Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:17, реферат
Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.
Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1) центрального зрения; 2) периферического зрения; 3) бинокулярного зрения; 4) светоощущения; 5) цветоощущения.
Введение………………………………………………………………………..1
1.Причины и виды заболеваний органов зрения…………………………….3
2.Особенности психического развития детей с нарушением зрения………5
3.Форма организации адаптивного физического воспитания………………8
4.Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением
зрения…………………………………………………………………………10
5.Организация и виды подвижных игр с детьми с нарушением зрения…..12
Заключение ……………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………...20
-
Реферат - адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1.Причины и виды заболеваний органов зрения…………………………….3
2.Особенности психического развития детей
с нарушением зрения………5
3.Форма организации адаптивного физического
воспитания………………8
4.Методика адаптивного физического воспитания
детей с нарушением
зрения………………………………………………………………
5.Организация и виды подвижных игр с детьми
с нарушением зрения…..12
Заключение ……………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………...
-
ВВЕДЕНИЕ
Зрение — самый мощный источник информации
о внешнем мире. 85—90% информации поступает
в мозг через зрительный анализатор, и
частичное или глубокое нарушение его
функций вызывает ряд отклонений в физическом
и психическом развитии ребенка.
Зрительный анализатор обеспечивает выполнение
сложнейших зрительных функций. Принято
различать пять основных зрительных функций:
1) центрального зрения; 2) периферического
зрения; 3) бинокулярного зрения; 4) светоощущения;
5) цветоощущения.
Центральное зрение требует яркого
света и предназначено для восприятия
цветов и объектов малых размеров. Особенностью
центрального зрения является восприятие
формы предметов. Поэтому эта функция
иначе называется форменным зрением.Бинокулярное
зрение — способность пространственного
восприятия, объема и рельефа предметов,
видение двумя глазами. Периферическое зрение действует
в сумерках, оно предназначено для восприятия
окружающего фона и крупных объектов,
служит для ориентировки в пространстве.
Благодаря цветовому зрению человек
способен воспринимать и различать все
многообразие цветов в окружающем мире. Светоощущение —
способность сетчатки воспринимать свет
и различать его яркость. Различают световую
и темновую адаптацию. Дети, у которых
нарушена световая адаптация, в сумерках
видят лучше, чем на свету. У некоторых
детей с нарушением зрения отмечается
светобоязнь. В этом случае дети пользуются
темными очками. Расстройство темновой
адаптации приводит к потере ориентации
в условиях пониженного освещения.
В процессе адаптивного физического воспитания
осуществляются специальные задачи, которые
имеют коррекционную, компенсаторную,
профилактическую, а в случае необходимости,
лечебно-восстановительную направленность.
-
Ребенок с нарушением зрения — термин,
касающийся как незрячих, так и слабовидящих.
Незрячих делят на тотально слепых (Vis
— 0) и детей с остаточным зрением (Vis от
0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами
на лучшем глазу).
Слабовидящими считают людей, имеющих
остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической
коррекцией стеклами на лучшем глазу).
К данной категории относятся дети со
следующими заболеваниями: близорукость,
дальнозоркость, косоглазие, астигматизм,
альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм,
дети с монокулярным зрением, а также с
нарушениями центрального и периферического
зрения и др.
Одной из основных задач реабилитационной
работы в целях развития компенсаторных
возможностей является квалифицированная
помощь ребенку Учителю физкультуры следует
знать, что дети с депривацией зрения оказываются
в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально
видящие сверстники.
В данном реферате рассмотрим особенности
физического и психического развития
детей с патологиями зрения, а также конкретные
методики для проведения занятий в специализированных
группах учащихся.
-
1. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ
ЗРЕНИЯ
Близорукость (миопия) характер
1-я группа — факторы, характеризующие
общее состояние организма; перенесенные
заболевания; хронические интоксикации;
наследственность.
2-я группа — факторы, объединяющие неблагоприятные
условия зрительной работы на близком
расстоянии: недостаточное освещение;
неправильная посадка во время письма
и чтения; нерациональная мебель в школе
и дома; неправильный режим дня и другие
гигиенические факторы.
В целях компенсации близорукости назначают
очки. Для ее лечения применяются: очковая
коррекция, контактные линзы, точечный
массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое
лечение и др.
Дальнозоркость (гиперметропия)
Поскольку дальнозоркость не сопровождается
органическими поражениями глазного дна,
страдающие дети не имеют противопоказаний
к физическим нагрузкам.
Косоглазие характеризуется
отклонением одного из глаз от общей точки
фиксации. У этих детей наблюдается периферическое
зрение, снижение остроты зрения косящего
глаза, значительно снижена или нарушена
восприимчивость предметов двумя глазами
и способность сливать их изображения
в единый зрительный образ. Причинами
возникновения могут -
быть: наследственность, поражение центральной
нервной системы, различные аномалии рефракции
глаза, психическая травма (испуг), острые
инфекционные заболевания, чрезмерная
зрительная нагрузка и т. д.
Лечение следует начинать сразу же после
выявления. Вначале назначают очки, проводят
плеоптическое лечение (заклейка лучше
пилящего глаза), засветы с помощью специальных
приборов, упражнения, направленные на
восстановление бинокулярного зрения,
искусственно усиливают зрительную нагрузку.
Астигматизм— сочетание
в одном глазу разных видов рефракций
или разных степеней рефракции одного
вида. Причинами развития астигматизма
могут быть: ранение глаза, оперативные
вмешательства на глазном яблоке, болезни
роговицы. Различают также астигматизм:
слабой степени — до 3 D; средней степени
— от 3 до 6 D; высокой степени — свыше 6
D.
Для лечения и коррекции астигматизма
используются следующие методы: очковая
коррекция, коррекция контактными линзами,
хирургические методы лечения.
Нистагм (дрожание глаз) самопроизвольные
колебательные движения глазных яблок.
Причины возникновения нистагма: поражения
таких участков мозга как мозжечок, гипофиз,
продолговатый мозг и др. Терапия нистагма
осуществляется с помощью очковой коррекции
(при наличии аномалий рефракции), плеоптического
лечения, укрепления аккомодационного
аппарата, медикаментозного лечения, которое
может привести к частичному снижению
амплитуды нистагма, повышению зрителыых
функций.
Амблиопия — понижение
зрения без видимых причин, выражающееся
в снижении остроты центрального зрения.
Часто возникает вследствие вынужденного
бездействия глаза при косоглазии и нарушении
бинокулярного зрения При амблиопии не
наблюдаются органические нарушения,
однако в некоторых случаях оиг может привести к амоврозу
(полной слепоте). У незрячих детей чаще
всего встречаются частичная атрофия
зрительного нерва или полная атрофия
зрительного нерва
-
Катаракта — помутнение
хрусталика глаза, что приводит к значительному
снижению остроты зрения.
Глаукома — повышение
внутриглазного давления, которое, в свою
очередь, приводит к повышению внутричерепного
давления.
Ретролентальная фиброплазия —
заболевание, при котором за хрусталиком
образуется плотная мембрана из соединительной
ткани и отслоенной сетчатки в результате
токсического действия 80—100% кислорода,
который дают недоношенным детям, что
вызывает частичную или полную отслойку
сетчатки. Чаще всего ретролентальная
фиброплазия заканчивается слепотой.
Это заболевание на современном этапе
занимает второе место из общего числа
глазных заболеваний у детей
2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕЛЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Неудачи и трудности, с которыми ребенок
сталкивается в обучении, в игре, в овладении
двигательными навыками, пространственной
ориентировке, вызывают сложные переживания
и негативные реакции, проявляющиеся в
неуверенности, пассивности, самоизоляции,
неадекватном поведении и даже агрессивности.
Нужно иметь в виду, что дети с депривацией
зрения оказываются в стрессовых ситуациях
чаще, чем их нормально видящие сверстники.
Постоянно высокое эмоциональное напряжение,
чувство дискомфорта могут в отдельных
случаях вызвать эмоциональные расстройства,
нарушения баланса процессов возбуждения
и торможения в коре головного мозга.
Особенности внимания. Из-за
недостатка зрения нарушено непроизвольное
внимание (узкий запас знаний и представлений).
Снижение произвольного внимания обусловлено
нарушением эмоционально-волевой сферы
и ведет к расторможенности — низкому
объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности,
переходу от одного вида деятельности
к другому, или, наоборот, к заторможенности
детей, инертности, низкому уровню -
переключаемости внимания Внимание часто
переключается на второстепенные объекты.
Рассеянность детей нередко объясняется
переутомлением из-за длительного воздействия
слуховых раздражителей Поэтому у детей
с патологией зрения утомление наступает
быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Быстрое
забывание усвоенного материала объясняется
не только недостаточным количеством
или отсутствием повторений, но и недостаточной
значимостью объектов и обозначающих
их понятий, о которых дети с нарушением
зрения могут получить только вербальное
знание. Ограниченный объем, сниженная
скорость и другие недостатки запоминания
детей с нарушением зрения имеют вторичный
характер, т.е. обусловлены не самим дефектом
зрения, а вызываемыми им отклонениями
в психическом развитии.
С возрастом происходит переход от непроизвольного
вида памяти к произвольному. Ухудшение
двигательной памяти наблюдается у мальчиков
в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.
Процессы памяти (сохранение и забывание)
зависят от качества усвоения материала,
его значимости для индивида, числа повторений,
типологических особенностей личности.
Образование и запоминание у незрячих
точных и простых движений требует 8—10
повторений, в то время как у нормально
видящих 6—8 повторений. Поэтому для усвоения
двигательного действия слепым и слабовидящим
детям требуется большее количество повторений,
чем для нормально видящих, так как при
отсутствии подкреплений обнаруживается
тенденция к угасанию двигательного образа.
Отмечается достаточно высокий объем
слуховой и осязательной памяти. Тип и
вид памяти зависит от доминирующего характера
деятельности и содержания материала.
Особенности восприятия. У
детей с депривацией зрения ослаблены
зрительные ощущения, а восприятие внешнего
мира ограничено. У слабовидящих доминирует
зрительно-двигательно-слуховое восприятие.
Объем -
внимания у младших школьников мал. Они
способны одновременно воспринимать одно-два
движения или отдельные элементы движений.
У незрячих и детей с остаточным зрением
основные формы восприятия — осязательно-двигательная
и зрительно-двигательно-
Особенности мышления. Дети
с нарушением зрения не имеют возможности
воспринимать окружающую ситуацию в целом,
им приходится анализировать ее на основании
отдельных признаков, доступных их восприятию.
У детей с нарушением зрения сужены понятия
об окружающем мире (особенно у детей младших
классов), суждения и умозаключения могут
быть не вполне обоснованы, так как реальные
субъективные понятия недостаточны или
искажены. У слабовидящих отмечается словесно-логическое
и наглядно-образное мышление.
На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются
нагляднообразным и словесно-логическим
мышлением, когда задача решается в словесной
(вербальной) форме. Используется также
практически действенный тип мышления,
когда мыслительные операции осуществляются
в процессе манипулирования с предметами
(спортивный инвентарь) и выполнения физических
упражнений. У отдельных учащихся может
преобладать тот или иной тип мышления.
3.ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
-
В современной практике адаптивного физического
воспитания для решения как основных,
так и специальных (коррекционных) его
задач имеется богатый арсенал физических
упражнений.
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
3. Упражнения на формирование
навыка правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
5. Упражнения для развития и укрепления
мышечно-связочного аппарата (укрепления
мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних
и верхних конечностей).
6. Упражнения на развитие дыхательной
и сердечно-сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие равновесия,
координационных способностей (согласованность
движений рук и ног, тренировка вестибулярного
аппарата и пр.). Для совершенствования
координации движений используются необычные
или сложные комбинации различных движений,
упражнения на тренажерах.
8. Упражнения на развитие точности движений
и дифференцировки усилий.
9. Лазанье и перелезание (преодоление
различных препятствий).
10. Упражнения на расслабление (физическое
и психическое),
расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное
снижение тонуса различных групп мышц.
Они могут иметь как общий, так и локальный
характер.
11. Специальные упражнения по обучению
приемам пространственной ориентировки
на основе использования и развития сохранных
анализаторов (остаточное зрение, слух,
обоняние).
-
12. Упражнения на развитие и использование
сохранных анализаторов.
13. Упражнения для развития мелкой моторики
руки.
14. Специальные упражнения для зрительного
тренинга: на улучшение функционирования
мышц глаза; на улучшение кровообращения
тканей глаза; на развитие аккомодационной
способности глаза; на развитие кожно-оптического
ощущения; на развитие зрительного восприятия
окружающей обстановки и др.
15. Плавание.
16. Лыжная подготовка.
К вспомогательным средствам физического
воспитания относятся: гигиенические
факторы (гигиенические требования к процессу
обучения, соблюдение режима дня, зрительной
нагрузки и т.д.); естественные силы природы.
Правильное использование таких естественных
факторов природы, как солнце, воздух и
вода, оказывающих благоприятное воздействие
на физическое развитие, здоровье и закаливание
школьников. К гигиеническим факторам
относятся все мероприятия, касающиеся
сохранения зрения, здоровья школьников.
Адаптивное физическое воспитание строится
с учетом индивидуального и дифференцированного
подхода к регулированию физической нагрузки,
физической подготовленности и сенсорных
возможностей детей, а также с учетом эмоциональной
насыщенности.
При обучении незрячих двигательным действиям
используются альбомы с рельефным изображением
различных поз и движений, наглядные пособия,
адаптированный спортивный инвентарь.
Использование звуковых, осязательных,
обонятельных и других ориентиров имеет
приоритетное значение. Для стимуляции
двигательной активности умышленно создаются
ситуации успеха, прямое или косвенное
воздействие на коррекцию двигательных
нарушений, активизацию работы сохранных
анализаторов (зрительного), осязательного,
слухового, обонятельного)
-
4. МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Большинство детей с нарушениями зрения
(слабо выраженными), которые корригируются
оптическими средствами, обучаются в массовых
школах. Как правило, эти дети справляются
с программным материалом. Однако наличие
зрительной депривации не позволяет им
адекватно воспринимать учебный материал
по физической культуре. В связи с этим
возникает необходимость в овладении
учителями физической культуры технологией
обучения таких детей.
В зависимости от разной степени нарушения
остроты центрального зрения учащиеся
пользуются разными способами восприятия
учебного материала Слабовидящие с остротой
зрения от 0,1 до 0,4 D (с оптической коррекцией
на лучшем глазу) зрительно воспринимают
предметы, явления и действия, ориентируются
в большом пространстве. Дети с тяжелыми
формами нарушения зрения, но имеющие
остаточное зрение, пользуются осязательно-зрительным
или зрительно-осязательным способами.
Тотально незрячие воспринимают окружающий
мир осязательно-двигательно-
В работе с данными категориями детей
используются все методы обучения, однако,
учитывая особенности восприятия ими
учебного материала, есть некоторые различия
в приемах. Остановимся на некоторых из
них.
Метод практических упражнений основан
на двигательной деятельности учащихся.
Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным
зрением определенные умения, необходимо
многократное повторение изучаемых движений
(больше, чем нормально видящим).
Для детей с нарушенным зрением наиболее
типичным методическим приемом обучения
является метод слова: беседа, описание, объяснение,
инструктирование, замечание, исправление
ошибок, указания, команды, устное оценивание
и пр..
Метод дистанционного управления также
относится к методу слова, он предполагает
управление действиями ученика на расстоянии
посредством следующих команд: «поверни
направо», «поверни налево», «иди вперед»,
«три -
шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети
с нарушением зрения часто пользуются
звуковой информацией.
