Баскетбол и методика преподавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США). Джеймс Нейсмит в декабре 1891г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.
Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский колледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной славы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.

Оглавление

Введение…………………………………….………………….……………3
Характеристика игры……..….……………………………………………...7
Техника игры.…………….……........................................................................9
Техника игры в нападении….…….………......................................................9
Техника защиты………………...…………………………............................21
Обучение и тренировки…………………........................................................27
Основные правила игры……………………....................................................40
Информационное и материальное обеспечение системы тренировки…....41
Заключение..........................................................................................................42
Список использованной литературы………………………….……..…...…43

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 72.50 Кб (Скачать)

Упражнения для  развития быстроты:

  1. Прыжки, приседания, наклоны и т. п. по сигналу.
  2. Бег с высоким подниманием бедер.
  3. Бег на месте в максимально быстром темпе с ускорением 
    по сигналу (вперед, в сторону, назад).
  4. Ускорение на 10—20 м по сигналу из различных исходных 
    положений, стоя спиной и лицом в направлении движения, лежа, 
    в приседе.
  5. Остановки по сигналу после быстрого бега.
  6. Передвижение в стойке защитника.
  7. Пробегание отрезков в 30, 50, 60 и 100м на время.
  8. Броски различных предметов на быстроту.
  9. Эстафеты и подвижные игры с бегом.

Упражнения для  развития ловкости:

  1. Акробатические упражнения; кувырки и перевороты.
  2. Гимнастические вольные упражнения.
  3. Прыжки через гимнастическую скамейку с ловлей и пере 
    дачей мяча в полете.
  4. Броски мяча вверх с поворотом на 180 и 360° во время по 
    лета мяча.
  5. Броски мяча вверх-назад и ловля двумя руками за спиной.
  6. Жонглирование двумя, тремя мячами и больше.
  7. Комплексные упражнения с выполнением различных зада 
    ний и преодолением препятствий, расставленных по залу.
  8. Подвижные игры, эстафеты, спортивные игры.

Упражнения для  развития гибкости:

  1. Пружинящие покачивания в выпаде.
  2. Наклоны туловища вперед и назад с доставанием руками 
    пола, пяток.
  3. Махи руками и ногами.
  4. Метание теннисного мяча, камней активными движениями 
    кисти.
  5. Лежа на спине, поднимание ног с доставанием пола за 
    головой.

Техническая и тактическая подготовка.

Обучение технике приемов, применяемых в нападении, начинается с изучения стойки, бега, остановок, прыжков и поворотов. Прежде всего, нужно научить занимающихся занимать правильную стойку. Для этого им предлагается принять ее по команде или по сигналу во время ходьбы, бега. Надо тщательно проверить каждого занимающегося. В дальнейшем при всех упражнениях без мяча и с мячом обращается внимание на правильность занимаемой стойки и ее сохранение при передвижении, остановках, ведении мяча и т. п.

Бег изучается в сочетании  с остановками. Сначала осваивается бег по прямой, а затем с изменением направления и скорости.

Остановки начинают изучать  способом «двумя шагами».

При обучении прыжкам внимание акцентируется на правильности толчка, полета и приземления. Первым изучается прыжок толчком одной ногой.

После нескольких занятий  занимающихся знакомят с поворотами. Начинают с выполнения поворотов на месте на сзади стоящей ноге вперед и назад. Основное внимание обращается на работу толчковой ноги, которая не должна подниматься высоко от опоры. При этом необходимо сохранять достаточно широкий шаг.

Примерные упражнения:

  1. Бег в медленном темпе с остановкой по сигналу.
  2. Бег, по сигналу ускорение.
  3. Бег по кругу и между препятствиями.
  4. Старты из положения стоя с пробеганием отрезков 5, 10, 15, 20 м.
  5. Бег с остановками к поворотами: 4 раза от штрафной линии до центра, от штрафной до штрафной и т. п.
  6. Эстафеты с бегом по прямой или с бегом по отрезкам.
  7. Игры в «пятнашки» с передвижением обычным бегом, в полуприседе, приседе, прыжками на двух (одной) ногах.
  8. Повороты вперед и назад из стойки нога впереди по команде преподавателя.
  9. Повороты в сочетании с бегом и остановками по сигналу.
  10. Повороты после ведения мяча и остановки.
  11. Повороты с сопротивлением: один пытается отнять мяч, 
    второй, используя повороты, старается удержать мяч.
  12. То же, но против двух противников.
  13. При изучении прыжков важно добиться энергичного отталкивания и вертикальности взлета (упражнения приведены в разделе специальной физической подготовки).

 

 

Ловля и передача мяча.

Ловля и передача мяча изучаются  одновременно. Сначала занимающимся нужно объяснить и показать ловлю мяча двумя руками, акцентируя их внимание на положении рук (особенно кистей) и своевременности амортизирующего движения. Одновременно с этим объясняется способ держания мяча двумя руками и техника выполнения передачи мяча двумя руками от груди. После этого даются разнообразные упражнения, в которых одни передают, другие ловят мяч.

На первых занятиях мяч  передается на средней высоте, с  небольшой траекторией, прямо на ловящего. Постепенно условия ловли усложняются, занимающимся предлагается поймать мяч с шагом вперед, в сторону, в прыжке, при передвижении навстречу передающему, параллельно с ним и впереди него. Важно научить занимающихся останавливаться и передавать мяч в движении без пробежек. Совершенствование осуществляется в более сложных упражнениях с передачами мяча и в игре.

По мере овладения ловлей, двумя руками занимающиеся изучают ловлю одной рукой. Ловля мяча с полуотскока и мяча, катящегося по площадке, изучается позднее.

.Обучение передачам мяча  начинается со способа двумя  руками от груди и одной от плеча. Затем изучаются остальные способы в такой последовательности: двумя и одной рукой снизу, двумя и одной рукой сверху, крюком и скрытые передачи.

Первичное опробование передачи выполняется на месте в двух шеренгах или в колоннах с одним ведущим  впереди. Затем даются упражнения в ловле и передачах мяча при встречном передвижении, в передачах с продвижением вдоль площадки, с передвижением по кругу, в передачах в сочетании с другими приемами, подвижные игры.

Примерные упражнения:

  1. Встречная передача мяча. Группа делится на 3—4 подгруппы, каждая из которых строится в колонну по одному, водящий располагается перед колонной на расстоянии 8—10 м. Мяч у направляющего, который, передав его выходящему, уходит на левый фланг. Водящий передает мяч следующему и т. д.

Усложнение: а) направляющий после передачи уходит на место водящего; б) передавший мяч при встречном передвижении уходит в сторону передачи (каждая подгруппа разделяется на две части и располагается друг против друга на расстоянии 12— 15 м); в) то же, но передавший мяч становится защитником; г) то же, но передачи выполняются с отскоком от пола или по высокой траектории!

  1. Передача мяча в тройках. Группа строится в три колонны, на расстоянии 6—8 м друг от друга, лицом к центру. Мяч у одного из направляющих. По команде преподавателя он передает мяч влево (вправо) направляющему соседней колонны и перебегает на левый фланг в ту же сторону.

Усложнения: а) мяч передается влево, а передвижение выполняется вправо, б) направление передачи и передвижения изменяется по сигналу, в) упражнение выполняется двумя и тремя мячами.

  1. Передача мяча при встречном передвижении по кругу. Группа образует два круга; причем внутренний круг в два раза меньше наружного. По команде оба круга начинают передвигаться в противоположных направлениях, передавая сначала один, а затем 2 или 3 мяча.
  2. Передача мяча бегущему впереди. Группа образует круг, 
    сохраняя дистанцию 3—5 м; повернувшись налево (направо), занимающиеся бегут по кругу и передают мяч вперед.

Усложнение: а) изменяется скорость передвижения; б) упражнение выполняется двумя и тремя мячами.

  1. Передачи мяча в парах с передвижением вдоль площадки.
  2. Передачи мяча

в тройках. Двое занимающихся имеют по 
мячу и поочередно передают его третьему.

·  Передачи мяча с максимальной скоростью в парах или 
броски мяча в квадраты, начерченные на стене.

·  Игры: «гонка мячей по кругу», «передача мяча очередному», «защита крепости», «мяч в кругу», «пятнашки» мячом с передачами между двумя, тремя и т. д. партнерами, «мяч капитану» и др.

Ловля и передачи мяча совершенствуются в сочетании с другими приемами и в двусторонней игре.

 

Бросок  в корзину.

Техника выполнения бросков  отличается от передач более крутой траекторией полета, точностью и  постоянством усилий (при бросках с одной дистанции). Мяч нужно бросить быстро, но с таким усилием, чтобы при достижении корзины скорость его полета была минимальной.

Первые представления  о характере полета и технике  выполнения броска создаются при изучении передач. Для этого занимающиеся выполняют передачи мяча друг другу по крутой траектории полета. Можно использовать броски через веревочку или в мишень, нарисованную на стене.

На начальном этапе  обучения важно овладеть структурой движения и постепенно увеличивать  требования к точности попадания в цель. Броски в корзину сначала изучают с близкой дистанции, затем переходят к броскам со средней, дальней дистанции и к добиванию мяча.

Первым изучается бросок в корзину одной рукой от плеча  из-под щита. После того, как создано  представление о технике его  выполнения, занимающимся дается упражнение в бросках с 2—3 м, стоя под углом  к щиту, с указанием точки прицеливания.

После нескольких повторений следует перейти к броску после  ловли мяча в движении под углом  к щиту. Основная трудность овладения  броском в движении — правильное выполнение двух шагов при ловле  мяча. Как правило, начинающие не могут  поймать мяч, не сделав лишний шаг, или ловят мяч, делая шаг не той ногой.

Чтобы исправить этот недостаток, применяются следующие подводящие упражнения:

  1. Преподаватель, стоя у линии штрафного броска, держит мяч на вытянутой руке. Занимающиеся поочередно подбегают к мячу и стараются взять его руками, сделав широкий шаг правой ногой (бросок справа), затем шаг левой, прыжок и бросок в корзину.
  2. То же, но преподаватель бросает мяч вверх.
  3. То же, но после броска вперед-вверх самим защищающимся.
  4. На площадке (5—6 м от щита) чертится коридор шириной 1 —1,5 м; занимающийся, двигаясь вперед, старается преодолеть этот коридор длинным шагом, отталкиваясь левой ногой. В фазе полета ему передается мяч; приземлившись на правую ногу, он делает шаг левой, прыжок вверх (но не вперед) и бросает мяч в корзину.

Не менее важно добиться вертикального взлета, выпрямления  туловиша, бросающей руки и выпуска мяча в мертвой точке полета. Выполнять броски необходимо правой и левой рукой.

После изучения броска одной  рукой от плеча в движении нужно  перейти к овладению бросками: двумя (одной) руками снизу в движении, двумя (одной) руками сверху с места (без прыжка и в прыжке), двумя (одной) руками сверху в движении с  прыжком, крюком.

Броски сверху вниз и добивание изучаются значительно позже.

При обучении броскам одной  и двумя руками сверху в прыжке важно обращать внимание на вертикальность толчка и своевременное поднимание руки с мячом вверх. Мяч нужно поднять вверх до отталкивания от опоры.

Совершенствование в бросках  осуществляется путем большого количества повторений, а также выполнением бросков (что очень важно) с активным сопротивлением и в сочетании с тактическими действиями.

Примерные упражнения:

  1. Броски в корзину из-под щита с места. Группа располагается по кругу области штрафного броска, направляющий с 2—3 м выполняет бросок, ловит мяч и передает следующему. Усложнение: а) бросок с шагом и прыжком вверх; б) бросок после двух шагов с прыжком.
  2. Броски в корзину со встречной передачи. Группа построена в колонну лицом к щиту, один находится под щитом. Направляющий выбегает к щиту и, получив мяч, выполняет бросок, ловит мяч, передает его в колонну и занимает место под щитом. Передавший мяч уходит на левый фланг.
  3. То же, но броски выполняются после ведения мяча.
  4. То же, но передающий игрок располагается дальше от щита и передает мяч под углом к выбегающему.
  5. То же, но после передачи мяча игрок становится защитником и атакует игрока с мячом.
  6. Броски в корзину с передачи мяча (правой и левой рукой). После броска справа игрок ловит мяч и передает его выходящему с левой колонны, а сам уходит в сторону выполненной передачи. То же после ведения мяча; после ведения, остановки и поворота; с сопротивлением.
  7. Броски в корзину со средних и дальних дистанций с места. 
    Лучше всего их выполнять в парах — один ловит мяч под щитом 
    и передает его бьющему, второй выполняет определенное количество бросков, после чего игроки меняются ролями. Броски выполняются с различных точек.
  8. То же, но один игрок выполняет роль защитника.
  9. Штрафные броски.
  10. Броски со средних (дальних) дистанций и штрафные броски, выполняемые на соревновании (учитывается количество попаданий за определенное время).
  11. Игра 1X1 с броском в корзину.
  12. Дальнейшее совершенствование в бросках осуществляется в более сложных упражнениях тактического характера и в двухсторонней игре.

Информация о работе Баскетбол и методика преподавания