Закон тождества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

В законе тождества непосредственно проявляется природа самых фундаментальных свойств логической мысли – определенности и последовательности. У самого основателя логики он формулируется неоднократно в его "Метафизике”. Если слова ничего определенного не означают, то конец всякому рассуждению, ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно, а если мыслить что-то одно возможно, то для него можно будет подобрать одно имя.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие закона тождества
3. Закон тождества
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

закон тождества логика.docx

— 26.06 Кб (Скачать)

План

  1. Введение
  2. Понятие закона тождества
  3. Закон тождества
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В законе тождества непосредственно  проявляется природа самых фундаментальных  свойств логической мысли – определенности и последовательности. У самого основателя логики он формулируется неоднократно в его "Метафизике”. Если слова  ничего определенного не означают, то конец всякому рассуждению, ибо  невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно, а если мыслить что-то одно возможно, то для него можно  будет подобрать одно имя. Каждое слово должно быть понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно, если же оно имеет несколько  значений, то надо разъяснить, в каком  из них оно употребляется. Этим выражается суть закона тождества, хотя современные  учебники предпочитают иные, уточненные, формулировки. Одной из причин этого  является, например, то, что в логике следует говорить не о словах, с  помощью которых выражаются мысли, а о понятиях (хотя они – те же слова, но их смысл и содержание строго задаются). Анализ наиболее общих  форм мышления – понятий, суждений, умозаключений, доказательств –  будет неполным, если не рассмотреть  основных законов мышления, действующих  в них и пронизывающих всю  их ткань. Важнейшая особенность основных законов мышления состоит в том, что они носят здесь универсальный характер, т.е., лежат в основе функционирования всего мышления в целом. Можно сказать без преувеличения, что без этих законов процесс мышления был бы попросту невозможен. Ведь в них отражаются фундаментальные – наиболее общие и глубокие свойства, связи и отношения объективного мира, постигаемого нашим мышлением. Основные законы мышления, в свою очередь, подразделяются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики, находящиеся в определенном соотношении между собой. Изучение тех и других законов необходимо и важно для понимания сложных глубинных процессов, протекающих в мышлении естественным образом, независимо от нашего осознания их и воли, а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности. 
 
 
 
 
 
 

    2. Понятие закона тождества 

     Зако́н  то́ждества — закон логики, который  гласит, что предмет суждения должен оставаться тождественным самому себе в этом суждении. Если А, то А, или А ≡ А.

       В логике закон, согласно которому  в процессе рассуждения любая  законченная мысль (суждение, выражение)  должна употребляется в одном  и том же смысле. Непреложность  закона тождества в исчислениях  высказываний выражается теоремой: если при утверждении высказывания  отрицается закон тождества, то  тем самым отрицается и утверждение  этого высказывания. На практике  закон тождества предполагает  некую идеализацию действительного  характера тех объектов, о которых  идет речь в данном высказывании, отвлечение от их развития  и изменения, но это правомерно  вследствие относительной устойчивости  всех явлений в мире. 

  1. Закон тождества
 

     Существует  его абстрактная формулировка, имеющая  следующий вид: «А есть А» или, для  математической логики: «а ≡ а», которая часто приводила к неправильному его толкованию. Закон тождества принято называть и принципы аналогичного содержания, относящиеся не к высказываниям, а к именам (А — некоторое имя): «Всякое А есть А» и «Некоторые А есть А». Например: «Всякий человек есть человек», «Некоторые квадраты — это квадраты». «Некоторые» здесь означает «по меньшей мере некоторые, а может быть, и все», но не «только некоторые, но не все». Принцип «Всякое А есть А» иногда называют аристотелевским законом тождества. Например доктор философских наук, профессор А. А. Ивин (составитель учебника по логике, изданного в 1996 году московским издательством «Просвещение») полагает: «Закон тождества выражает идею, что каждое высказывание является необходимым и достаточным условием своей собственной истинности». Из чего следует что, любое высказывание истинно уже в силу того что, является высказыванием, оно истинно всегда и не может быть ложным; самостоятельности мышления, обуславливающей наличие ложных высказываний не существует, поскольку не существует вообще – логика не двухзначна, она однозначна. Пытаясь уйти от подобных, явно абсурдных выводов, Ивин вступает с собой в противоречие и пишет, будто закон «утверждает только, что если вещи меняются, то они меняются, а если они остаются теми же, то они остаются теми же». Таким образом, в его понимании закон тождества лишен содержания и превращен в тавтологию, на что и указывается в его главе, посвященной логическим тавтологиям: «Все законы логики являются логическими тавтологиями». Традиционная ошибка, связанная с законом тождества – подмечена его требованиям устойчивости, определенности мысли в ходе рассуждения. Еще Аристотель писал, что невозможно ничего мыслить, «если не мыслишь (каждый раз) что-нибудь одно». В процессе рассуждения не следует изменять значения понятий и утверждений. Они должны оставаться тождественными самим себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными другому объекту. Если мы начали говорить, допустим, о звездах как небесных телах, то слово «звезда» должно, пока мы не оставим эту тему, обозначать именно эти тела, а не звезды на погонах или елочные звезды.                                          

