Формирование здорового образа жизни младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:37, реферат

Краткое описание

Отсюда вытекают проблема формирования здорового образа жизни младших школьников.
Целью моего реферата является выявление условий для формирования здорового образа жизни младших школьников в семье и в школе.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
проанализировать современную научную литературу;
выявить составляющие ЗОЖ;
выявить условия для формирования ЗОЖ у младших школьников.

Оглавление

Введение
Сущность понятий «Здоровье», «Здоровый образ жизни»
Составляющие ЗОЖ младшего школьника
Режим труда и отдыха
Режим питания
Двигательная активность
Закаливание
Режим дня и личная гигиена
Медико-профилактические меры
Принципы, на которых строиться воспитание ЗОЖ младших школьников
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

титульный лист.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

1. Системный подход.

- Человек представляет  собой единство телесного и  духовного. Невозможно сохранить  тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.

-Успешное решение задач  валеологического воспитания возможно  только при объединении воспитательных  усилий школы и родителей.

2. Деятельностный  подход.

- Валеологическая культура осваивается  детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип "Не  навреди!"

- Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

- В валеологическом воспитаниии признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

5. Принцип альтруизма.

- Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: "Научился сам - научи друга".

6. Принцип меры.

- Для здоровья хорошо то, что в меру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.

Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

 

 

 

Библиографический список:

  1. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие  под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190с.
  2. Школа здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Издание 2-е, дополненное. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2001.-104с.
  3. Статистика нарушений у младших школьников // http://zdr.ucoz.ru/index/statistika_po_zdorovju/0-15
  4. Статья А.Чиркова «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» // bank.orenipk.ru/Text/t17_265.htm
  5. Определение здоровья ВОЗ // http://polozov.nemi-ekb.ru/index.php?option=

com_content&view=article&id=517&Itemid=535&lang=ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Рациональное питание школьника на неделю

Понедельник

I вариант

II вариант

Завтрак

Отварной картофель со сметаной 
Овощной салат (капуста, морковь, растительное масло) 
Кофе с молоком

Каша на молоке с сухофруктами 
Черный чай с лимоном 
Нежирное печенье

Обед

Борщ на нежирной говядине 
Голубцы с мясом и рисом 
Хлеб 
Фруктовый сок

Тунец 
Отварной картофель со сметаной  
Черный хлеб  
Яблочный компот

Полдник

Клубника с йогуртом

Кефир, ягоды

Ужин

Макароны с творогом 
Компот из фруктов или ягод 

Салат из овощей (капуста с морковью),  
Творог 
Свежие фрукты  


 

 

 

 

Вторник

I вариант

II вариант

Завтрак

Салат из помидоров и огурцов, заправленный растительным маслом или сметаной 
Рисовая каша  
Чай

Каша из овсянки и злаков, фрукты 
Орехи 
Зеленый чай 

Обед

Окрошка мясная 
Черный хлеб 
Блинчики с рыбой 
Ягодный кисель

Овощной суп 
Зразы с грибами  
Ржаной хлеб 
Яблоко

Полдник

Кефир 
Галеты

Ягодный кисель 
Банан

Ужин

Зразы картофельные с мясом 
Фруктовый сок 

Вареная курица 
Овощи 
Нежирный йогурт


 
 
 

 

 
Среда

I вариант

II вариант

Завтрак

Салат зеленый с яйцом 
Картофельное пюре 
Рыба или икра  
Кофе 
Хлеб 

Грейпфрут 
Омлет с помидорами 
Ржаной хлеб 
Йогурт 

Обед

Суп пюре с зеленью 
Жаркое домашнее  
Хлеб 
Фруктовый сок 

Овощной суп 
Перец, фаршированный мясом и рисом 
Хлеб 
Зеленый чай

Полдник

Салат из свеклы, заправленный растительным маслом 
Хлеб

Нежирное печенье 
Чай 

Ужин

Оладьи с яблоками или ревенем 
Компот

Салат из морепродуктов 
Лобио из фасоли 
Сок


 
 

 

 

Четверг

I вариант

II вариант

Завтрак

Овсяная каша 
Свежий огурец 
Бутерброд с маслом 
Чай

Творог с фруктами 
Йогурт  

Обед

Салат из помидоров и огурцов или салат зеленый 
Суп овощной с сухариками 
Печенка жареная с картофельным пюре 
Хлеб 
Компот

Салат из свежей моркови с сыром 
Рассольник 
Рыба с овощами 
Компот из ягод или фруктов

Полдник

Салат из капусты 
Хлеб 
Сок

 

Ужин

Запеканка рисовая с яблоками 
Минеральная вода

Отварная курица 
Картофель в мундире 
Сок


 

 

Пятница

I вариант

II вариант

Завтрак

Рыба с отварным картофелем 
Свежий огурец 
Хлеб с сыром 
Кофе 

Мюсли с молоком или йогуртом 
Хлеб с маслом

Обед

Суп-пюре из цветной капусты 
Цыпленок или курица отварная с рисом 
Хлеб 
Компот 

Обед  
Салат из помидоров 
Суп из овощей,  
Курица с гречкой 
Ржаной хлеб 
Сок

Полдник

Чай 
Булка с маслом

Бутерброд с сыром 
Чай

Ужин

Каша гречневая  
Овощи тушенные (капуста, морковь, лук, помидор) 
Хлеб 
Минеральная вода

Рыба на гриле с овощами  
Фрукты 
Нежирный йогурт. 


 

 

 

Суббота

I вариант

II вариант

Завтрак

Каша манная молочная 
Печенье 
Чай  

Каша овсяная  
Тост с вареньем 
Чай 

Обед

Суп фасолевый (фасоль, картофель, морковь, лук) 
Рыба отварная или запеченная с макаронами 
Винегрет 
Компот  
Хлеб

Салат из капусты 
Борщ с фасолью 
Курица с рисом 
Фрукты 
Йогурт

Полдник

Морковно-творожная запеканка 
Чай 

Чай с печеньем

Ужин

Гуляш с овощным рагу 
Хлеб 
Фруктовый сок

Паровая котлета 
Овощное рагу 


 

 

 

 

 

 
Воскресенье

I вариант

II вариант

Завтрак

Салат зеленый 
Омлет с картофелем 
Томатный сок

Мюсли с йогуртом или молоком 
Бутерброд с сыром 
Чай

Обед

Суп перловый 
Хлеб 
Блинчики с рыбой (или с икрой) 
Мусс ягодный на манной крупе 
Минеральная вода

Щи из свежей капусты 
Рыба тушенная с помидорами 
Макароны 
Яблоко 

Полдник

Салат из моркови с яйцом 
Чай с булочкой

Чай с печеньем 

Ужин

Тефтели мясные с рисом, свежий огурец 
Хлеб 
Компот

Плов 
Огурец, помидор  
Грейпфрут


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меню младшего школьника.

В меню младшего школьника должно ежедневно присутствовать крупяное блюдо, свежие фрукты и овощи, мясо, молочные продукты. Свежие овощи должны входить в рацион вне зависимости от сезона, если нет возможности зимой приготовить салат из свежих помидоров и огурцов, то можно хотя бы посыпать второе блюдо мелко порубленной зеленью. Желательно избегать рафинированных углеводов, которые несут в себе только пустые калории. К таким можно отнести белый хлеб, который практически вытеснил со стола хлеб из муки грубого помола, гораздо более полезный. Это касается и сладкой выпечки и вообще сладостей. Прошли те времена, когда конфеты были атрибутом праздников, за что дети и расплачиваются разрушенными зубами еще до начала школьного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1.  Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.  И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3.  И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1.  И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2.  И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3.  И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

1.  И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни младших школьников