Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы диктуется тем, что в процессе физического воспитания дошкольников целенаправленно используются все возможности не только для развития двигательных способностей, но и для нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания детей, развития психологических черт личности. Физическое воспитание проводится с учетом половых, психологических и индивидуальных способностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
ГЛАВА.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.....................................................................................................4
1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание…………………………………………………………………………4
1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста……………………………………………………………………….……7
ГЛАВА.2. ФОРМЫ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………...…………12
2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………...………………12
2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста……………………………….…………………………………………..18
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста………………………………………………………………..………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….33

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 63.44 Кб (Скачать)

Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации— показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п.Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в Двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он копятся носком ноги воротцев. Сохранение в сознании задания воспитателя«не задеть воротца связывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.

Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа.В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.

Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка(песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм. Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условно-рефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку— способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное, настроение. Ритм в любой: деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать.

Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель,не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано.Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке...»)и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом.

Итак, указанные наглядные  приемы содействуют правильному  восприятию и представлению ребенка  о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п. Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч- ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой'».«Paз, два,три — беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей.К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

 

 

ВЫВОДЫ

         Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно -сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду. М. , Академия пед.наук РСФСР, 2005г.
  2. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. - Мн, 2006г.
  3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник - М.: Просвещение, 2005г.
  4. Кенеман А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978.
  5. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 2005г.
  6. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. - Мн.: Ураджай, 2000.
  7. Матвеева А.П. и Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М ., 1991.
  8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1986.
  9. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 1988.-143с.
  10. Спирина В.П. Закаливание детей. - М., 2006г.
  11. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.-2006г.
  12. Тонкова - Ямпольская Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. - М., 1987.
  13. Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1963.
  14. Фонарёва М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста. - М., 1973.
  15. Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 2006г.
  16. Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2000.
  17. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1976.
  18. Щелованова Н.М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения и до трёх лет. - М., 1969.Эльконина Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. - М., 1964.
  19. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000г.
  20. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, 1998г.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста