Элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и научно обосновать возможности элементов акробатики в развитии гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будет подобран, реализован комплекс упражнений с элементами акробатики для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста и обоснована его эффективность.

Файлы: 1 файл

башева курс.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Но применение их в неизменном виде в работе с дошкольниками, без учета физиологических особенностей детей, может нанести вред несформировавшемуся организму.

Специалисты выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии. С одной стороны, в старшем дошкольном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях, дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц, развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий. С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища, и конечностей, активнее всего обеспечивающих вертикальное положение тела, слабо развитыми остаются связочные отделы позвоночного столба, мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи, с чем форсированное развитие гибкости без соразмеренного укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки.

На шестом году жизни происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног.  Кости развиваются значительно быстрее, чем мышцы и сухожилия, а значит, в периоды быстрого скелетного роста может происходить увеличение плотности сухожилий вокруг суставов и снижение гибкости. В связи с чем, необходимо использовать средства, позволяющие сохранить оптимальный уровень гибкости и предотвратить возможные травмы. Сочетать в процессе физического воспитания детей упражнения, направленные на развитие гибкости, с динамическими упражнениями.

Статические упражнения для развития гибкости старших дошкольников целесообразно включать в комплекс общеразвивающих упражнений, который представляет собой систему специально разработанных движений и могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. В этом случае развитие гибкости будет осуществляться без ущерба для других видов двигательной деятельности. Кроме этого, общеразвивающие упражнения проводятся после непродолжительной подготовительной части, что положительно влияет на гибкость, так как, растяжимость разогретых мышц значительно выше.

При включении статических упражнений в комплекс общеразвивающих упражнений важно учитывать принцип попеременного включения мышц-антагонистов: в каждом последующем упражнении напрягаются те мышцы, которые в предыдущем были расслаблены. Таким образом, происходит равномерное распределение нагрузки, что способствует формированию правильной осанки.

 Количество упражнений в комплексе для детей шестого года жизни составляет 6–7 упражнений. При этом статических упражнения должно быть не более 3-х, так как процессы возбуждения у детей старшего дошкольного возраста еще преобладают над процессами охранительного торможения, и большее количество статических движений приводит к утомлению и снижению интереса к занятию.

В процессе выполнения статических упражнений необходимо постепенно увеличивать время удержания поз с 3 до 10 секунд максимально.

Основой обучения детей физическим упражнениям является условно-рефлекторный процесс, происходящий в двигательном анализаторе. Обучение статическим упражнениям проводится по трехэтапной методике, разработанной А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой.

На этапе углубленного разучивания упражнения большое значение имеют приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основанные на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение тела.

С целью контроля и коррекции положения тела при выполнении статических упражнений на этом этапе мы применяем предметы и пособия, а также предлагали детям выполнять некоторые упражнения в парах.

На этапе закрепления и совершенствования навыка, связанного с выполнением статических упражнений, активно используются игровой метод. Включение статических упражнений в подвижные игры «Фигуры», «Слушай сигнал», «Затейники», «Море волнуется» создает возможность относительно точной дозировки физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Выполнение статических упражнений в игровых условиях способствует совершенствованию и стабилизации навыка.

Выполнение статических упражнений, связанное с преодолением мышечного напряжения, должно быть осознанным, только тогда движение будет приносить радость и удовлетворение.

Использование в работе с детьми фотографий, картинок, на которых изображено, как выполняется то, или иное статическое упражнение, играет важную роль в формировании двигательного навыка. Дети старшего дошкольного возраста хорошо и быстро запоминают названия, общую характеристику акробатических упражнений.

Использование детьми статических упражнений в процессе самостоятельной двигательной деятельности позволяет поддерживать достигнутый уровень гибкости. Для повышения интереса к выполнению статических упражнений для большинства из них было придумано словесное сопровождение.

Внесение проблемной ситуации в двигательную деятельность, связанную с выполнением статических упражнений, позволяет ребенку самостоятельно осмыслить, представить упражнение, что, в свою очередь, способствует сознательному усвоению и закреплению в памяти. Успешное овладение новыми формами движений укрепляет уверенность детей в своих силах, формирует у них положительное отношение к занятиям физической культурой.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что использование отобранных статических упражнений значительно расширяет двигательный опыт, резерв условно-рефлекторных связей детей шестого года жизни, на основе которых легче и быстрее развивается не только гибкость, но и другие физические но и психические качества, повышается уровень эластичности мышц, укрепления мышечно-связочного аппарата и наконец самоактуализоваться.

 

 

1.3.Развитие гибкости  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов акробатики

Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слово «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и гибкости.

По мнению С.В. Кожевникова упражнения в акробатике являются эффективным средством развития и совершенствования физических и морально-волевых качеств детей дошкольного возраста.

Акробатика предупреждает травматизм, т. к. учит владеть своим телом, группироваться при падении во время ходьбы, бега, катании на лыжах и, как все физические упражнения, способствуют концентрации внимания, развитию волевых качеств, что крайне необходимо для успешного раннего обучения. Так же она развивают гибкость, вестибулярную устойчивость, совершенствуют координацию и точность движений. С их помощью можно развивать умение действовать экономно, проявляя необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости.