Метод упражнения по применению
знаний, построенный на основе
восприятия информации при обучении пссредством
органов чувств (зрение, слух, осязание,
обоняние). Этот метод направляет внимание
ребенка на ощущение (мышечно-двигательное
чувство), возникающее в мышцах, суставак
при выполнении двигательных действий,
и позволяет совершить перенос усвоенных
знаний в практическую деятельность.
Метод наглядности занимает
особое место в обучении слепых и слабовидящих.
Требования к средствам наглядной информации:
большие размеры предметов, насыщенность
и контрастность цветов. Наглядность обязательно
должна сопровождаться словесным описанием,
что поможет избежать искаженного представления
о предмете, а также позволит активизирэвать
мыслительную деятельность занимающихся.
Метод стимулирования двигательной
активности — отсутствие ярких зрительных
представлений обедняет эмоциональную
жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо
как можно чаще поощрять детей, давать
им почувствовать радость движений, помогать
избавиться от комплекса неполноценности,
от чувства страха пространства, неуверенности
в своих силах.
При обучении детей с нарушением зрения
крайне редко применяется какой-либо один
метод, обычно в соответствии с задачами
урока используется сочетание нескольких
взаимодополняющих методов. Приоритетное
положение отводится тому, который наилучшим
образом обеспечивает развитие двигательной
деятельности детей.
5.ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР С
ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Игра должна соответствовать возрасту
детей, их физическому развитию и тем навыкам,
которыми они владеют. Выбирая инвентарь
для детей с -
ослабленным зрением, руководитель игры
должен стремиться к тому, чтобы он был
ярким и красочным, учитывать контрастность
предметов, использовать цвета (зеленый,
красный, оранжевый, желтый), наиболее
благоприятно действующие на зрительное
восприятие.
При использовании мяча можно руководствоваться
следующими рекомендациями. Мяч для игры
необходимо подбирать очень ровный (круглый),
обеспечивающий угол падения, равный углу
отражения, чтобы он отскакивал прямо
в руки играющему. Мяч должен быть несколько
тяжелее волейбольного. Выбор цвета мяча
зависит от освещения. Используемый инвентарь
должен быть безопасен.
Играющих необходимо предварительно ознакомить
с размерами игровой площадки и со всеми
возможными ориентирами (зрительными,
слуховыми, обонятельными и др.), дать им
самостоятельно походить, побегать, посмотреть
все предметы и инвентарь, которые будут
использованы в игре. Все это позволит
детям безбоязненно передвигаться во
время игры.
Руководитель с помощью сигнала (например,
два длинных свистка означают прекращение
игры) ориентирует играющих, дает правильное
направление и предупреждает об опасности.
Звуки используются как условные сигналы,
заменяющие зрительные восприятия.
Ребенок с нарушением зрения ощущает всю
игру преимущественно посредством слухового
анализатора, у него может возникнуть
перенапряжение органов слуха, нервной
системы, переутомление, поэтому следует
регулировать физическую нагрузку при
играх. Указанные меры безопасности дают
возможность свободного передвижения
ребенка в игре, избавиться от комплекса
«неполноценности» обеспечивают самореализацию
и раскрытие творческого потенциала, создают
положительный эмоциональный фон.
Примеры подвижных игр для детей с нарушением
зрения (1—4-х классы)
«Найди себе пару»
-
Играет нечетное количество игроков, например
11 По кругу кладут пять обручей. Идя по
внешнему кругу, дети выполняют различные
упражнения на осанку. Со словами руководителя
«Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару
выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуют
пары и встают спиной друг к другу, принимая
заранее обусловленное положение правильной
осанки. Игрок, оказавшийся лишним, идет
по кругу и вместе с руководителем отмечает
игроков с неправильной осанкой. Игрок,
не сумевший выполнить упражнение правильно,
получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся
без пары, — два штрафных. Победителем
становится тот, у кого окажется наименьшее
количество штрафных очков.
