Физкультпауза и физкультминутка, их роль в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:50, реферат

Краткое описание

Вполне понятно, что учащиеся в школе находятся в состоянии «двигательного голода». Прослеживается тенденция: при переходе из класса в класс двигательная активность не увеличивается, как должно быть по природе, а наоборот уменьшается. Уроки физкультуры не решают этой проблемы, так как компенсируют лишь 11 % необходимого суточного движения. Поэтому оптимальным средством решения данной проблемы могут служить физкультпауза и физкультминутка.

Оглавление

Введение
Физкультминутки и решаемые ими задачи
Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения, классификация
Физкультминутка и физкультпауза
Комплексы профилактических упражнений для проведения физкультминуток на уроке
Комплекс физкультпаузы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Физкультпауза и физкультминутка их роль в общеобразовательной школе.docx

— 32.34 Кб (Скачать)

Физкультпауза и физкультминутка,

их роль в общеобразовательной  школе.

 

План

  1. Введение
  2. Физкультминутки и решаемые ими задачи
  3. Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения, классификация
  4. Физкультминутка и физкультпауза
  5. Комплексы профилактических упражнений для проведения физкультминуток на уроке
  6. Комплекс физкультпаузы
  7. Заключение
  8. Список литературы

 

Введение           

 В жизни человека, как  в спорте, есть старт и финиш.  Со старта начинают свой бег спортсмены и стараются быстрее прибежать к финишу, стремясь достигнуть его первым. В жизни дело обстоит как раз наоборот. Взяв «старт» в момент появления на свет, человек вовсе не старается прийти к финишу первым. Наоборот, стремиться подольше бежать «по дороге жизни» и как можно позже прийти к «финишу». Насколько долог будет этот путь зависит от самого человека и его отношения к своему здоровью.           

 О здоровье детей  должны позаботиться взрослые. Это  не только родители, но и учителя  тоже. Долг школы перед обществом  – это сформировать всесторонне  развитого молодого человека, здорового  в физическом и социальном  плане, готового к трудовой  деятельности, плодотворному общению.  Одна из обязанностей учителя  – это помочь ребенку овладеть  культурой движения, укрепление  его здоровья, развитие двигательных  навыков и умений. К сожалению,  стоит признать, что школа мало  уделяет этому внимания .           

 Современная жизнь  школьника – занятия в школе,  приготовление домашних заданий,  чтение, длительный просмотр телевизора, времяпрепровождение за компьютером, отсутствие двигательной активности – все это располагает к малоподвижному образу жизни. Такой образ жизни не безобиден, особенно для растущего организма. Снижение обмена ведет к ожирению, понижение сопротивляемости, ослаблению скелетных мышц, костной системы, нарушению сна, накоплению усталости, развитию близорукости и т.д.           

 По своей природе  ребенок очень активен. В летнее  время  активность ребенка 7- 10 лет  может достигать 12- 16 тыс. движений в сутки, в 14- 15 лет активность увеличивается еще на 35 %. В учебное время активность падает на 30 %. Ребенок 18 часов в сутки находится в полной или относительной неподвижности.            

 Вполне понятно, что  учащиеся в школе находятся  в состоянии «двигательного голода».  Прослеживается тенденция: при  переходе из класса в класс  двигательная активность не увеличивается,  как должно быть по природе,  а наоборот уменьшается. Уроки  физкультуры не решают этой  проблемы, так как компенсируют  лишь 11 % необходимого суточного  движения. Поэтому оптимальным средством решения данной проблемы могут служить физкультпауза и физкультминутка.

Физкультминутки и решаемые ими  задачи

 

Физкультминутки, наряду с  двигательными паузами, вводной  гимнастикой, подвижными переменами, относятся  к «малым» формам занятий физическими  упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации  функционального состояния организма  школьника, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки и паузы  относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток  в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды  деятельности).

Физкультминутки – кратковременные  серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности.

Проведение физкультминуток  должно решать следующие задачи:

  • Активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
  • Эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для  физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению  мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания  и др.

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей  деятельности, способствовать расслаблению мышц выполняющих значительные статические  или статико-динамические нагрузки.

Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток  может вменяться «дежурному по здоровью». Положительный эмоциональный фон  – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может  создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес детей на начальных  этапах внедрения физкультминуток  в школе, может какой-либо переходящий  приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс.

Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени  проведения, классификация

Механизм воздействия  физкультминуток на динамику общей  работоспособности школьника в  течение учебного дня:

  • усиливает обмен веществ в организме
  • повышается внимание
  • улучшается осанка.

Требования к подбору  упражнений:

  • упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,
  • быть простыми по выполнению

Выбор времени проведения:

  • при проявлении первых признаков утомления
  • при снижении активности на уроке
  • при нарушении внимания.

Форма выполнения, количество и содержание упражнений:

  • упражнения выполняются стоя или сидя
  • комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз
  • рекомендуется использовать потягивания, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Классификация физкультминуток  и динамических пауз по воздействию  на системы организма:

  • общего воздействия
  • для улучшения мозгового кровообращения
  • для снятия утомления с плечевого пояса и рук
  • для глаз
  • для системы дыхания

для различных возрастных категорий:

  • дошкольники
  • школьники (младшие, средние, старшие)
  • учителя.

 

Физкультминутка и физкультпауза

Физкультпаузы и физкультминутки  обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминутки.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и  разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время  письменных работ в первых классах.

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;

б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);

в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);

г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).

Физкультминутки I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в V-XI - 2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V-XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала.

Комплекс выполняется  учениками в проходах между партами  и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза  продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями  учебной или производственной деятельности. Комплексы физкультпауз удовлетворяют  следующим условиям:

а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;

б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;

в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

д) темп выполнения должен соответствовать привычному;

Комплекс физкультпаузы  можно составить так:

а) ходьба на месте с движениями рук;

б) упражнения в подтягивании;

в) подскоки или бег на месте;

г) наклоны или повороты туловища;

д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны;

е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

з) ходьба на месте с заданиями на внимание.

Комплексы профилактических упражнений  
для проведения физкультминуток на уроке

 

Физкультминутки для младших школьников на уроках, требующих письма

1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

 

 

 

Физкультминутки общего воздействия для разных групп  мышц

1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону. 4–6. То же в другую сторону. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх. 3–4. Исходное положение. 5–8. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

 

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

 

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Информация о работе Физкультпауза и физкультминутка, их роль в общеобразовательной школе