Акробатика – незаменимое средство в борьбе со смещением внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократным повторениям различных переворотов, кувырков и т. д. организм ребенка растягиваеться и все меньше и меньше реагирует на необычные положения тела.

Дети, регулярно занимающиеся акробатикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой осанкой и походкой. Особенно важно, что акробатические элементы обеспечивают эластичность мускулатуры плечевого пояса и верхних нижних конечностей. Это характеризуеться быстрым бегом и  легким преодолеванием препятствий, влезать по канату, лестницам. Среди средств акробатики имеется много общеразвивающих элементов, благодаря которым занимающимся нетрудно овладевать перечисленными навыками. Так же развиваеться гибкость спины, т.к. попадая в школу, ребенок должен длительное время выдерживать нагрузку тем самым подвергая спину на развитие скалиоза. Большое внимание уделяется общеразвивающим элементам, выполняемым индивидуально и в парах, а также с предметами: гимнастическими палками, гимнастическими скамейками, скакалками, большими и малыми мячами, обручами. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей организма детей. При освоении новых двигательных навыков придумывается образный рассказ, хорошо понятный по содержанию. Осваивая группировки и перекаты, дети могут изображать колобка, мячик, калачик, кошку и собаку, лодочки, качалки и т.д., что создает благоприятные движения для развития гибкости. Гавердовский Ю.К. считает что занятия должны проводиться в игровой форме: Детям дается задание «кто плотнее сделает калачик при перекате в группировке», кто при исполнении « рыбки» достанет до носа, кто лучше прогнется в «лодочке», у кого самый  лучший мост. 
Дети сами разбирают и оценивают правильность выполнения упражнений.

Элементы акробатики, которые способствуют развитию гибкости у детей:

- полумосты  из положения  лёжа.

- полушпагаты.

-Равновесия: согнутая нога  впереди, в стороне; прямая нога впереди, в стороне, «ласточка».

Особая польза акробатики заключается в том, что она помогает совершенствованию подвижности суставов, то есть улучшения осуществлений опорной и двигательной функции.

Таким образом, здоровье во многом зависит от эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т. д. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки — свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса. Поэтому задачи акробатических элементов для детей старшего дошкольного возраста состоят в следующем:

- сохранять и развивать  гибкость и эластичность позвоночника  и подвижность суставов; укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться;

- развивать чувство равновесия, чувство полета, способность легко владеть своим телом и т. д.;

- способствовать  выполнению упражнения легко, с равномерным дыханием (при начальной стадии обучения упражнения выполняются по 1—3 раза, но с задержкой данной позы и восстановлением дыхания);

- учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений (для этого необходимо соединять движения и сознание, т. е. направлять свои мысли на выполнение конкретного движения);


Вывод  по первой главе:

 

Таким образом, здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и др. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки – свободное

манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса.

Гибкость важна не только для эластичности мышц и связок но и для овладения техникой двигательных действий  разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Так же выяснилось чтоб гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата,  характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от  врожденных биологических факторов и для её развития нужно целесообразно использовать статические упражнения.Следует учесть что чрезмерное развитие гибкости, приводит к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости.    И все же значимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Гибкий человек красив с эстетической точки зрения, он никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, они у него предельно точны и рациональны.

Из имеющихся на сегодняшний день систем, направленных на совершенствование гибкости человека показал, что основу многих из них составляют статические упражнения. Самая древняя из этих систем — хатха-йога, которая прикрасно подходит для детского организма. Важно осуществлять развитие гибкости с самого детства дать представление о том как работает их тело. Использование отобранных статических упражнений  значительно поможет расширить двигательный опыт, резерв условно-рефлекторных связей, на основе которых легче и быстрее будет развиватся не только гибкость, но и другие физические но и психические качества. Повышается уровень эластичности мышц, укрепления мышечно-связочного аппарата и наконец самоактуализоваться. В этом поможет не только гибкость но и элементы акробатики. Элементы акробатики расширяют уровень развития гибкости и становяться причинами предупреждениями травматизма, (учит владеть своим телом) способствуют концентрации внимания, предотвращать развития скалиоза и д.т. Этот альянс между элементами акробатики и развитию гибкости полностью взаимосвязан и достигаються почти одинаковые цели для развития дошкольников.

 

 

Литература

  1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста/Под ред. Г.Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной.-М., 1987
  2. Гусарова Л. Развитие движений дошкольников // Дошкольное воспитание, 1994.-№1.
  3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.- М,.1981.
  4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми.- М., 1983 Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. 1978.
  5. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.- и развития ребенка.-М., 2001.
  6. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.-М., 2005.
  7. Удалая А.Д. Индивидуальные характеристики двигательной деятельности и приемы её регулирования у дошкольников // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Т. Тереховой. - М., 1983.
  8. С.В. Кожевников. Акробатика. – М.: Искусство, 1984
  9. http://akrobatika.com/files/6_ACRO2012.pdf
  10. http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2013N4/p59-62.htm
  11. http://academicon.ru
  12. http://dsrusalochka.ru

Информация о работе Элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста