Элементарный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Изучение специальной литературы, практического опыта наших коллег из других регионов, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

Оглавление

Значение элементарного туризма…………………………………..3
Виды походов и их место в режиме дня…………………………..4
Методика организации……………………………………………...6
Практическая часть…………………………………………………8
Сценарий туристического похода « Мы- туристы»……………..10
Список использованной литературы…………………………….14

Файлы: 1 файл

Методика физвоспитания.элементраный туризм.docx

— 41.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

                                      Контрольная работа № 3     

По     теоритическим и  методическим  основам  физического воспитания и развития  детей  раннего  и  дошкольного  возраста                                                                                                                                                                                          

Вариант    студентки     курса , группы     Шифр ____________   

Ф.И.О.___________________________                             

Домашний адрес__________________

Работа выслана в  педагогический колледж «___»_________2012 г.___________________________________________

Передана на заочное отделение_____________________________________

Оценка___________________ «_____»________________2012 г.__________

Преподаватель __________________________________________________

Возвращена на заочное отделение___________________________________

Контрольная работа предъявляется  экзаменатору при сдаче экзамена

 

 

 

 

 

Тема: «Элементарный туризм»

 

План:

    1. Значение элементарного туризма…………………………………..3
    2. Виды походов и их место в режиме дня…………………………..4
    3. Методика организации……………………………………………...6
    4. Практическая часть…………………………………………………8
    5. Сценарий туристического похода « Мы- туристы»……………..10
    6. Список использованной литературы…………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение элементарного  туризма

      Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 

    Изучение специальной  литературы, практического опыта  наших коллег из других регионов, анализ существующих форм,  методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

     К туристической  деятельности, как одному из форм  работы с дошкольниками, прибегают  крайне редко: считается, что  туризм – это дело средней  общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

     Дошкольный  туризм является мощнейшим фактором  оздоровления детей дошкольного  возраста, так как характеризуется  общедоступностью и рекомендован  практически каждому ребенку  при отсутствии у него серьезных  патологий. Уникальность  туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач и включающие в физические упражнения, можно проводить с детьми 3-4-х лет. Дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием для проведения двигательной деятельности в природе. Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков.

 

2.Виды походов и их место в режиме дня.

    Туризму можно дать следующее определение: туризм – особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышения физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. Туризм различают на организованный (предлагаемый различными организациями) и самодеятельный (организуемый самими участниками). Туристское путешествие включает два понятия: поездка и поход. Поездка – это путешествие по заранее разработанному маршруту с использованием транспорта. Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках, плотах, велосипедах и т.д.).

     Часто понятия «туристский поход» и «туристская прогулка» отождествляются. На самом же деле они хотя и имеют много сходства, но не являются синонимами. Туристский поход – форма организации туристской деятельности, предусматривающая выполнение больших физических нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями и навыками. По сложности выделяются категорийные и некатегорийные походы.

     Туристская прогулка – форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.

     Таким образом, туристская прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в ДОУ.

Организуя прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных) в природное окружение.

Пешие прогулки - походы представляют собой один из важнейших организованных двигательной деятельности. Они могут  включать следующие составляющие:

- переход к месту отдыха  с преодолением разных естественных  препятствий; 

- наблюдение в природе  и сбор природного :материала;

- беседа о лесе;

- выполнение имитационных  движений;

- комплекс игр и физических  упражнений, в том числе на  полосе препятствий; 

- самостоятельные игры (на  привале).

     Занятия спортивными упражнениями организуются во время утреннего и вечернего пребывания детей на свежем воздухе. Эти занятия могут проводиться со всей группой одновременно, с небольшими группами и индивидуально.

    Лыжи. Передвижение на лыжах – циклическое движение повышенной интенсивности, благоприятно влияющее на костный аппарат и все группы мышц, в том числе и те, которые способствуют поддержанию правильной осанки.

    Систематические занятия ходьбой на лыжах способствуют правильному развитию стопы, укрепляют сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы, содействуют развитию всех основных физических качеств.

    Подготовка к занятиям. Подготовка к обучению детей передвижению на лыжах проводится заблаговременно. Методист подбирает литературу и рекомендует её воспитателям. Для активного привлечения родителей к участию в обучении детей воспитатели на собраниях рассказывают о подборе лыж, палок для детей, о креплении лыж к обуви, о требованиях к одежде и обуви, о хранении лыж и уходе за ними. Кроме того, целесообразно сообщить родителям краткие сведения о технике разных способов передвижения на лыжах, о поворотах, о подъёмах на горку и спусках с неё, о торможении и методике обучения им детей разного возраста. Родителям рекомендуется литература по обучению детей передвижению на лыжах и по совершенствованию своих навыков. Воспитатели должны посоветовать родителям, когда и где лучше обучать детей передвижению на лыжах.

    Занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю продолжительностью от 15 до 40 мин. При обучении нужно использовать показ и объяснения. Для закрепления навыков передвижения на лыжах проводятся подвижные игры.

    Рекомендуются также прогулки за пределы участка. Длительность прогулок постепенно увеличивается от 30 мин до 1 – 1,5 ч. Важно, чтобы приобретённые в детском саду навыки закреплялись в выходные дни под руководством родителей.

    Санки. Катание на санках, включая различные движения (ходьба, бег), способствует укреплению основных групп мышц, развитию сердечно – сосудистой, дыхательной систем, усилению обмена веществ, закаливанию. В раннем возрасте детей на санках катают взрослые. Дети 3 лет сами возят санки за верёвку.При спусках с горок дети должны выполнять установленные правила (терпеливо ждать, пока едущий впереди не достигнет конца ската, не садиться к скату спиной).

 

3.Методика организации

 

Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную  работу ДОУ включает в себя ряд  компонентов:

 

  • физкультурно-оздоровительный
  • социально-коммуникативный
  • эмоционально-психологический
  • эстетический и познавательный
  • умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.

 

 

Структура и примерное  содержание прогулки - похода в лес  для детей 5 - 7 лет

 

  • 1 часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).
  • П часть. Остановка, привал (10-15 мин.).
  • ПI часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических упражнений (25 - 30 мин.).

 

  • V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)
  • Пешие прогулки - по ходы с детьми старшего дошкольного возраста проводим: на расстояния 1,5 - 4 км., длительностью 1-З часа.
  • Были разработаны правила поведения во время туристских походов :- строго подчиняться воспитателю; - без
  • - строго подчиняться воспитателю;
  • - без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;
  • - не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому;

6

 

 

 

Инструкция по охране жизни  и здоровья детей:

 

- туристический поход проводится  только после тщательного изучения  маршрута;

- с детьми идут не менее  двух взрослых;

- одежда дошкольников должна  соответствовать сезону;

- каждый взрослый должен знать  ядовитые грибы, ягоды, травы,  растущие в данной местности;  содержание аптечки и правила  пользования ею, чтобы при необходимости  оказать первую помощь;

- при переходе улиц, больших  дорог, перекрестков, необходимо  соблюдать правилa дорожного движения;

- в походе учитывать индивидуальные  физические возможности детей. 

В системе физкультурно-оздоровительной  работы  детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного  отдыха, которая позволяет при  минимальных затратах времени, увеличить  резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить  двигательный опыт, пополнить объем  знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.

  • оставлять место отдыха всегда чистым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

4.Практическая часть

 

Целевая программа  «Туристята открывают мир» по оздоровлению старших дошкольников средствами детского туризма.  

Данная целевая программа  была апробирована на группе детей  старшего дошкольного возраста в 2010-2011 учебном году.

Целью программы является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей 5-7 лет  через внедрение элементарных форм детского туризма.

Данная целевая программа  включает в себя три сезонных проекта:

  1. «Вперед, в поход!» - осень (организация и проведение туристических походов, целевых прогулок и экскурсий).
  2. «В здоровом теле, здоровый дух!» - зима (развитие физических и интеллектуальных способностей детей, обучение спортивному ориентированию на местности).
  3. «Экология и здоровье» - весна (формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой).

     Программа рассчитана на 60 учебных часов (1 раз в неделю), включая теоретические и практические занятия (в помещении и на местности) по 30 – 35 мин. На экскурсии, походы, целевые прогулки отводится от 1 часа до 2,5 часов. Режим работы в течении учебного года неодинаков: зимой в пасмурные дни  преобладают теоретические занятия (эксперименты, досуги, познавательные занятия и т.д.), весной и осенью – практические (на местности). Часть занятия выполняется детьми, как «домашнее задание» (укладка рюкзака, составление плана местности, дыхательные упражнения). Итоговые занятия проводятся в форме туристических слетов (сентябрь – итоги деятельности   Для реализации целевой программы нами были созданы все необходимые условия. Из ребят старшей группы был создан туристический отряд со своей эмблемой, флагом и гимном. В спортивном зале отведено специальное помещение для туристического снаряжения (рюкзачки со спальными мешками, железной посудой, компасами, веревкой, карабином, аптечкой, лупой) котелки, костровые принадлежности, палатки, термосы и т.д. Руками родителей созданы различные карты и планы местности.

Информация о работе Элементарный туризм