     Помимо  того, традиционной ошибкой, связанной  с законом тождества, Ивин считает  толкование тождества с точки  зрения устойчивости мысли, выдвинутое еще Аристотелем. В то же время, как  указывает доктор философских наук А. Д. Гетманова (в своем учебнике логики, выпущенном 1995 году московским издательством «Новая школа»), закон  тождества сформирован именно Аристотелем, собственно и создавшим науку  логики. А опровергать мнение автора о его собственном высказывании – нелепо. Не важно как звучали  слова, человек иногда ошибается  в их подборе; важно лишь их содержание. Именно оно и выражается авторским  мнением. Опираясь на него, Гетманова  дает определение, прямо противоположное  определению Ивина и поясняет что, закон тождества означает именно недопустимость подмены одной мысли  другою, формулируя его так: «В процессе рассуждения всякие понятия и  суждения должны быть тождественны самим  себе». Это определение достаточно расплывчато и (как указывает  Гетманова) может означать так же и то что, вещи абсолютны и неизменны. Несостоятельно и имеющее долгую традицию истолкование закона тождества  как одного из законов бытия, говорящего о его относительной устойчивости и определенности. Понятый так закон превращается в утверждение, что вещи всегда остаются неизменными, тождественными самим себе. Такое истолкование является, конечно, недоразумением. Закон тождества ничего не говорит об изменчивости или неизменности. Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается той же, то она остается той же.

    Необходимость преодолеть возможность неверной трактовки  приводит к следующей формулировке: При неизменности основных свойств, объект (понятие) остается объектом (все  тем же понятием), независимо от затронувших его изменений и смены названий. Это соответствует представлению Гетмановой и, не утверждая абсолютного тождества, означает что, для правильного мышления крайне важно какие свойства, в данном случае, являются основными. Например, для опознания человека, его основным свойством можно считать внешний вид и, таким образом, опознать его по фотографии, отождествляя его с ней. Но если фотография упала, нельзя отождествлять ее с человеком и считать что, упал он, поскольку в данном контексте, основным свойством является отнюдь не визуальный образ. Сказать «Он упал», не используя термина «он» в качестве синонима слова «фотография» – значит, нарушить принципы правильного мышления. Ошибка заключается в подмене понятий. Эта ошибка свойственна людям, страдающим слабоумием (олигофренией), и, возможно, может способствовать его развитию: Люди, бесконтрольно увлекаясь забавной игрой слов, постепенно могут перестать понимать их истинный смысл и, как следствие, способность правильно мыслить. Примером подобного человека может служить литературный герой Козьма Прутков. Но и в реальной жизни, многие люди в различной степени таковы. Отсутствие самоконтроля и самоанализа для мозга не менее пагубно, чем отсутствие надлежащего ухода за техникой. Однако вышесказанное не означает что, для правильного мышления необходима скрупулезная придирчивость к словам, скорее наоборот: данная придирчивость является другим фактором слабоумия – зациклившийся на словах человек теряет способность видеть то, что лежит под текстом. Слова, на самом деле, не так уж и важны, если собеседник способен не потерять мысль из-за их смены, т.е. не имеет принципиального значения термин, используемый для указания понятия, главное то, какое понятие вкладывается в этот термин, в то время как, значение самих понятий в любой  закон тождества. Логический закон согласно которому всякое высказывание влечет само себя. Внешне это самый простой из логических законов. Его можно передать так: если высказывание истинно, то оно истинно. Например: «Если трава зеленая, то она зеленая», «Если трава черная, то она черная».

    Закон тождества выражает идею, что каждое высказывание является необходимым и достаточным условием своей собственной истинности.

    Требование  не изменять и не подменять значения в ходе рассуждения справедливо. Но оно не относится к законам  логики, точно так же, как не относится  к ним совет выделять обсуждаемые  объекты по достаточно устойчивым признакам, чтобы уменьшить вероятность  подмены в рассуждении одного объекта другим.

     Первый  и наиболее важный закон логики —  это закон тождества, который  был сформулирован Аристотелем  в трактате «Метафизика» следующим  образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда  утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение  о том, что мыслить (говорить) обо  всем — значит не мыслить (не говорить) ни о чем. Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть тождественна (равна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т.д. Например, непонятен смысл фразы: «Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки». Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания (суждения). Символическая запись этого закона выглядит так: а →а (читается: «Если а, то а»), где а — это любое понятие, высказывание или целое рассуждение.

     Когда закон тождества нарушается непроизвольно, по незнанию, тогда возникают просто логические ошибки; но когда этот закон  нарушается преднамеренно, с целью  запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда  появляются не просто ошибки, а софизмы. Таким образом, софизм — это внешне правильное доказательство ложной мысли  с помощью преднамеренного нарушения  логических законов. Приведем пример софизма: «Что лучше: вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А  что может быть лучше вечного  блаженства? Конечно же, ничто! Но бутерброд  ведь лучше, чем ничто, следовательно, он лучше вечного блаженства». Попробуйте самостоятельно найти подвох в этом рассуждении, определить, где и как  в нем нарушается закон тождества  и разоблачить этот софизм. Вот  еще один софизм: «Спросим нашего собеседника: «Согласен ли ты с тем, что если ты что-то потерял, то у тебя этого  нет?» Он отвечает: «Согласен». Зададим  ему второй вопрос: «А согласен ли ты с тем, что если ты что-то не терял, то у тебя это есть?» — «Согласен», — отвечает он. Теперь зададим ему  последний и главный вопрос: «Ты  не терял сегодня рога?» Что  ему остается ответить? «Не терял», — говорит он. «Следовательно, —  торжествующе произносим мы, — они  у тебя есть, ведь ты же сам вначале признал, что если ты что-то не терял, то оно у тебя есть». Попробуйте разоблачить и этот софизм, определить, где и как в данном внешне правильном рассуждении нарушается закон тождества. Однако на нарушениях закона тождества строятся не только неясные суждения и софизмы. С помощью нарушения этого закона можно создать какой-нибудь комический эффект. Например, Николай Bacильeвич Гоголь в поэме «Мертвые души», описывая помещика Ноздрева, говорит, что тот был «историческим человеком», потому что где бы он ни появлялся, с ним обязательно случалась какая-нибудь «история». На нарушении закона тождества построены многие комические афоризмы. Например: «Не стой где попало, а то еще попадет». Также с помощью нарушения этого закона создаются многие анекдоты. Например: – Я сломал руку в двух местах. – Больше не попадай в эти места. Как видим, во всех приведенных примерах используется один и тот же прием: в одинаковых словах смешиваются различные значения, ситуации, темы, одна из которых не равна другой, т. е. нарушается закон тождества. Нарушение этого закона также лежит в основе многих известных нам с детства задач и головоломок. Например, мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем) находится вода в стеклянном стакане?» — преднамеренно создавая двусмысленность в этом вопросе (зачем — для чего и за чем — за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос, например он говорит: «Чтобы пить, поливать цветы», а мы подразумеваем другой вопрос и, соответственно, другой ответ: «За стеклом». В основе всех фокусов также лежит нарушение закона тождества. Эффект любого фокуса заключается в том, что фокусник делает что-то одно, а зрители думают совершенно другое, т. е. то, что делает фокусник, не равно (не тождественно) тому, что думают зрители, отчего и кажется, что фокусник совершает что-то необычное и загадочное. При раскрытии фокуса нас, как правило, посещает недоумение и досада: это было так просто, как же мы вовремя этого не заметили.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Самый простой из всех логических законов  — это, пожалуй, закон тождества. Он говорит: если утверждение истинно, то оно истинно, “если А, то А”. Например, если Земля вращается, то она вращается  и т.п. Чистое утверждение тождества  кажется настолько бессодержательным, что редко кем употребляется. Закон тождества кажется в  высшей степени простым и очевидным. Однако и его ухитрялись истолковывать  неправильно. Заявлялось, например, будто  этот закон утверждает, что вещи всегда остаются неизменными, тождественными самим себе. Это, конечно, недоразумение. Закон ничего не говорит об изменчивости или неизменности. Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается одной и  той же, то она остается той же. Соблюдение законов формальной логики, необходимое условие познания действительности. Оно обеспечивает достижение истинного  знания в процессе рассуждения, без  которого невозможно никакое познание. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Литература

  1. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992
  2. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983
  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. М., 1987

Информация о работе Закон тождества