Команда. Процесс становления.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:13, реферат

Краткое описание

В современном мире способность действовать а команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с на¬дежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпени¬ем и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Как этого добиться?

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Что такое команда. Процесс формирования команды……………………7
§2. Диагностические методики для определения сработанности команды..14
Заключение……………………………………………………………………..18
Литература……………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

§1. Что такое команда. Процесс  формирования команды……………………7

§2. Диагностические методики для  определения сработанности команды..14

Заключение……………………………………………………………………..18

Литература……………………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире способность  действовать а команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Как этого добиться? Проблема в том, что наша жизнь, как правило, пронизана духом соперничества. В экономике конкуренция является двигателем прогресса и гарантией существования бизнеса. В школе учащихся часто сравнивают между собой, проводят разнообразные конкурсы и состязания, предполагающие обязательное наличие победителей и проигравших. Часто даже хобби и увлечения подразумевают соревновательность и соперничество. Так, например, болельщиков в первую очередь интересует, кому достанется победа.

К сожалению, часто соперничество  характеризует и частную жизнь. Супруги соревнуются в том, кто зарабатывает больше денег, доказывают друг другу, что они успешнее в карьере. Чтобы повлиять на поведение детей, родители зачастую постоянно сравнивают друг с другом братьев и сестер. При этом все осознают, что победителей обычно бывает намного меньше, чем проигравших. Всегда есть риск потерпеть поражение, и сознание этого порождает неуверенность в себе и различные страхи. В результате победители, и проигравшие становятся гораздо более агрессивными, что, безусловно, осложняет их отношения с другими людьми. Соперничество делает нас психологически более закрытыми, рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в своих силах, которая должна базироваться на доверии к другим и к себе, на готовности и способности помогать и принимать помощь.

Однако в последние годы идеи сотрудничества получают признание и все большее распространение, особенно в экономике. Небольшие фирмы могут выжить в условиях рынка, только если они работают сообща, кооперируются при решении сложных задач. Крупные организации тоже научились ценить преимущества работы в команде на всех уровнях и этапах: от разработки проекта до выпуска продукта. В системе образования, здравоохранении и в некоммерческих организациях также отдают предпочтение кооперации над конкуренцией. Эта тенденция не обошла стороной и политику. Объединение западноевропейских государств в Европейский Союз является примером радикального шага в сторону разрушения привычной идеи соперничества и замены ее идеей сотрудничества. Таким образом, мы имеем два по сути противоречащих друг другу подхода к жизни: соперничеств и кооперация. И все больше людей, выбирая второй подход, желают жить и работать в условиях взаимного партнерства.

Существует три способа  достичь цели:

- конкуренция (работа направлена на достижение превосходства над другими);

- кооперация (совместная работа);

- независимая деятельность (работа никак не соотносится с деятельностью других).

Защитники идеи конкуренции  оперируют четырьмя «мифами»:

Миф 1. Конкуренция— неизбежный спутник жизни, она свойственна  природе человека.

Миф 2, Конкуренция будит в людях лучшие качества и раскрывает их скрытые возможности. Мы не могли бы чего-либо достичь, не будь конкуренции.

Миф 3. Конкуренция доставляет удовольствие. Наиболее зрелищные игры и шоу всегда построены на этом принципе.

Миф 4. Конкуренция усиливает характер и придает уверенность в своих силах.

Прокомментируем эти «мифы». На утверждение о том, что конкуренция свойственна человеку, имеются два контраргумента. Первый: сотрудничество точно так же типично для человека, как и соперничество; второй: соперничество есть признак приобретенный и не передающийся по наследству (в биологическом смысле). Психологи Дэвид и Роджер Джонсоны, занимающиеся вопросами воспитания, отметили, что в повседневной жизни мы охотнее признаем и поддерживаем именно принцип сотрудничества, поскольку совместная деятельность требует от нас меньшего внимания, чем деятельность, нацеленная на соревнование. Психолог Эшли Монтегю доказал, что без совместной деятельности общество просто не смогло бы существовать и человек лишь постольку шел от одной ступени эволюции к другой, поскольку был нацелен на коллективную деятельность (в качестве примера можно привести тот факт, что родители совместно решают такую сложную задачу, как воспитание детей).

Любопытный взгляд на эту проблему мы встречаем в сравнительной антропологии. Все чаще и чаще исследователи культуры первобытных народов склоняются к мысли, что первобытные люди смогли выжить прежде всего благодаря своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга. В отличие от приматов, в ранних человеческих обществах активно использовался принцип групповой деятельности, для них очень характерной была готовность «поделиться своими ресурсами». В 30-е годы Маргарет Мид убедительно показала, что первобытные общества, сохранившееся до сих пор, отличает высокая способность к готовность к групповой деятельности, К похожим заключениям пришла и футуролог Раин Айслер.

Зигмунд Фрейд строил свою концепцию на предположении о том, что соперничество является основополагающим принципом нашего существования. Фрейдовская модель глубоко укоренена в нашей культуре, поэтому мы можем исходить из того, что люди воспринимают и придерживаются ее, сами не замечая этого. Фрейд утверждает, что человек является существом эгоистическим, которое прежде всего ищет удовольствий. Для него люди — вовсе не жаждущие любви и понимания существа, наоборот, их отличительным и необходимым качеством являются агрессивные инстинкты. По Фрейду, соперничество неустранимо, и мысль о нем закладывается уже в отношениях родителей и детей. Желание быть любимым приводит к бесконечной борьбе, кульминацией которой является эдипов комплекс: отец рассматривается как соперник, а мать — как награда за победу.

К счастью, неофрейдисты, и особенно Карен Хорни, придерживаются иной концепции. Карен Хорни доказала, что жажда соперничества и конкуренции является компенсацией неуверенности в себе и низкой самооценки. Для нее психическое здоровье тесно связано со слабой потребностью в конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Что такое  команда. Процесс формирования команды

В последнее время  руководители многих организаций приходят к осознанию важности формирования команды единомышленников, слаженности работы коллектива для достижения поставленных перед фирмой или компанией целей, то есть к необходимости создания эффективной команды.

Что понимается под определением «эффективная команда»?

Эффективная команда — это команда единомышленников, объединенных общей целью, слаженно и эффективно работающих для достижения поставленной цели.

Люди, составляющие команду:

- работают лучше и эффективнее;

- понимают друг друга;

- рационально распределяют между собой роли;

- не тратят лишнего времени на выполнение поставленных задач;

- стабильно работают;

- не стремятся никуда уходить из компании, в которой хороший психологический климат;

- и главное — они добиваются лучших бизнес-результатов.

Исследования, проведенные  специалистами, позволяют утверждать следующее:

> Члены команды в полной мере осознают общую цель и стремятся к ее достижению.

> В команде вырабатывается больше идей, инновационная способность организации возрастает.

> В команде рационально распределяются обязанности, устраняются межличностные трения.

> В команде реже возникают стрессовые ситуации.

> Команда лучше решает  крупные и междисциплинарные проблемы и задачи.

> Команда может рисковать в большей степени, чем каждый ее член в отдельности, так как у команды в совокупности больше навыков и ресурсов, поэтому легче предвидеть проблемы и свести к минимуму возможные затраты.

> Команда дает ее участникам определенные психологические и материальные преимущества: безопасность, чувство локтя, гордость за совместные достижения, признание. Окружающие считают команду более мощной и влиятельной социальной единицей, чем отдельную личность.

> В команде необходимая информация не искажается и оперативно попадает к тому сотруднику, который в ней нуждается.

> Потенциал каждого члена команды оптимально используется, дополняя возможности других.

>  Личные недостатки членов команды быстро выявляются и нивелируются.

>  Производительность труда в команде постоянно растет.

>  Члены команды извлекают уроки из допущенных ошибок.

> Инициатива и помощь, идеи и энергия, которые поступают извне, оптимально интегрируются внутри команды.

> Если кто-то из членов команды начинает испытывать неуверенность или какие-либо трудности, это быстро фиксируется и компенсируется.

>  Все члены команды обладают необходимыми знаниями и навыками.

Приступая к работе по созданию высокоэффективной команды, следует ориентироваться на следующие важные положения:

- Команда должна быть  прочной, т.е. ее члены в своей  трудовой деятельности солидарны и в состоянии противостоять негативным внешним влияниям.

- Чрезвычайно важна позиция команды (или ее лидера) по отношению к своей деятельности или фирме — в зависимости oт занятой позиции влияние прочности команды на результат ее деятельности может быть как позитивным, так и негативным.

- Численность—число участников команды влияет на готовность отдельных входящих в нее людей к определенным усилиям, на прочность команды, а следовательно — на результаты деятельности всей команды.

- В малочисленных командах производительность работы отдельных членов выше, меньше потребность в руководстве со стороны авторитетной личности, так как внутри команды проще достигнуть кооперации труда.                                                                                               

- Разнородность команды—способности членов команды должны соответствовать характеру труда. Если работа требует от людей проявления разных способностей, то в такой ситуации разнородность команды важнее, нежели ее численность.

Об эффективности команды  прежде всего можно судить по ее способности добиваться положительных результатов. Какие признаки характеризуют высокоэффективную команду?

> Члены команды объединены общими намерениями, целями и задачами.

> В команде есть хотя бы один человек, являющийся ее ядром.

> Конечные результаты деятельности команды отличаются высоким качеством.

> Члены команды с удовольствием сотрудничают друг с другом.

> Состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых входящими в нее людьми.

> Члены команды уважают друг друга.

> Команда имеет высокую степень автономности.

> Члены команды способны быстро учиться на собственных ошибках.

> Члены команды ориентированы на клиента, потребителя.

> Члены команды имеют навыки оптимального решения проблем, регулярно следят за их разрешением.

> Члены команды хорошо мотивированы к работе.

Из вышесказанного понятно, что создать высокоэффективную команду нелегко. Эта работа требует времени и упорства.

 Ни одна группа людей не  становится командой единомышленников сразу. Любая команда проходит в своем развитии определенные стадии формирования. Заметим, однако, что существуют два основных типа команд, в процессе формирования которых есть определенные отличия:

> Проектные группы, созданные для выполнения какой-то конкретной задачи и существующие достаточно короткое время.

> Постоянно существующие группы, отделы, службы, которые работают длительное время.

В проектных группах роли чаще всего уже распределены, хотя и могут меняться в процессе работы. В своем развитии проектные команды проходят следующие стадии:

- Узнавание и «притирка» друг к другу, выработка норм и правил поведения внутри команды. На этой стадии возможно возникновение конфликтов.

- Дальнейшая «притирка» и перераспределение ролей, отработка схем взаимодействия между членами команды для решения каких-либо рабочих и личных вопросив. На этой стадии возникновение конфликтов весьма вероятно.

- Интеграция и успешная работа команды по выполнению поставленных перед ней бизнес-задач

- Команда «охладевает» к работе. Между участниками вновь возможны конфликты, так как члены коллектива начинают задумываться, что им делать дальше. Важно уметь организовывать выход коллектива из проекта, работа над которым успешно завершена.

Легко догадаться, что  тренинги командообразования должны отличаться друг от друга в зависимости от того, на какой стадии своего развития находится группа. Учитывая сроки существования таких групп и высокий уровень затрат, необходимых на подготовку и проведение подобных тренингов, целесообразно заменить их серией деловых игр, проводимых с определенной периодичностью (например, два раза в месяц).

Эти деловые игры в зависимости от стадии формирования (развития) команды и ситуации, складывающейся в работе над проектом, будут направлены на:

- более быстрое знакомство между собой членов команды, утверждение или перераспределение присвоенных, им формальных ролей;

Информация о работе Команда. Процесс становления.