Эффективность применения скоростно-силовой нагрузки на уроках физической культуры для развития компонентов быстроты детей 12 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:29, реферат

Краткое описание

Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное
условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья
и хорошего развития функциональных систем организма может быть достигнут высокий
уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся
общеобразовательных школ

Файлы: 1 файл

Проект №1.docx

— 28.11 Кб (Скачать)

Малков  Ю.П., Иванова Е.П.

Удмуртский  государственный  университет, г. Ижевск

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ  СИЛЫ МЫШЦ

У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК  РАЗНОГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Конечным результатом  влияния физической культуры на всем протяжении обучения,

развития и  воспитания с 1-11 класса должен быть физически  «совершенный» человек.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная  воля, формируемые в процессе занятий

физической культурой  и спортом, являются хорошей основой  для интеллектуального

и умственного  развития человека. Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием

организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья физического развития

и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс

этих показателей  создает, как нам кажется, полное представление об организме детей.

Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным

содержанием общей  физической подготовки. Изучение динамики естественного развития детей

в сочетании  с их физической подготовленностью  за весь период обучения в школе, является

важнейшим фактором оптимизации физического воспитания в школе с учетом их возрастных

особенностей.

Объектом  исследования является процесс развития физической подготовленности

школьников за весь период обучения в школе.

Предметом исследования было изучения особенностей динамики изменений

относительной силы школьников разных в классах  и изучение их взаимосвязи.

205

Цель  исследования: на основе полученных результатов внести коррекцию в процессе

физического воспитания учащихся средней школы данного  пола и возраста.

Гипотеза  исследования: нами предполагалось, что за время обучения в школе у детей

будут проявлены  характерные особенности изменения  относительно силы в зависимости  от

возраста и  пола, что могло бы отразиться в  методике физического воспитания учащихся за

время учебы  в школе.

Задачи:

1. Определить  и сравнить уровень относительной  силы у мальчиков и девочек  разного

школьного возраста.

2. Провести анализ  особенностей развития относительной  силы у мальчиков и девочек.

В 2008 году был  проведен естественный созидательный  эксперимент на учащихся

2, 3, 6, 7, 9 классов,  по изучению особенностей динамики  изменений относительной силы

различных групп  мышц школьников с целью изучения динамики изменения относительной

силы в двух младших классах, в одном среднем  классе и в двух старших классах.

По мнению Ашмарина Б.А. (1979 г.) и Озолина Н.Г. (1988 г.) недостаточно определить

физическую подготовленность в абсолютных показателях силы, силовой  выносливости для

получения достоверной  информации потому, что для высокого уровня достоверности

необходимо определять физическое развитие в соотношении  с показателем

антропометрическими данными (рост), а также веса тела, поэтому показанные в тестах в  виде

подъема и удержания  туловища («лодочка»), времени двадцатикратного приседания

оценивалось в  соотношении к весу тела испытуемых. Определялся индекс относительной  силы,

силовой выносливости в условных единицах.

В прыжках в  длину с места, в пятерном прыжке с места полученный результат  делился

на рост испытуемых, а в отскоке вверх со взмахом рук с места делился на вес тела. Это

позволило более  точно и корректно оценивать  полученные результаты. Все измерения

проводились после  небольшой в пределах 10 мин. разминки перед проведением конкретных

испытаний.

Полученные  _________результаты. На основании эксперимента нами получены результаты,

отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Динамика изменений  средних показателей силовых  показателей в относительных

единицах у мальчиков и девочек 2-9 классов (n=10)

Класс

Разница в сдвигах

между младшими и

старшими классами

Пол

Рост, см

Вес, кг

20 приседаний

относ. ед.

Поднимание туловища,

отн. ед.

Высота отскока

отн. ед.

«Лодочка»

отн. ед.

Прыжок с места

отн. ед.

5-й прыжок

отн. ед.

2 Д 119,8 23,2 0,72 1,25 0,85 0,45 0,94 4,98 М 122,2 23,8 0,68 1,17 1,03 0,72 1,06 5,07

3 Д 134,6 27,6 0,64 1,20 0,97 0,13 1,00 4,96 М 133,2 30,8 0,55 1,26 1,05 0,15 1,17 5,71

6 Д 150,2 42,4 0,42 0,89 0,51 0,10 1,00 6,44 М 142,6 37,6 0,41 1,20 0,78 0,04 1,23 6,36

7 Д 157 45 0,45 0,76 0,76 0,06 1,03 5,87 М 161,5 54,3 0,32 0,90 0,59 0,04 1,14 6,31

9 Д 156,6 48,6 0,37 0,84 0,67 0,36 1,03 5,63 М 168,6 56,6 0,31 0,82 0,65 0,16 1,25 6,55

Из таблицы 1 следует, что антропометрические данные мальчиков и девочек

со 2 по 9 классы существенно изменяются. С 6 класса мальчики начинают обгонять девочек,

как в росте, так и в весе. Рост девочек в 6 классе практически прекращается, что говорит о том,

206

что естественное развитие девочек к этому времени  снизило свои темпы. У мальчиков

с 6 класса отмечается как увеличение роста, так и увеличение мышечной массы. Из таблицы мы

видим как у  мальчиков и, так и у девочек  со 2 по 9 класс просматривается практически

одинаковая динамика снижения относительной силы и силовой  выносливости. Это говорит

о том, что у  учащихся со 2 класса изменяется силовой  потенциал в сторону существенного

снижения. Другими  словами старшеклассники за единицу  времени могут проявить меньше

силовой нагрузки, чем школьники 2 или 3 классов. Это  приводит к тому, что девушки и  юноши

в старших классах  труднее переносят на занятиях нагрузку на выносливость, быстроту

и взрывную силу. Н а ряду с увеличением мышечной массы у старшеклассников растет

и пассивная  масса, а следовательно снижается уровень относительной силы. Это мы и видим

в отношении  мышц разгибателей голени и туловища (в приседаниях). В отношении проявлении

силовой выносливости мы видим, что результаты у мальчиков  и девочек во всех классах

практически изменяются синхронно, особенно с 3 по 7 классы. Время  удержания туловища

(лодочка) характеризует  силовую статическую выносливость  мышц туловища. Со 2 по 3 класс

идет ухудшение  статической выносливости мышц туловища, затем до 7 класса – стабилизация

на низком уровне, а после 7 класса отмечается существенный прирост. Это можно объяснить

тем, что в  младших классах мышцы туловища слабо развиты и не адаптированы к силовой

статической нагрузке, которая обеспечивает прямосидение. Только после 7 класса отмечается

повышение относительной  силы мышц спины. Отсюда следует, что  школьникам младших

и средних классов  необходимо давать усиленную силовую  нагрузку на развитие мышц

туловища, особенно мышц спины.

Взрывная сила со 2 по 9 класс у девочек практически  не изменялась, у мальчиков

отмечается несущественный прирост в 6 и 9 классах. У девочек  снижение уровня взрывной

силы с 6 класса можно объяснить началом повышения  пассивной массы тела, что влияет на

снижение взрывной силы.

Высота отскока  у мальчиков и девочек 2-3 классов  находится на очень высоком уровне

у мальчиков  – 1,03, а у девочек – 0,85. Это, по мнению Н.Г. Озолина, уровень

квалифицированных спортсменов, определенной в относительной  силе. Таким образом,

мальчики и  девочки 2-3 классов имеют небольшую  мышечную массу и поэтому

демонстрируют очень высокий уровень взрывной силы, но затем после 3 класса девочки резко

снижают уровень  своей физической подготовленности в отношении относительной взрывной

силе, это ухудшение  достигает более чем в 2 раза.

Выводы: 1. Исследование показало, что статическая силовая выносливость мышц

спины, которая  определялась временем удержания прогиба  в исходном положении лежа,

у школьников со второго по девятый классы в критически низком состоянии. Этот показатель

несущественно повышается к девятому классу. Это  свидетельствует о функциональной

неготовности  мышц спины у школьников 2-7 классов  к прямоудержанию туловища.

Несущественное  увеличение состояния отмечается у  девятиклассников, что объяснятся

сенситивным этапом их физического развития (силы).

2. На основании  полученных результатов следует,  что специалистам в области

физической культуры необходимо скорректировать физическую нагрузку в младших и средних

классах с целью акцентированной физической подготовки мышц спины.

3. У девочек  и мальчиков (более выражено  у девочек) со 2 по 7 классы отмечается  резкое

снижение силовых  проявлений в быстрой силе, силовой  выносливости мышц ног во взрывной

силе мышц ног  и силовой выносливости сгибателей туловища.

4. Силовая выносливость  у мальчиков и девочек со 2 по 6-7 класс снижается из-за

наращивания пассивной  массы тела.__

Информация о работе Эффективность применения скоростно-силовой нагрузки на уроках физической культуры для развития компонентов быстроты детей 12 лет