Элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и научно обосновать возможности элементов акробатики в развитии гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будет подобран, реализован комплекс упражнений с элементами акробатики для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста и обоснована его эффективность.

Файлы: 1 файл

башева курс.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Введение

 

В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний, умений и навыков, воспитание психофизических качеств.

Цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; укрепление его здоровья. Воспитание психофизических  качеств, важнейшим из которых является гибкость - необходимое условие полноценного развития ребенка.

 Однако проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной и по сей день, так как в  современных педагогических технологиях развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста не уделяется должного внимания. 

По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30-60%, а сколиоз поражает в среднем 10-15% детей. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночные мышцы, окружающие его.

  О влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей человека и оздоровление всего организма писали многие отечественные и зарубежные ученые: В.В.Белинович, Ж.Демени, Э.А.Городниченко, П.Ф.Лесгафт, Э.Я. Степаненкова. По их мнению движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы.

По утверждению Н.А.Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других физических качеств, недостаточное развитие какого-либо из которых снижает двигательные возможности ребёнка, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений.

В исследованиях М.Ф.Иваницкого, А.Н.Крестовникова, Л.Е.Лебедянской, А.А.Маркоросяна, Н.А.Пилосян и др. подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения сложными двигательными действиями в разных видах спорта и в процессе трудовой деятельности.

Несмотря на значимость гибкости для жизнедеятельности человека, особенности развития этого  физического качества у старших дошкольников мало изучены. С одной стороны, физиологами  В.А.Арслановым, Н.А.Бернштейном, С.И.Гальпериным, Ю.И.Данько, И.П.Павловым, И.М.Сеченовым доказано, что гибкость, как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от врожденных биологических факторов. С другой, Б.А. Ашмариным, Е.Н.Вавиловой, доказано - при целенаправленном систематическом воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие гибкости.

Но при этом физиологическое значение гибкости заключается в том, что при достижении и удержании определенной  позы, в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяет сделать мышцы более эластичными и упругими, увеличить мобильность суставов, что способствует развитию координации, ловкости, быстроты, выносливости. По развитию гибкости определяется биологический возраст человека.

  Также влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей и оздоровление всего организма писали ученые: Ж..Демени, П.Ф.Лесгафт, Э.Я.Степаненкова. По утверждению Н.А.Бернштейна «гибкость - это качество, наделяющее человека умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности, использовать их, управлять ими».

Для развития гибкости авторы Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина предлагают включать нетрадиционные оздоровительные технологии и основные спортивно-развивающие виды упражнений с элементами ритмической гимнастики и акробатики. Такие занятия нацелены на увеличение двигательной активности детей, повышение функциональных возможностей организма. Предлагают использовать элементы акробатики, так как это позволяет поддерживать необходимый уровень развития целого ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесий. Акробатика – ценное средство развития гибкости, смелости, решительности, ловкости.

   Анализ литературы показал, что, несмотря на наличие ряда исследований по развитию гибкости у детей дошкольного возраста, в практике работы ДОУ  недостаточно используются элементы акробатики для решения данной задачи. В связи с этим возникает противоречие между задачей развития гибкости  у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием элементов акробатики для ее реализации. Все  вышесказанное и определило актуальность выбранной темы «Элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема: Каковы возможности использования элементов акробатики в развитии гибкости у детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования: Выявить и научно обосновать возможности элементов акробатики в развитии гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будет подобран, реализован комплекс упражнений с элементами акробатики для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста и обоснована его эффективность.

Задачи:

- изучить теоретическое  состояние проблемы развития  гибкости у детей старшего дошкольного возраста;

- выявить уровень сформированности  гибкости у детей старшего  дошкольного возраста;

- подобрать комплекс упражнений  для развития гибкости у детей  старшего дошкольного возраста  посредством использования элементов  акробатики и обосновать его эффективность.

Методы:

- изучение и анализ  психолого-педагогической литературы.

Глава I. Теоретические основы развития гибкости детей старшего дошкольного возраста

 

1.1.Теоретическое  состояние проблемы развития  гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения, существующие законы, количество здоровых детей, по данным научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей  Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.

Следовательно, в целях совершенствования системы физического развития и образования дошкольников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.

Развитие физических качеств, важнейшим из которых является гибкость — необходимое условие полноценного физического развития.

Гибкость — это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений. Ее измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах).

В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий  разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы.

По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других физических качеств.

Тем не менее, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста, полученные Московской городской федерацией спортивных обществ, свидетельствуют о том, что только 50 % дошкольников г. Москвы показывают положительные результаты развития гибкости.

Некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями. В связи с этим была поставлена цель: выявить особенности развития гибкости у детей шестого года жизни.

Гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата,  характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от  врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этого психофизического  качества.

Исследования   В.С. Фарфеля, К. Освальда, С. Баско показали специфическое воздействие статических упражнений на развитие гибкости. При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц.

В.С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок.

В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение в два раза большее, по сравнению со статической растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение. Таким образом, для развития гибкости нужно целесообразно использовать статические упражнения.

Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения.

Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных для взрослых и направленных на совершенствование физических и психических  возможностей человека. Самая древняя из них — хатха-йога, в которой статические упражнения являются средством развития гибкости.

   Польский ученый Г. Прошацка считает, что в структуре гибкости наиболее важными компонентами могут быть координация деятельности больших мышечных групп и мелких движений, дифференцировка и воспроизведение мышечных усилий, скорость и амплитуда движения.

  Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека. Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу.

Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости.

Возможный предельный размах движений обусловливается не только формой сустава и соответствием сочленяющихся поверхностей друг другу, но и другими индивидуальными особенностями суставного аппарата: конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Однако эти особенности не оказывают существенного влияния на показатели реальной гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений.

Следует отметить, что, развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость.

    «В сущности, выносливый организм, — по мнению Н. А. Бернштейна, — должен удовлетворять трем условиям: он должен располагать богатым запасом энергии, чтобы иметь что расходовать; он должен в нужную минуту отдавать, "выложить" его широкой рукой, не позволяя залеживаться ни одной единице энергии; наконец, он должен при этом уметь тратить эти ресурсы с жесткой, разумной расчетливостью, чтобы их хватало на покрытие как можно большего количества полезной работы. Гибкость с ее экономной тратой энергии, с ее рациональными движениями создает максимально благоприятные условия для развития выносливости. Более того, гибкость является составной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями.

   Власова О. П. различает активную и пассивную гибкость:

Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная — отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера).

В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Информация о работе Элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста