Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:33, доклад

Краткое описание

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………
2.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов…………………………………………………………………………………………………………
3.Физическая культура в структуре профессионального образования………..
4.Физическая культура студента………………………………………………….
5.Основы здорового образа жизни………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно  выделить следующие мотивы:

- физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

- дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

- долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

- соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

- подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

- спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

- процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

- игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

- комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к  занятиям физической культурой и  спортом важны и интересы. Они  отражают избирательное отношение  человека к объекту, обладающему  значимостью и эмоциональной  привлекательностью. Когда уровень  осознания интереса невысок, преобладает  эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую  роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности  человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание  обладать предметом, то интерес - познакомиться с ним.

В структуре интереса различают  эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению  к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его  показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность  физическим Я и др. Второй компонент  связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для  удовлетворения потребностей, а также  с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости  занятий физической культурой и  спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы  удовлетворения потребности. В зависимости  от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор  физкультурно-спортивных занятий свидетельствует  о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают  на основе тех мотивов и целей  физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

- с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

- с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

- с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет  определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и  личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное  отношения. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное  отношение отличается расплывчатыми  мотивами, неясностью и неконкретностью  целей, аморфностью и неустойчивостью  интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение - это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к  физической культуре в жизни и  профессиональной деятельности.

Эмоции - важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе) эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными  целями, принятыми решениями. Волевая  активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую  основу личности, но и на ее биосоциальную  целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени  развитости интересов, потребностей, убеждений.

Физическая культура и  спорт как средства сохранения и  укрепления здоровья студентов, их физического  и спортивного совершенствования

Владея и активно используя  разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние  и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможное гей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенствование  правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством  избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий  ее многофункциональным и социально-психологическим  особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а  необходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты -- один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность  к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено  ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура -- основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

5.Основы здорового образа жизни:

Здоровый образ  жизни включает в себя следующие  основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный  двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1. Плодотворный  труд - важный элемент здорового  образа жизни. На здоровье человека  оказывают влияние биологические  и социальные факторы, главным  из которых является труд.

2. Рациональный  режим труда и отдыха - необходимый  элемент здорового образа жизни.  При правильном и строго соблюдаемом  режиме вырабатывается четкий  и необходимый ритм функционирования  организма, что создает оптимальные  условия для работы и отдыха  и тем самым способствует укреплению  здоровья, улучшению работоспособности  и повышению производительности  труда.

Следующим звеном здорового  образа жизни является искоренение  вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность  жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего  поколения и на здоровье будущих  детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной  из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что  с курением непосредственно связаны  самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.

Курение является частой причиной возникновения опухолей полости  рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к  преждевременному старению. Нарушение  питания тканей кислородом, спазм  мелких сосудов делают характерной  внешность курильщика (желтоватый оттенок  белков глаз, кожи, преждевременное  увядание), а изменение слизистых  оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный  тембр, хриплость).

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем  идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых  опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети  нашей страны, включая детей, имеет  лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни  сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона  физиологическим потребностям организма  в пищевых веществах. Питание  должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ  незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.

Первым правилом в любой естественной системе  питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода.

- Отказ от приема  пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

- Отказ от приема  пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной  работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь  свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь  сбалансированного соотношения  пищевых веществ и незаменимых  факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания  и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни