Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:29, реферат
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное
условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья
и хорошего развития функциональных систем организма может быть достигнут высокий
уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся
общеобразовательных школ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ НАГРУЗКИ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КОМПОНЕНТОВ БЫСТРОТЫ ДЕТЕЙ 12 ЛЕТ
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное
условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья
и хорошего развития функциональных систем организма может быть достигнут высокий
уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся
общеобразовательных школ. Развитие быстроты за время пребывания ребенка в школе
выражена не так ярко, как развитие силы и заканчивается раньше. По обобщенным результатам
отечественных и зарубежных авторов наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и
у девочек улучшаются результаты в возрасте от 7 до 10 лет. Несколько в меньшем темпе рост
различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически
наступает стабилизация
результатов в показателях
Исходя из выше сказанного, чрезвычайно важно развивать быстроту у учащихся и после
11 лет, когда
темп естественного прироста
быстроты уже существенно
Объектом исследования являлся процесс развития быстроты у учащихся
общеобразовательной школы на уроках физической культуры.
Предмет исследования: выявить эффективность экспериментальной методики развития
компонентов быстроты у учащихся шестого класса на уроках физической культуры.
Цель исследования: выявить основные методические подходы развития быстроты
у учащихся шестых классов на основе упражнений легкой атлетики.
Задача исследования: определить влияние скоростно-силовых упражнений легкой
атлетики, выполняемых на уроках физической культуры в шестом классе на развитие
компонентов быстроты движений.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что использование физической нагрузки в виде
упражнений легкой
атлетике со скоростно-силовой
эффективно развивать такие компоненты быстроты как взрывную силу, эффективность
стартового разгона, абсолютную скорость бега, двигательною ловкость, а также специальную
функциональную выносливость различных систем организма. Предполагалось, что уроки
физической культуры с почетвертной смены физических упражнений не позволяют
эффективно использовать
адаптационные возможности
наиболее благоприятного для положительных сдвигов в быстроте движений по причине резкой
смены характера физической деятельности при почетвертной смене видов спорта.
Для решения поставленной задачи был проведен годичный сравнительный эксперимент,
когда в контрольном классе выполнялась физическая нагрузка на уроках физической культуры
по общепринятой методике с почетвертной сменой видов спорта.
В экспериментальном классе уроки проводились на базе физической нагрузки из
упражнений легкой атлетики в течение почти всего учебного года кроме третьей четверти, где
в это время проводились уроки на упражнениях лыжного спорта.
В экспериментальном классе основная нагрузка была из упражнений на развитие
быстроты и состояла из стартовых ускорений, бега с максимальной скоростью от 30 до 60 м.,
специально-беговых
и прыжковых упражнений, бега и
прыжков в усложненных
подвижных игр с бегом и метаниями, эстафет__________, стартов из различных исходных положений,
скоростно-силовых упражнений, участия в соревнованиях.
Результаты эксперимента и их обсуждение.
В результате проведенного годичного сравнительного педагогического эксперимента
нами получены результаты, которые отражены в таблице 1.
203
Таблица 1
Средние данные (x ± m) изменения скоростно-силовых показателей в контрольной и в
экспериментальной группах после эксперимента (n1,2 = 10)
Экспериментальная
Тесты группа Контрольная группа
начало конец
Сдвиг
начало конец
Сдвиг t P
Прыжок в
длину с
места (см)
150±1,8 161±2,9 10,8* 149±4,0 154±3,9 5.0 2,1 <0,05
Бег 30 м. (с) 6,2±0,07 5,8±0,1 -0,4* 6,4±0,12 6,2±0,16 -0,2 1,5 >0,05
Бег 40 м. (с) 7,82±0,15 7,56±0,12 -0,26* 8,4±0,14 8,0±0,14 -0,4** 0,5 >0,05
Челночный
бег 5 х 20м.
(с)
26,7±0,2 25,9±0,15 -0,57* 27,4±0,21 27,2±0,26 -0,2 3,0 <0,05
Сумма
числа шагов
бега в упоре
3 х 15 с
(раз)
156±2,0 178±2,5 22,2** 154±2,05 165±2,56 11,0 9,3 <0,01
Пятерной
прыжок в
длину с
места (м)
7,91±0,11 8,28±0,11 0,30 8,40±0,12 8,60±0,12 0,20 0,25 >0,05
Примечание: * – Р < 0,05; ** – Р < 0,01 – достоверность сдвигов внутри группы.
Из табл. 1 мы видим, что взрывная сила в контрольной группе, которая оценивалась нами
по дальности прыжка в длину с места, не имела достоверных различий. В экспериментальной
группе ощущается существенный прирост взрывной силы, который в среднем равен 10,8 см
при достоверности различия в начале и в конце эксперимента. Разница сдвигов между
экспериментальной и контрольной группы также была статистически достоверна при t = 2,1
и Р < 0,05.
В бега на 30-40 м с высокого старта в той и другой группе сдвиги имели одинаковый
характер. В экспериментальной группе наибольший сдвиг в беге на 40 м равнялся -0,26 с,
при Р < 0,05, хотя в контрольной группе улучшение результата в беге на 40 м равнялось
-0,4 с. В беге на 30 м. отмечались такие же положительные сдвиги в обеих группах, но наиболее
высокий сдвиг отмечался в экспериментальной группе. Таким образом, в скорости бега на
коротких отрезках 30 и 40 м, который зависит от уровня взрывной силы у детей 12 лет
отмечаются очень высокие положительные сдвиги, но при этом значительно выше
положительный прирост в экспериментальном классе в беге на 30 м, а в контрольном классе
в беге на 40 м. В виду того, что в обеих группах прирост был высоким, достоверной разности
в сдвигах между группами нами не обнаружено. Из литературных источников мы знаем, что
в данный период
естественного физического
этапе своего развития, когда они легко поддаются скоростной тренировке, выполняя даже не
скоростную физическую нагрузку. Самое главное для них является получение этой физической
нагрузки.
В челночном беге 5х20 м время бега в экспериментальной группе уменьшилось на 0,5 с,
а в контрольной группе только на 0,2 с. Разница в сдвигах внутри группе достоверно только
в экспериментальной группе. Исходя из данных результатов, можно заключить, что нагрузка
в экспериментальной группе адекватно и положительно воздействовала на увеличение
возможности нервно-мышечной системы детей работать с максимальной мощностью при
дефиците кислорода. Поэтому в экспериментальном классе дети в конце эксперимента
продемонстрировали возросший уровень специальной беговой возможности. На наш взгляд
длительность челночного бега была в пределах 30 с, что соответствует длительности бега на
200 метров. Дистанция 200 метров требует возможностей детей работать в условиях дефицита
кислорода, что они и продемонстрировали в нашем эксперименте.
204
Частоту движений
в беге в упоре на месте многими
тренерами рекомендуется
у детей как
тест на частоту циклических движений.
Кроме этого трехкратное
одну минуту
отдыха проверяет и уровень
режим). Из таблицы мы видим, что в экспериментальной группе прирост суммы шагов
за 3х15 с достиг 22,2 шага при высоком уровне достоверности данного сдвига Р < 0,01.
В контрольном классе также отмечался положительный прирост в сумме шагов, но равен всего
11 шагов, что в два раза меньше, чем в экспериментальном классе. Между группами разница
в полученном результате имеет высокую статистическую достоверность Р < 0,01. Таким
образом, одним из важнейших компонентов быстроты является частота бегов в беге. Этот
компонент быстроты
при специфических
классе улучшился более существенно, чем в контрольном.
Результаты в пятерном прыжке с места в обеих группах изменились не существенно,
хотя положительная разница имела в среднем от 20 до 30 сантиметров. Разница как в сдвигах
внутри групп и между группами не были достоверными. Данный факт можно объяснить тем,
что отдельные школьники не овладели техникой прыжка, поэтому среднеарифметическое
отклонение было очень большое, что не позволило определить статистическую достоверность
разницы.
Выводы: 1. Взрывная сила в экспериментальной группе увеличилась статистически
достоверно. В контрольной группе прирост взрывной силы был не достоверен.
2. В стартом разгоне (бег на 30 м), где предъявлялись повышенные требования
к взрывной силе, экспериментальная группа имела явное преимущество. А в беге на 40 метров,
где уже повышается требование к скорости бега, некоторые преимущества имела контрольная
группа. В ловкости, проявленной в беге, а также специальной (анаэробной) выносливости
существенное преимущество имела также экспериментальная группа.
3. Рабочая программа
экспериментального класса
достоверности
повысила частоту бега школьников.
Преимущественно перед
классов была в два раза выше при высоком уровне достоверности сдвигов.
4. Исследование показало, что экспериментальная программа для шестых классов,
которые по возрасту
находятся в сенситивном
скоростно-силовая нагрузка оказывает более высокое положительное действие для развития
компонентов быстроты,
чем традиционная программа в
контрольном классе.