Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:51, реферат
В статье на основе теоретических и экспериментальных исследований показывается значение двигательной среды как необходимого условия воспитания активно-позитивного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников.
Двигательная среда; деятельностное направление воспитания; пространство личностного саморазвития старшеклассников; интеграция знаний, сознания и подсознания.
Стратегические планы и задачи, которые ставит перед обществом Президент РФ в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ и приоритетный национальный проект «Образование», непосредственно касаются воспитания молодежи 1.
УДК 371.311.5
ДУРКИН Петр Калистратович, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры САФУ им М.В.Ломоносова, отличник народного просвещения, заслуженный работник физической культуры РФ, автор 150 работ, в том числе 25 в центральных рецензируемых журналах ВАК, 13 учебно-методических рекомендаций и 4 учебных пособий для студентов ВУЗов
|
ПАТРИКЕЕВ Георгий Вячеславович старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры САФУ им.М.В.Ломоносова, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, автор 5 научных публикаций |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ
АКТИВНО-ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ СТИЛЮ ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье на основе теоретических и экспериментальных исследований показывается значение двигательной среды как необходимого условия воспитания активно-позитивного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников.
Двигательная среда; деятельностное направление воспитания; пространство личностного саморазвития старшеклассников; интеграция знаний, сознания и подсознания.
Стратегические планы и задачи, которые ставит перед обществом Президент РФ в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ и приоритетный национальный проект «Образование», непосредственно касаются воспитания молодежи 1.
Исторический опыт П.Ф. Лесгафта является национальным достоянием отечественного образования, повышает значимость физической культуры как общечеловеческой ценности, как средства, направленного на ведение здорового образа (стиля) жизни, сплочение многонационального государства, сохранения и совершенствования международных образовавательных традиций 2. Однако, по данным многочисленных авторов здоровье выпускников школ ухудшается с каждым годом. Основной причиной такого явления авторы считают отсутствие у них активно-позитивного отношения к здоровому стилю жизни. А главным компонентом здорового стиля жизни признаются активные занятия физической культурой и спортом. Проблема осложняется тем, что определённая часть управленцев и руководителей (в том числе на самом высоком уровне) и непосредственно педагогов – учителей физической культуры по-прежнему отстаивают позиции, существовавшего при Советской власти и, к сожалению, широко распространенного в настоящее время стандартно-нормативного физического воспитания. Итоги такого воспитания печальны: по данным, проведённых нами социологических исследований в г. Архангельске и в области, лишь 1-2 % взрослого населения систематически занимаются физической культурой и спортом 3.
Цель настоящего исследования: теоретико-методологическое и экспериментальное обоснование значения двигательной среды в воспитании активно-позитивного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников.
Объект исследования: физкультурное воспитание учащихся старших классов.
Предмет исследования: двигательная среда – как фактор физкультурного воспитания старшеклассников.
Гипотеза нашего исследования основывается на гуманистической парадигме воспитания старшеклассников, реализация которой возможна только при наличии двигательной среды, соответствующей их физкультурно-спортивным интересам. Только в этом случае возможно воспитание у них активно-позитивного отношения к здоровому стилю жизни.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:
1.Теоретически обосновать значение двигательной среды в физкультурном воспитании старшеклассников;
2.Определить методологические основы исследования;
3.Экспериментально
В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы.
- Аналитические методы: теоретический анализ и синтез педагогических, философских и других научных источников по проблеме исследования;
- системный подход, предполагающий
принцип историзма, т.е.
- включенность предмета исследования в связи и отношения с другими сторонами, элементами объекта, интерактивность его развития;
- многомерность и
- обобщения педагогического опыта в школах России и зарубежных школах.
- Эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
- Статистические методы:
вычисление средних
Теоретическую основу исследования составляют:
- теория личностно-
- теория интеграции образования5
Методологическим основанием исследования явились:
- научный принцип единства теории и практики, личностно-ориентированая теория воспитания, теория интеграции в образовании, пространственно-срезовый подход к воспитанию;
- положение гуманистической педагогики о движущих силах и факторах развития личности;
- определение диалектического характера взаимосвязи духовного пространства личности и медиаинновационной окружающей среды;
- положение
о творчестве, как о способе
существования личности в
- теория организации педагогических процессов6;
- концептуальные идеи о развитии личности7;
- диалоговая концепция культуры8;
- положение о самобытности духовной культуры9;
- педагогические концепции творческого развития личности и творческого самостановления личности 10;
- современные концепции
гуманизации и
- идеи системного и
культурологического подходов
- позиции и теоретические
положения медиапедагогов и
Базой наших экспериментальных исследований являются: школы г. Архангельска:
- Ломоносовский округ - МОУ СОШ № 36 учителя физической культуры и ОБЖ Миронов В.А и Каркавцев С.В;
МОУ СОШ №30, учитель физической культуры и ОБЖ Антипин В.А;
НОУ « КСЕНИЯ» - учитель физической культуры и ОБЖ Патрикеев Г.В.;
- Октябрьский округ:
МОУ СОШ №1 – учитель
Соломбальский округ: МОУ СОШ №49, МОУ СОШ 59, МОУ СОШ №37 – учителя физической культуры - Слизникова С.Н, Мемнонова Г.В, Тетеревлева Е.В.
Цигломенский округ: МОУ СОШ № 69 – директор школы, учитель ОБЖ
Галибина С.В.
МОУ СОШ «Васьковская средняя школа» - учитель физической культуры
Рогушин С.Г.
САФУ им М.В.Ломоносова – доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры Дуркин П.К.
Исследования проводились в три этапа. На первом этапе (2008 – 2009) собирался эмпирический материал, изучалась литература по проблеме воспитания (педагогическая, технологическая, философская, социологическая, экологическая), литература по проблемам социализации, духовно-нравственного становления личности. Осуществлялся выбор и формулировка проблемы исследования, задач, сбор информации, разработка программы эксперимента.
Второй этап ( 2009 – 2010). Продолжалось изучение научной литературы, была выдвинута разработана гипотеза исследования, уточнялись основные теоретические положения, анализировался многолетний профессиональный опыт, велась опытно-экспериментальная работа, формировалось материально-техническое оснащение двигательной среды для старшеклассников.
На третьем
этапе (2010-2011г)
Изучение специальной
Действительно,
сегодня научная мысль
Согласно нашим представлениям воспитание активно-позитивного отношения к здоровому стилю жизни включает в себя три основных направления : интеллектуальное, деятельностное и технологическое. В этих направлениях и должны осуществляться педагогические воздействия. Каждое из этих направлений можно назвать компонентами воспитательного процесса.
Интеллектуальный компонент – это прежде всего валеологические знания, а в основе деятельностного компонента лежат средства – виды спорта, системы физических упражнений и другие виды двигательной активности, которые мы называем деятельностными средствами воспитания активно-позитивного отношения школьников к здоровому стилю жизни, но для этого должна быть создана соответствующая двигательная среда.
Проведенные социологические исследования15 также показывают, что первостепенное значение школьники придают деятельностному направлению педагогических воздействий, то есть считают важнейшей задачей создание двигательной среды, соответствующей физкультурно-спортивным интересам старшеклассников. Вторым по значению признается интеллектуальное направление педагогических воздействий. А технологическое направление должно лишь обеспечивать наибольшую эффективность первых двух направлений.
Активно-позитивное отношение к здоровому стилю жизни мы рассматриваем прежде всего на культурологическом основании, как процесс развития индивидуальной культуры личности, становление индивидуальной системы ценностей, на базе которой формируются жизненные принципы каждой личности, как «человека культуры», «творца себя и культуры»16. Неотъемлемым условием этого процесса мы считаем субъективное двигательное пространство, как пространство личностного саморазвития старшеклассников.
Таким образом двигательная
Вместе с тем, активно-позитивное отношение к здоровому стилю жизни мы понимаем как результат интеграции знаний, сознания подсознания личности как важнейших компонентов мотивации. При педагогических воздействиях, при воспитании такого отношения у школьников происходит постоянный диалог между этими компонентами мотивации. Результатом такого диалога должен стать субъект активно-позитивного отношения – старшеклассник, который будет носителем предметно-практической деятельности в воспитании, как источник и результат активности.
Так как меняющийся социум ставит личность при занятиях по укреплению и сохранению здоровья в определенные ситуации, в том числе проблемные, от их решения зависит эмоциональный настрой старшеклассника. Поэтому личность старшеклассника рассматривается нами и как субъект ценностно-эмоциональной основы воспитания.
Таким образом, воспитание активно-позитивного отношения старшеклассника к здоровому стилю жизни – это ценностно-смысловое и эмоционально-чувственное понятие и исследуется нами как процесс интеграции знаний, сознания и подсознания (эмоций и чувств). Поэтому оно представляется нами как субъектный процесс, имеющий ценностно-эмоциональные основы.
Итак, интеграционное взаимодействие
знания, сознания и подсознания
является неотъемлемым