Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 16:04, доклад
Физическая культура и спорт как социальные феномены
Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.
В основе потенциального уровня — положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.
Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.
Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.
Границы
выделенных уровней подвижны. Они
свидетельствуют о наличии
Ценностные
ориентации и отношение
студентов к физической
культуре
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:
♦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);
♦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
♦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);
♦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
♦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).
Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую активность.
Исследования
М.А. Арвисто позволили выделить
три ранга ценностных ориентации
студентов в физкультурно-спортивной
деятельности. Ценностные ориентации
представлены с точки зрения различных
компонентов регуляции деятельности.
Эмоциональный компонент основывается
на привлекательности, а рациональный
на полезности, они дополняют друг друга
и деятельность регулируют вместе, хотя
между ними существует определенное несоответствие.
Данные таблицы показывают, что ценности,
связанные с физическим Я (физические
качества, здоровье, телосложение), с функциональным
содержанием деятельности (высокая подвижность,
физические нагрузки, эмоциональные переживания),
с актуализацией (успех, самовыражение,
самоутверждение), с морально-волевыми
качествами (воля, настойчивость), с чувством
долга, составляют главный ранг. Поэтому
в физкультурно-спортивной деятельности
этим ценностям необходимо уделять особое
внимание, чтобы не ослабевала ориентация
на эту деятельность.
Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов