Изменения в организме под влиянием мышечной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:47, реферат

Краткое описание

Мышечная деятельность может вызывать в организме значительные изменения, в крайних случаях даже приводить к смерти, а может весьма слабо влиять на протекающие в нем процессы. Это зависит от интенсивности и длительности мышечной работы. Чем более интенсивна и длительна мышечная нагрузка, чем, соответственно, большие изменения она вызывает в организме.

Файлы: 1 файл

оригинал.docx

— 25.81 Кб (Скачать)

Изменения в организме под  влиянием мышечной деятельности

     Мышечная деятельность может вызывать в организме значительные изменения, в крайних случаях даже приводить к смерти, а может весьма слабо влиять на протекающие в нем процессы. Это зависит от интенсивности и длительности мышечной работы. Чем более интенсивна и длительна мышечная нагрузка, чем, соответственно, большие изменения она вызывает в организме.

     Если нагрузка предельно интенсивна или длительна, то все структуры организма начинают работать на обеспечение такого высокого уровня жизнедеятельности. В этих условиях не остается ни одной системы, ни одного органа, которые были бы индифферентны по отношению к физической нагрузке. Одни системы увеличивают свою деятельность, обеспечивая мышечное сокращение, а другие – затормаживают, освобождая резервы организма.

     Даже малоинтенсивная мышечная работа никогда не является работой только одних мышц, это деятельность всего организма.

     Физиологические системы, увеличивающие свою деятельность во время мышечной работы и помогающие ее осуществлению, называют системами обеспечения мышечной деятельности.

К ним относятся:

- Нервная система. Она посылает исполнительные команды к мышцам и внутренним органам, получает и анализирует информацию от них и от окружающей обстановки, обеспечивает согласованное взаимодействие мышц с другими органами. На деятельность нервной системы оказывает влияние система желез внутренней секреции (строго говоря, в физиологии нервную систему не относят к системам обеспечения мышечной деятельности, а считают системой управления мышечной деятельностью, но в данном случае главное – знать, что нервная система принимает непосредственное участие в мышечной работе).

- Система крови. Которая осуществляет перенос кислорода, гормонов и химических веществ, необходимых для обеспечения сокращающихся мышц энергией, а также вывод продуктов повышенной жизнедеятельности мышечных клеток.

- Система сосудов. С помощью которой организм регулирует приток крови к работающим мышцам. Сосуды работающих мышц, а также органов, обеспечивающих мышечное сокращение, расширяются, поэтому к ним поступает больше крови. Сосуды неработающих мышц и неработающих органов сужаются, и к ним поступает существенно меньше крови. Эти изменения происходят под управляющим влиянием нервной системы и системы желез внутренней секреции. На сужение и расширение сосудов влияют также продукты обмена, образующиеся в результате мышечного сокращения.

- Система сердца. Которая увеличивает скорость потока крови по сосудам. Благодаря этому кровь успевает доставить работающим мышцам больше кислорода и питательных веществ в единицу времени. Изменения в деятельности сердца регулируются нервной системой, собственными механизмами и гормонами желез внутренней секреции (системы сердца и сосудов настолько связаны между собой, что их часто объединяют в одну – сердечно-сосудистую систему).

- Система дыхания. Которая обеспечивает большее насыщение крови кислородом в единицу времени. Деятельность системы дыхания регулируется нервной системой, собственными механизмами и системой желез внутренней секреции.

- Система желез внутренней секреции. Которые обеспечивают гормональную поддержку выполняемой работы. Работа желез внутренней секреции регулируется собственными механизмами и нервной системой. Гормоны – это высокоактивные биологические вещества. Без большинства из них организм человека и млекопитающего не может существовать более нескольких часов, после чего наступает смерть. Высокое содержание определенных гормонов в крови позволяет увеличить работоспособность организма в несколько раз.

- Система выделения. К которой можно отнести почки, кожу и легкие. Система выделения осуществляет удаление огромного количества продуктов распада, образующихся в результате мышечной деятельности. Работа системы выделения регулируется собственными механизмами, гормонами желез внутренней секреции и нервной системой.

- Система терморегуляции. К которой можно отнести кожу и легкие. Система терморегуляции обеспечивает отдачу во внешнюю среду большого количества тепла, образующегося в результате сокращения мышц. Таким образом организм предохраняется от перегревания. Деятельность системы терморегуляции управляется собственными механизмами, гормонами желез внутренней секреции и нервной системой.

    Деятельность других систем организма, не принимающих участия в обеспечении мышечной работы, на время ее выполнения существенно тормозится вплоть до полного прекращения. Торможению подвергается, например, деятельность пищеварительной системы, высших психических функций нервной системы, большинства органов чувств, половой системы. Во время длительной интенсивной мышечной деятельности тормозятся процессы регенерации (образования) тканей, процессы синтеза в клетках, процессы роста в клетках и тканях и множество других процессов, не имеющих значения для мышечного сокращения. Поэтому, среди других причин, больному человеку в остром периоде заболевания рекомендуют покой. Торможение процессов роста и развития во время мышечной работы вступает в конфликт с преобладающими процессами в растущем детском организме: дети не способны выполнять слишком длительную или интенсивную работу.

     После прекращения мышечной работы организм должен привести деятельность систем в соответствие с состоянием покоя, восстановить запас истраченных питательных веществ, окислить и удалить накопившиеся продукты распада, затормозить деятельность ранее работающих мышечных, нервных и других клеток, запустив, таким образом, в них процессы восстановления. Одновременно организму требуется возобновить работу ранее заторможенных функций.

    Таким образом, как сама мышечная деятельность, так и ее прекращение для организма является сложным процессом, затрагивающим все его структуры.

    Мышечная деятельность есть результат сокращения мышечных клеток. Природа дала этим клеткам такую способность – уменьшаться в размерах, преодолевая при этом внешнее сопротивление. Для этого в каждой мышечной клетке существуют специальные структуры, которые называются сократительными элементами. По химической природе сократительные элементы являются белками.

    Процессом сокращения не ограничиваются изменения в мышцах во время работы. Для сокращения мышцы нужна энергия, а она образуется в результате распада АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). На восстановление АТФ необходима энергия распада других веществ. Следовательно, во время мышечной работы увеличивается скорость и интенсивность обмена веществ в мышечных клетках (скорость и интенсивность распада и синтеза веществ).

Факторы, определяющие интерес  студентов к физкультурно-спортивной деятельности

    Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в ВУЗе.

    Педагогам и студентам принадлежит ведущая роль по реальному включению физ. культуры и спорта в здоровый образ студенческой молодежи.

Реализация  этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двухединой позиции  – как личностно значимая и как общественно-необходимая.

Данные научных  исследований и практика свидетельствуют  о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для  студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие студентов в  этой деятельности недостаточно. Для  преодоления этого негативного  явления необходимо ознакомиться с  механизмами действия их побудительных  сил, которые через интересы и  мотивы ведут к удовлетворению потребности  личности студента.

    Критерием физкультурно-спортивной деятельности является физкультурно-спортивная активность. Она характеризуется степенью участия, вовлеченности студентов в сферу деятельности. Ее можно рассматривать как меру и характер участия непосредственно в занятиях физическими упражнениями и как активность участия физкультурно-спортивных мероприятий в организации и проведении их и в судейской практике.  

    Воспитание потребностей и мотивации в физкультурно-спортивной деятельности оказывает опосредованное влияние на удовлетворение других потребностей студентов:

- биосоциальных: сохранение здоровья, организация отдыха, релаксация, потребность в движении;

- социально-психологических: общение, самоактуализация, самоутверждение, престижность, модность, общественная значимость, активность и сопереживание.                

    Осознание студентом потребности в физкультурно-спортивной деятельности превращает ее в интерес.

    Проявление интереса к занятиям физической культуре и спорту вызывает желание действовать, формирует мотив поведения. Мотивы следует отличать от сознательных целей и намерений. Мотивы стоят за целями, побуждают к их достижению.

    Цели в физкультурно-спортивной деятельности можно подразделить на перспективные и ближайшие, т.е. (промежуточные). 

К перспективным следует отнести: самоактулизацию,   т.е. самоутверждение, обеспечение рациональных форм отдыха, социальное признание, авторитет, воспитание волевых качеств, чувство прекрасного в сфере физической культуры и спорта, двигательную активность с ее эмоциональными компонентами.

К промежуточным (ближайшим) целям следует отнести выполнение тестов, норм, достижение уровня спортивного мастерства, развитие телосложения, успешное выступление в спортивных соревнованиях.

    Одним из компонентов мотивации является стимул.

К действенным стимулам в области физической культуры и спорта следует отнести:

- пропаганду здорового образа жизни

- совершенствование материальной спортивной базы

- удобное время занятий

- возможность выбора вида спорта и форм занятий физической культурой и спорта

- наличия свободного времени,

- педагогическое мастерство преподавателей, тренера,

- реальные возможности укрепления здоровья.

    В организации занятий физической культурой и спортом нельзя игнорировать сложившееся у студентов личных мотивов, интересов, потребностей, а нужно находить разумные формы занятий. В противном случае, у студентов может возникнуть негативное отношение, безразличие   к занятиям физической культуры и спорта.

   Изменения в физкультурно-спортивной активности студентов могут происходить под воздействием разных факторов, которые дают возможность эффективно решать педагогические задачи, как по формированию личности, так и по приобщению студенческой молодежи к активным, систематическим занятиям ФК и спортом.

   Факторами определяющими, по нашему, мнению у студентов их потребности, интересы и мотивы занятиям ФК и спорту являются:

- состояние  материальной спортивной базы

- содержания  занятий

- уровень  требований

- личность  преподавателя, тренера

- состояние  здоровья занимающихся

- уровня  физической подготовленности

- периодичность  проведения

-продолжительность  и эмоциональность занятий.

   Среди факторов, оказывающих влияние на организацию и проведение физкультурно-спортивной деятельности, необходимо отметить роль Спортивного клуба, кафедры физического воспитания, студенческого самоуправления, профкома, совета общежития.

   Когда факторы активно содействуют здоровому образу жизни студенческой молодежи, тогда выпускники ВУЗа будут вести активную преобразующую деятельность в будущем по месту работы. Им будет свойственна высокая жизненная активность.

Физическая  культура в жизни  студента

   Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя , удивить окружающих своими возможностями . Но для этого со времени рождения нужно постоянно и ругулярно выполнять правила правильного физического воспитания . Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет) , в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду) Организация и руководство физическим воспитанием Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

Информация о работе Изменения в организме под влиянием мышечной деятельности