Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы диктуется тем, что в процессе физического воспитания дошкольников целенаправленно используются все возможности не только для развития двигательных способностей, но и для нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания детей, развития психологических черт личности. Физическое воспитание проводится с учетом половых, психологических и индивидуальных способностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
ГЛАВА.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.....................................................................................................4
1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание…………………………………………………………………………4
1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста……………………………………………………………………….……7
ГЛАВА.2. ФОРМЫ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………...…………12
2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………...………………12
2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста……………………………….…………………………………………..18
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста………………………………………………………………..………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….33

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 63.44 Кб (Скачать)

В дошкольных учреждениях  труд используется при строгом дозировании  нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического  развития и физической подготовленности.

Эффективность использования  средств физического воспитания повышается при правильном сочетании  их на разных возрастных этапах. Так, в  первые месяцы жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы  и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упражнений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.

Классификация физических упражнений.

          Классификация означает распределение физических упражнений по группам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много общих признаков. Важно установить главный признак, по которому следует разделить; упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным признакам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и соответствовать отбору соответственно поставленным задачам.

В настоящее время используется классификация физических упражнений,в  основу которой положены исторически  сложившиеся системы средств  физического воспитания и методов  их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более редкие классификационные подгруппы.

Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения)и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.).  Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение. Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям: возрастов с различной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья.

Для детей дошкольного  возраста рекомендуется гимнастика и элементы художественной гимнастики.

Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки). Это помогает закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.

Между участниками игры возникает  взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.). Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку. Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.

Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

Спорт предъявляет высокие  требования к физическим и духовным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности. С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные виды физических упражнений(лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения(пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения(например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях. В практической работе по физическому воспитанию используется классификация упражнении по признаку преимущественного значения их для развития физических качеств (ловкость,быстрота, гибкость,сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, но преимущественно(в большей степени)развивают какое-либо одно. Например,бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции —выносливость. Упражнения могут распределяться по использованию снарядов и предметов(упражнения на гимнастической скамейке, бревне,стенке, упражнения с палками, мячами и т.д.). Упражнения делятся на группы по анатомическому признаку (упражнения для мыши плечевого пояса и рук,ног, туловища и др.). Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений(структурным признакам); циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения и цикле, В ациклических движениях(металле, прыжки и др.} каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях(прыжки с разбега)соединяются циклические упражнения с ациклическими. В биомеханике делят упражнения на поступательные(прыжки в длину с места с др.)и вращательные(метание диска и др.) и т. д. В физиологии— упражнения различной мощности. Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные(ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьбой, бег на месте и др.).

         С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Так, в «Программе воспитания в детском саду»упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие упражнения(для отдельных групп мышц);подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений(лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание). Принятая классификация физических упражнений применяется в учебных пособиях и позволяет быстро находить описание нужного упражнения.

2.3 Приемы и  методы обучения детей дошкольного  возраста

           Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советская дидактика опирается на марксистско-ленинскую теорию познания. Процесс учения рассматривается дидактикой кик организованная познавательная деятельность, в которой осуществляется и постепенно расширяется процесс познания его исходного момента — отсутствия знаний к все более точным, полным и совершенным знаниям. В этом процессе познании непременными компонентами являются: чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика.

            В связи с этим в обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;

практический  метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной)форме, использованием элементов соревнования.

Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью  движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые  качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения  и ориентировки в условиях действия коллектива.

В младших группах при  обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например,«Будете бегать легко и тихо, как мышки»,«Нужно прыгать, как зайчики»),

Соревновательный  метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).Обязательное условие соревнования— соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя,его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых чертличности.

Итак, применяя указанные  выше методы обучения детей различным  движениям, мы опираемся на их чувственные  восприятие(первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность(вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность(выполнение конкретных упражнений).

В практической работе с  детьми методы обучения переплетаются.

      Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность— восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей— самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

         Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

В процессе обучения детей  двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном  случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного  материала,учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического  состояния,возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном  сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой —сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

При обучении детей движениям  сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике),может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

В таком случае воздействие  но преимуществу только на органы внешних  чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем. Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста