Контроль в физическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения процесса обучения и воспитания занимающихся, управления его результативностью.
Учет получаемых результатов - необходимое условие целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления процессом физического воспитания.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 49.04 Кб (Скачать)

 

  • Психологический контроль

     В группу методов психологического контроля входят атенциометрия, биоомметрия, хронорефлексометрия, мультиметрия, вольтметрия, виброметрия, частотометрия, темпометрия, анкетные тесты, метод фиксированной установки.

     Функции педагогического учета заключаются в регистрации параметров физкультурно-спортивной деятельности молодежи в соответствии с принципами объективности и конкретности, обеспечивающими точность, объективность, полноту, достоверность, систематичность, простоту и информативность.

     В соответствии с этими принципами выбираются наиболее информативные методы педагогической диагностики, ориентация контроля на регистрацию основных факторов подготовленности, а также организация учета результатов тестирования.

     Учет дает возможность увидеть результаты проделанной работы, осуществимость плановых заданий. Он связан с планированием и дает возможность педагогу проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм тренировки. Различают предварительный, текущий и итоговый виды учета.

     В задачи предварительного учета входит накопление информации, характеризующих молодежи по поло-возрастным признакам, подготовленности, физическому развитию, интересам и потребностям, типологическим и психосоматическим особенностям, данным врачебного контроля. Молодежи с целью конкретизации программ подготовки. Результаты предварительного учета используются при разработке документов рабочего планирования.

     Текущий учет предусматривает регистрацию проведенных занятий, объем нагрузки (суммарный объем работы в часах, количество тренировочных дней, тренировочных занятий), результатов мониторинга. При учете нагрузок применяются показатели, характеризующие величину нагрузки (большие, значительные, средние, малые) на этапе, в микроцикле, на занятии и пр. Оценивается координационная сложность, преимущественная направленность нагрузки на совершенствование разных сторон подготовленности, развитие физических качеств и способностей. Например, при учете нагрузок, направленных на развитие физических качеств, определяется объем работы (в часах и процентах от общего объема), затраченный на развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых качеств, выносливости при работе анаэробного, смешанного и аэробного характера, подвижности в суставах, координационных способностей. Учитываются нагрузки по их физиологической и биохимической направленности, интенсивности и отношению к тому или иному виду подготовки. Также учитываются нагрузки, направленные на совершенствование технико-тактической подготовленности.

  • Биомеханический контроль

    В последнее  время замечено, что в видах  спорта, требующих большой выносливости, спортсмены высшей квалификации  мало отличаются друг от друга  по показателям физической подготовленности (максимальное потребление кислорода,  максимальный кислородный долг  и т. д.). Успех в ответственных  состязаниях сегодня достигается  преимущественно за счет более  эффективной техники двигательных  действий и тактики двигательной  деятельности. Каждому тренеру необходимо  иметь ясное представление о  современных методах биомеханического  контроля и владеть наиболее  полезными и доступными из  них.

 

     Основой биомеханического  контроля в любом виде спорта  является измерение биомеханических  характеристик. Биомеханические  характеристики - это количественные  показатели, позволяющие объективно  оценить уровень технической  и тактической подготовленности.

    Они делятся на три группы:

  • кинематические (характеризующие внешнюю картину движений),
  • динамические (отражающие механизмы возникновения и изменения движений)
  • энергетические (дающие представление о выполняемой спортсменом механической работе, развиваемой мощности, а также об экономичности движений).

     Чтобы осуществить  точный биомеханический контроль, недостаточно оценить величины  биомеханических характеристик  "на глазок". Необходимы точные  методы измерения. Такие методы  сейчас создаются и непрерывно  совершенствуются в нашей стране  и за рубежом и преподаются  в институтах физкультуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И  ФИЗКУЛЬТУРНОГО САМОКОНТРОЛЯ   

2.1. Контроль двигательной  деятельности   

    Контроль двигательной деятельности занимающихся включает:

  • контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;
  • контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом;
  • контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений);
  • контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).

     Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем в норме. Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным.

     В целом  деятельность и сопряженные с  нею взаимодействия занимающихся  контролируются в процессе физического  воспитания в трёх аспектах, относящихся  к различным  сторонам педагогического  контроля: как объект формирования и совершенствования. Как фактор, воздействующий на свойства(функциональные возможности, качества, способности) самого субъекта деятельности, и как то, в чём выражается общий эффект педагогически направленных воздействий.   

     Оценивая двигательную  деятельность как фактор, воздействующий  на занимающихся, важно вместе  с анализом её направленности  и содержания количественно определить фактические параметры движений (пространственные, временные, динамические, комплексные), величины предъявленных нагрузок и проследить режим чередования их с отдыхом   в рамках отдельных занятий и циклов занятий ( с учётом общих показателей суммарного объёма и интенсивности выполнения работы и дифференцировочных показателей вызванных ею функциональных сдвигов в организме ).

 

В групповых занятиях контроль деятельности занимающихся проводится вместе с контролем их взаимодействий. Наряду с общепедагогической оценкой  межличностных отношений здесь  предусматривается контроль и тех  специфических взаимных воздействий, которые оказывают друг на друга  выполняющие парные и групповые  упражнения в заданных ситуациях. В том числе строго регламентированных. Соревновательных и игровых.

    2.2. Физкультурный самоконтроль

    Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

    Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха.

   Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

    Дневник самоконтроля

     Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом. Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

     Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами, спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости.

     Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно   или   самостоятельно в оздоровительных  целях. Кроме показателей, указанных в примерной  форме  дневника, необходимо периодически  дополнительно  отмечать  результаты  наблюдения  за ростом, жизненной емкостью легких и физической  подготовленностью  не  реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием  силы  и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.

    Субъективные показатели самоконтроля.

    Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.

 Настроение можно считать:

  • Хорошим- когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен;
  • Удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии;
  • Неудовлетворительным- когда человек расстроен, растерян, подавлен. 

     Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии с функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки.

     Самочувствие может быть:

  • хорошее - ощущение силы и бодрости, желание заниматься;
  • Удовлетворительным - вялость, упадок сил;
  • Неудовлетворительное - заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.   

     Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.

     Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон.Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).    

    Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.

     Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

     Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

     Объективные показатели самоконтроля.

     Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки.

Информация о работе Контроль в физическом воспитании