Упражнения, направленные на формирование
правильной осанки:
1) ходьба на носках, руки за голову, локти
в стороны, лопатки сблизить;
2) ходьба в полуприседе (спина прямая),
ориентируясь на звуковые сигналы, расположенные
в разных концах зала;
3) ходьба с круговыми движениями рук назад
(голова прямо, соблюдать дистанцию), ориентируясь
на звук шагов впереди идущего;
4) легкий бег с сохранением правильной
осанки.
Позы, принимаемые детьми в положении
стоя в обручах: руки в стороны ладонями
вперед; руки к плечам ладонями вперед,
лопатки сблизить («уточка»).
«Зайчики»
Команды выстраиваются в колонны по одному
перед линией старта. Перед направляющими
лежат мешочки с песком размером 10 х 20
см. В 4 м от линии старта установлены поворотные
флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит:
«Прыг-скок, прыг-скок, скачут зайцы, белый
бок. По лесочку, по снежочку к заповедному
кусточку».
С последним словом направляющие в колоннах
берут мешочек, кладут его на голову, принимают
положение руки на пояс, локти назад, спина
прямая и прыжками (бегом) движутся по
направлению к флажкам. Обогнув свой флажок,
они снимают мешочки, бегом возвращаются
к своей команде, которая подает звуковой
сигнал своему товарищу Передают мешочек
следующему игроку, а -
сами встают в конец колонны. Если мешочек
упал, его следует поднять, положить на
голову и продолжить прыжки. Игра длится
до тех пор, пока направляющие снова окажутся
впереди своих колонн. Они поднимают руки
вверх. Побеждает команда, закончившая
эстафету первой.
«Космонавты»
В центре зала мелом обозначают круг диаметром
2—2,5 м, вокруг которого на расстоянии
2 м кладут обручи (цветные). Большой круг
— это земля, а обручи — ракеты. В каждой
команде только по два места. Играющих
на несколько человек больше, чем мест
в ракетах. Дети встают по внешней стороне
круга друг за другом. По команде ведущего
они идут и выполняют движения, формирующие
осанку, одновременно проговаривая речитатив:
«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок
на планете; на какую захотим — на такую
полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим
места нет!»
С последним словом игроки разбегаются
в разные стороны и занимают попарно любую
ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети
поднимают его вверх, отводя лопатки, и
по команде «взлет!» приставными шагами
движутся по кругу, затем по команде «посадка1»
все останавливаются. Пока космонавты
совершают полет, опоздавшие стоят в центре
большого круга и машут руками. Игра повторяется
несколько раз. В конце игры отмечаются
дети, совершившие больше полетов.
«Пожарники на учениях»
Две команды. Дети стоят в колоннах перед
наклонной (закрепленной) скамейкой, придвинутой
к шведской стенке. Наклон скамейки 15—20°.
Передвижение по скамейке (гимнастической)
в упоре на коленях с захватом края скамейки
руками. Наверху на каждом пролете шведской
стенки подвешен колокольчик. По сигналу
стоящие первыми ползут по скамейке, затем
поднимаются по рейкам стенки вверх и
звонят в колокольчик. Спускаются вниз
и идут в конец своей колонны. В каждой
паре отмечают того, кто позвонил первым
и не допустил ошибок в ползании и лазании.
Необходимо обеспечить страховку — маты.
-
«Хитрая лиса»
Игроки строятся в круг, руки за спину,
пальцы в замок, с закрытыми глазами. Водящий
ходит по внешнему кругу и проверяет осанку
у игроков; чья осанка ему понравилась
(правильная осанка), тому в ладоши он кладет
маленькую игрушку или другой предмет
и говорит: «Можно открыть глаза». Игроки
открывают глаза и проговаривают: «Хитрая
лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот,
у кого в руках оказался положенный водящим
предмет, делает шаг вперед и произносит:
«Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать
только в одну сторону), а водящий, подавая
звуковой сигнал, догоняет убегающих,
передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.
«Цапля»
«Цапля» — водящий, а остальные — «лягушки».
Пока цапля спит (стоит, наклонившись,
опираясь руками на прямые ноги), остальные
игроки прыгают, двигаются по площадке
(только по кругу, в одну сторону). Вдруг
цапля просыпается, издает крик и начинает
ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают
голос «ква-ква». Сколько лягушек поймает
цапля, столько получит жетонов. Дальше
выбирают другого водящего — «цаплю».
«Цапля» передвигается только на прямых
ногах с сохранением правильной осанки,
а «лягушки» прыгают на корточках с прямой
спиной.
«Пройди — не ошибись»
Играющий должен пройти по прямой 5—10
м вперед до звукового сигнала, ставя пятку
к носку впереди стоящей ноги. По другому
звуковому сигналу пройти спиной назад,
ставя носок к пятке. Задание можно выполнять
с закрытыми глазами.
Для учащихся 4-го класса можно усложнить
игру: выполнить то же задание на гимнастической
скамейке, перешагивая через озвученный
предмет, положенный на пути. При этом
необходимо обеспечить страховку.
«Елочка»
-
По сигналу учителя дети бегут по залу,
хлопая в ладоши. Водящий, подавая звуковой
сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить».
Спастись от него можно, плотно прижавшись
к стене затылком, плечами, ягодицами.
Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы
расставлены. Это «елочка». Тот, кто принял
неправильное положение или не добежал
до стены, может быть «осален». «Осаленный»
становится водящим, и игра повторяется.
Отмечаются самые быстрые и точные в выполнении
правил игры.
«Колобок»
Команды строятся в колонны по одному
на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. В
руках у направляющих мяч. Учитель произносит:
«Наш веселый колобок покатился на лужок.
Кто быстрей его вернет, приз команде принесет».
С последним словом первые игроки в командах
поднимают мяч над головой, отводят руки
назад и передают его следующему игроку,
и так до последнего игрока в колонне.
Тот бежит с мячом (озвученным) вперед,
встает впереди своей команды и снова
передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается
до тех пор, пока направляющие в колоннах
вновь не окажутся впереди. Они поднимают
мяч вверх. Команда, выполнившая задание
первой, выигрывает.
При передаче мяча назад ноги не сгибать,
спина прямая. Игру можно проводить из
положения сидя, ноги скрестно (то-турецки).
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематический медицинский контроль
и соблюдение мер по предупреждению травматизма
на занятиях физкультурой является одним
из условий эффективного учебно-воспитательного
процесса в школе для детей с ограниченными
зрительными возможностями.
Работу по гигиеническому воспитанию
и обучению детей с нарушенным зрением
следует проводить не только во время
урока, но и после уроков: во время экскурсий,
туристических походов, соревнований
и пр. Надо объяснять детям о необходимости
остерегаться всего, что может привести
к травме, и проводить разъяснительную
работу по охране остаточного зрения,
соблюдению мер предосторожности на уроках
по разделам: легкая атлетика, гимнастика,
лыжная подготовка, плавание, подвижные
и спортивные игры, туристические походы,
спортивные соревнования и т. д.
Во время урока учителю следует постоянно
контролировать самочувствие детей. Снижение
работоспособности, нарушение координации
движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая
речь являются признаком утомления. Дети
становятся вялыми, жалуются на усталость,
сонливость, боль в области лба и затылка,
неосознанное стремление к отдыху. Эти
явления наиболее выражены в конце учебного
года.
Травмы при занятиях физической культурой
и спортом с детьми с нарушенным зрением
следует рассматривать как чрезвычайное
происшествие. Как правило, они являются
результатом неудовлетворительной профилактики
травматизма. Причины связаны с состоянием
мест занятий и одежды занимающихся; со
слабой организацией и методикой проведения
занятий; несоблюдением требований врачебного
контроля; с отсутствием дифференцированного
и индивидуального подхода к каждому ребенку,
с неправильным поведением ученика при
занятиях физическими упражнениями.
Таким образом, создание условий, своевременная
помощь детям со зрительной депривацией
позволят избежать дальнейших нарушений
и откроет больше возможностей для роста
и развития личности каждого ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7
Частные методики адаптивной
физической культуры: Учебное пособие
/Под
ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт,
2003.
Информация о работе Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения