Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение “целительной частью медицины”, а писатель и историк Плутарх – “кладовой жизни”. Всегда ли мы ценим то чтобы эта “кладовая” не опустошалась? К сожалению, нет.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности…………………………………………………………………5
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности………………………………………………8
3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление………13
4. Физическое воспитание как средство повышения умственной работоспособности………………………………………………………………………………17
5. Влияние физических упражнений на организм……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...20

Файлы: 1 файл

физическая культура-2003.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечностью. 

    4.Физическое воспитание как средство повышения умственной работоспособности.

Известно, что  устойчивость умственной работоспособности  и внимания во многом помогает студентам  овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Эти же психофизические качества важны и в будущей их производственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Студентам высшего учебного заведения была предоставлена возможность самооценки уровня физической подготовленности, физической и умственной работоспособности методом анкетного опроса.

Самооценка физического  состояния и умственной работоспособности (см. табл.1 и 2) показала преимущество студентов активного двигательного режима.

Таблица 1

Самооценка  уровня физической подготовленности и работоспособности (п=1000)

Оценили Спортсмены  Не  спортсмены
Отлично 39.68 7.96
Хорошо 41.34 41.59
Удовлетворительно 15.22 43.36
Неудовлетворительно 0.30 2.95
 

 

Таблица 2

Самооценка  умственной работоспособности  (п=1000)

Наступает умственное Спортсмены  Не  спортсмены
Через 2 часа занятий 5.36 7.82
Через 3 » » 15.05 25.66
Через 4 » » 25.60 33.00
Через 5 » » 19.72 12.39
Через 6 часов » 29.58 15.19

5.Влияние физических движений на организм.

  Сущность  влияния движений на организм состоит  в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса. Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов - до высших центров коры больших полушарий мозга. В работающих мышцах возникают сигналы, которые оказывают стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая работоспособность нервных центров. Систематический поток таких сигналов положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы. В организации движения в качестве аппарата контроля и информации принимают участие органы чувств - анализаторы. В обеспечении движений всем необходимым участвуют сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, органы пищеварения, выделения и др. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма, выше уровень функциональных возможностей, продолжительнее жизнь. Например, продолжительность жизни разных видов животных, примерно одинаковых по размеру и весу, зависит от образа жизни: кролик живет в среднем 5 лет, заяц - 15; мышь - 2 года, летучая мышь - до 30; корова - 20-25, лошадь - 40-50. Продолжительность жизни пропорциональна степени двигательной активности.

Заключение

 

     

В наш век атома и кибернетики  умственный труд все больше вытесняет  физический или тесно сливается  с ним. Но, как я старался показать, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека.    

“Всю  мою жизнь, - писал И.П.Павлов, я  любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками”.    

Основатель  дела физического воспитания в России выдающийся врачи педагог П.Ф.Лесграф  неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности – “тела и духа” рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. “Такое нарушение гармонии… писал он, - не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике”.    

Многие  считают, что поддерживать высокую  умственную работоспособность помогает специальная “гимнастика мозга”. Речь идет о так называемой стойке на голове. Это упражнение в сочетании с ритмичным сгибанием и разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах не только усиливает приток крови к клеткам мозга, укрепляет сосуды, но еще и способствует оттоку венозной крови от нижних конечностей и тазовых органов, т.е. является важным средством профилактики варикозного расширения вен, геморроя, почечно-каменной болезни.   

 

Список  использованной литературы  

  1. Анатомия  человека. Учебник для институтов физической культуры. /Под ред. В.И. Козлова. - М.: ФиС, 1978. – 684 с.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987. – 123 с.
  3. Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. -Киев. .Здоровья, 1987. – 217 с.
  4. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда-М.:3нание, 1987. – 285 с.
  5. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов М.: Высшая школа, 1978. – 243 с.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,1991. – 347 с.
  7. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт,1993. – 175 с.
  8. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под общ. ред. Л. М. Волковой, П. В. Половникова: СПбГТУ, СПб, 1998.-153с.
  9. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под. ред. В.И. Ильинича. - М.:Гардарики,1999. – 436 с.

Информация о работе Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности