Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье.
Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Оглавление

1. Введение.
2. Физическое воспитание.
3. Самосовершенствование в здоровом образе жизни.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по физкультуре.docx

— 31.09 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ федеральное  государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования  «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им Д.И.Менделеева»

                          Кафедра

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Физическая  культура»

По теме «Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни»

 

 

                                                           Выполнила: студентка 13 гр. ЗФО

                                               Исторического факультета

                                             Направление подготовки

                                                        «Педагогическое образование»

                                                  Профиль «Правовое и экономическое образование»

                                                                      Григорьева Елена Викторовна

                                                                  Проверила: преподаватель кафедры

                                           физической культуры

                                                        Ильиных Ирина Анатольевна

Тобольск, 2011

Содержание:

 

1. Введение.

2. Физическое воспитание.

3. Самосовершенствование  в здоровом образе жизни.

4. Заключение.

5. Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

 

Самый драгоценный дар, который  человек получает от природы, - здоровье.

Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Главное – здоровый образ  жизни – комплекс оздоровительных  мероприятий, которые обеспечивают гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Основные элементы здорового  образа жизни – плодотворная трудовая

деятельность, оптимальный  двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек

 В основе здорового  образа жизни лежат как биологические,  так и социальные принципы.

Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен  энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и  ритм.

 

Физическая культура.

 

В базовый компонент здорового  образа жизни входит физическая культура.

Физическая культура — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры , представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

 

 Физическое воспитание.

 

Физическое воспитание представляет собой социально обусловленный, педагогически организованный процесс  овладения ценностями физической культуры.

Социальная обусловленность физического воспитания заключается в том, что в ходе его достигается социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно-важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения                                      интересов общества в этом направлении.                 

 

Такая социальная организация  носит название системы.

Система физического воспитания представляет собой упорядоченную  относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры.

Как и в любой другой социальной системе, в физическом воспитании можно выделить: 1) определенный состав и структурную организацию образующих его элементов; 2) функции; 3) характер взаимосвязи с другими системами  общества.

В состав системы физического  воспитания могут войти самые  различные элементы физической культуры, т.е. любые факторы материальной и духовной культуры, связанные с  «производством» физически совершенных  людей. Однако, неотъемлемыми ее элементами становятся только те, которые имеют  непосредственное отношение к физическому  воспитанию. Без них система не может существовать как единый социальный организм (управление, кадры, научное  обеспечение и т.д.).

 

 Принципы системы физического  воспитания

 

а) Принцип оздоровительной  направленности обязывает педагога так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического  воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной  жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая  его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Реализуется этот принцип  путем выполнения основных требований:

-     Средства и  методы физического воспитания  должны применяться только такие,  которые имеют научное обоснование  их оздоровительной ценности;

-     физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями детей;

-     Врачебно-педагогический  контроль должен быть обязательным  элементов учебно-воспитательного  процесса;

-     Соблюдение  санитарно-гигиенических норм, рациональное  использование солнца, воздуха и  воды – все это следует учитывать  при организации каждого занятия  физическими упражнениями.

б) Принцип всестороннего  развития личности.

В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований:

      1) решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием;

      2) содержание физического воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями.

в) Принцип связи с трудовой и оборонной практикой выражает прикладную направленность всей системы  воспитания, призванный воспитывать  всесторонне подготовленных людей  «которые умеют все делать». Получение  человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества.

Связь физического воспитания с жизнью отражена в физкультурно-оздоровительном комплексе.

Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих  требований: 1) содержание физического  воспитания должно предусматривать  формирование, прежде всего, жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т.п. Это  требование воплощено в содержании физкультурно-оздоровительного комплекса  РБ и учебных программах по физическому  воспитанию; 2) всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать  настолько широкую подготовленность человека. Чтобы его общий уровень  физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные  трудовые и военные действия; 3) максимально  использовать занятия физическими  упражнениями для трудового и  патриотического воспитания.

Для реализации принципов  необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном  случае прокламируемые принципы могут  превратиться в утопические призывы.

 

 Основные направления  системы физического воспитания

 

Преимущественное решение  тех или иных педагогических задач  позволяет выделить три основные направления в физическом воспитании:

1.Общее физическое воспитание.

Общее физическое воспитание направлено на укрепление здоровья и  поддержание работоспособности  в учебной или трудовой деятельности. В соответствии с этим содержание физического воспитания ориентировано  на овладение жизненно важными двигательными действиями, согласованное и соразмеренное развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и подвижности в суставах. Общее физическое воспитание создает тот обязательный минимум физической подготовленности человека, который необходим для нормальной жизнедеятельности, для специализации в любом виде профессиональной или спортивной деятельности. Оно осуществляется в дошкольных учреждениях, на уроках физической культуры, в общеобразовательной школе, в секциях (группах) ОФП и группах физкультурно-оздоровительного комплекса РБ, в группах здоровья и др.

2.Физическое воспитание  с профессиональной направленностью.

Физическое воспитание с  профессиональной направленностью  призвано обеспечивать тот характер и уровень физической готовности, который необходим человеку в  конкретном виде трудовой или военной  деятельности (в этом значении говорят  о специальном физическом воспитании космонавта, монтажника-высотника и  др.).

Содержание физической подготовки всегда обусловлено требованиями конкретного  вида профессиональной деятельности. Поэтому физические упражнения для  занятий подбираются такие, которые  в наибольшей степени содействовали  бы формированию трудовых умений, соответствовали  условиям настоящей и будущей  трудовой деятельности. Физическая подготовка осуществляется в специальных средних, высших учебных заведениях и в  армии.

3.Физическое воспитание  со спортивной направленностью.

Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает возможность специализироваться в  избранном виде физических упражнений и достигать в них максимальных результатов. Физическое воспитание, направленное на подготовку к высоким достижениям  в избранном виде спорта, называют спортивной тренировкой.

Спортивная тренировка вместе со спортивной ориентацией и отбором, теоретическими занятиями спортсменов, восстановительными мероприятиями  и т.п. составляют то, что принято  называть спортивной подготовкой.

В спортивной тренировке условно  выделяют отдельные ее стороны, в  том числе физическую подготовку, которая обеспечивает высокий уровень  функциональных возможностей организма  и укрепления здоровья спортсмена для  максимальных достижений в избранном  виде спорта.

Все три направления подчиняются  единой цели, общим задачам и принципам  системы физического воспитания.

Основными задачами физического  воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков  и вестибулярного аппарата, различные  процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и  характера, направленное на повышение  работоспособности человека.

Организация физического  воспитания осуществляется посредством  занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля , за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически  здорового человека чрезвычайно  важно соблюдение элементов повседневного  режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание  различных видов деятельности.

 

 

 

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

 

Важный фактор оптимизации  физической активности — самостоятельные  занятия студентов физическими  упражнениями (утренняя гимнастика, микро-паузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:

 

* УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА

Утренняя гигиеническая  гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее  состояние после пробуждения, поддержанию  высокого уровня работоспособности  в течение трудового дня, совершенствованию  координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

В зависимости от уровня физического состояния все занимающиеся могут быть разделены на три группы: первая группа (с п е ц и а  л ь н а я) -- УФЕ низкий и ниже среднего, вторая (подготовительная) -- УФЕ средний и третья (основная) -- УФЕ выше среднего. Можно привести примерные тренировочные планы для этих групп в первый год занятий оздоровительным бегом.

Информация о работе Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни