Физическая культура в профессиональной деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:32, доклад

Краткое описание

В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.

Оглавление

1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи.
2. Методические основы производственной физической культуры..
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК..
4. Производственная физическая культура в рабочее время.
5. Физическая культура и спорт в свободное время.
ППФП специалиста в свободное время.
6. Дополнительные средства повышения работоспособности.
7. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.
9. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив

Файлы: 1 файл

доклад по физкультуре.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

«Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

На тему:

«Физическая культура в профессиональной деятельности человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           Выполнила:

Студентка 311 группы

Погорелова Оксана

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                         2012

 

 

Содержание:

 

1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи.

2. Методические основы производственной физической культуры..

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК..

4. Производственная физическая культура в рабочее время.

5. Физическая культура и спорт в свободное время.

ППФП специалиста в свободное время.

6. Дополнительные средства повышения работоспособности.

7. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры  

8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.

9. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи

 

В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.

 

Квалификация «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовке. Бакалавр обязан понимать:

·  роль физической культуры в развитии человека;

·  ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни;

·  владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развития психофизических способностей и качеств.

 

Вторая ступень профессионального обучения на степень «магистра» (мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовке.

 

Третья ступень предполагает дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре на основе магистерской степени высшего духовно-творческого уровня осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.

 

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда было и будет тесно связано с условиями и характером труда.

 

Вопросы повышения профессионального мастерства средствами физического воспитания более подробно можно рассмотреть в процессе производственной физической культуры (ПФК).

 

Производственная физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

 

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

 

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи ПФК:

 

·        подготовить организм человека к оптимальному включению профессиональную деятельность;

 

·        активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

 

·        заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

 

·        профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методические основы производственной физической культуры

 

 

Основы производственной физической культуры – теория активного отдыха. Великий ученый И.М. Сеченов показал, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

 

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснения того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

 

Методическое обеспечение производственной физической культу­ры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки - умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

 

Итак, методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:

 

·        чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

 

·        чем меньше в активную деятельность включены большие мышеч­ные группы, тем в большей степени они подключаются при заня­тиях различными формами ПФК;

 

·        чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК

 

 

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:

 

·        в рабочее время в форме производственной гимнастики и про­фессионально-прикладной, физической подготовки;

 

·        в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости – профессионально-прикладной физической подготовке к отдельным профессиональным видам работ.

 

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

 

При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как рабочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и  профилактические упражнения рекомендуется проводить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в неудобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соответственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастному» методу.

 

На подбор методов и средств ПФК оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабоче­го времени или после него - необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств ПФК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Производственная физическая культура в рабочее время

 

 

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

 

В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

 

 

 

Производственная гимнастика

 

 

 

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

 

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

 

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

 

1)  рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

 

2)  рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движе­ния, их симметричность или асимметричность, однообразие или раз­нообразие, степень напряженности движений);

 

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

 

4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раз­дражительность);

 

5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

 

6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно ком­плексы проводятся на рабочих местах).

 

Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5-7 мин.

 

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологи­ческие процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

 

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.

 

В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

 

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

 

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

 

При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

 

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

 

Физкультурная минутка относится к малым формам активного от­дыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности человека