК/ Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации № 3, 2003.

 

 

 


Информация о работе Лечебная физическая культура при диагнозе бронхиальная астма