Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:10, контрольная работа
В законе тождества непосредственно проявляется природа самых фундаментальных свойств логической мысли – определенности и последовательности. У самого основателя логики он формулируется неоднократно в его "Метафизике”. Если слова ничего определенного не означают, то конец всякому рассуждению, ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно, а если мыслить что-то одно возможно, то для него можно будет подобрать одно имя.
1. Введение
2. Понятие закона тождества
3. Закон тождества
4. Заключение
5. Список используемой литературы
План
ВВЕДЕНИЕ
В
законе тождества непосредственно
проявляется природа самых
2.
Понятие закона тождества
Зако́н то́ждества — закон логики, который гласит, что предмет суждения должен оставаться тождественным самому себе в этом суждении. Если А, то А, или А ≡ А.
В логике закон, согласно
Существует
его абстрактная формулировка, имеющая
следующий вид: «А есть А» или, для
математической логики: «а ≡ а», которая
часто приводила к неправильному его толкованию.
Закон тождества принято называть и принципы
аналогичного содержания, относящиеся
не к высказываниям, а к именам (А — некоторое
имя): «Всякое А есть А» и «Некоторые А
есть А». Например: «Всякий человек есть
человек», «Некоторые квадраты — это квадраты».
«Некоторые» здесь означает «по меньшей
мере некоторые, а может быть, и все», но
не «только некоторые, но не все». Принцип
«Всякое А есть А» иногда называют аристотелевским
законом тождества. Например доктор философских
наук, профессор А. А. Ивин (составитель
учебника по логике, изданного в 1996 году
московским издательством «Просвещение»)
полагает: «Закон тождества выражает идею,
что каждое высказывание является необходимым
и достаточным условием своей собственной
истинности». Из чего следует что, любое
высказывание истинно уже в силу того
что, является высказыванием, оно истинно
всегда и не может быть ложным; самостоятельности
мышления, обуславливающей наличие ложных
высказываний не существует, поскольку
не существует вообще – логика не двухзначна,
она однозначна. Пытаясь уйти от подобных,
явно абсурдных выводов, Ивин вступает
с собой в противоречие и пишет, будто
закон «утверждает только, что если вещи
меняются, то они меняются, а если они остаются
теми же, то они остаются теми же». Таким
образом, в его понимании закон тождества
лишен содержания и превращен в тавтологию,
на что и указывается в его главе, посвященной
логическим тавтологиям: «Все законы логики
являются логическими тавтологиями».
Традиционная ошибка, связанная с законом
тождества – подмечена его требованиям
устойчивости, определенности мысли в
ходе рассуждения. Еще Аристотель писал,
что невозможно ничего мыслить, «если
не мыслишь (каждый раз) что-нибудь одно».
В процессе рассуждения не следует изменять
значения понятий и утверждений. Они должны
оставаться тождественными самим себе,
иначе свойства одного объекта незаметно
окажутся приписанными другому объекту.
Если мы начали говорить, допустим, о звездах
как небесных телах, то слово «звезда»
должно, пока мы не оставим эту тему, обозначать
именно эти тела, а не звезды на погонах
или елочные звезды.
Помимо того, традиционной ошибкой, связанной с законом тождества, Ивин считает толкование тождества с точки зрения устойчивости мысли, выдвинутое еще Аристотелем. В то же время, как указывает доктор философских наук А. Д. Гетманова (в своем учебнике логики, выпущенном 1995 году московским издательством «Новая школа»), закон тождества сформирован именно Аристотелем, собственно и создавшим науку логики. А опровергать мнение автора о его собственном высказывании – нелепо. Не важно как звучали слова, человек иногда ошибается в их подборе; важно лишь их содержание. Именно оно и выражается авторским мнением. Опираясь на него, Гетманова дает определение, прямо противоположное определению Ивина и поясняет что, закон тождества означает именно недопустимость подмены одной мысли другою, формулируя его так: «В процессе рассуждения всякие понятия и суждения должны быть тождественны самим себе». Это определение достаточно расплывчато и (как указывает Гетманова) может означать так же и то что, вещи абсолютны и неизменны. Несостоятельно и имеющее долгую традицию истолкование закона тождества как одного из законов бытия, говорящего о его относительной устойчивости и определенности. Понятый так закон превращается в утверждение, что вещи всегда остаются неизменными, тождественными самим себе. Такое истолкование является, конечно, недоразумением. Закон тождества ничего не говорит об изменчивости или неизменности. Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается той же, то она остается той же.
Необходимость преодолеть возможность неверной трактовки приводит к следующей формулировке: При неизменности основных свойств, объект (понятие) остается объектом (все тем же понятием), независимо от затронувших его изменений и смены названий. Это соответствует представлению Гетмановой и, не утверждая абсолютного тождества, означает что, для правильного мышления крайне важно какие свойства, в данном случае, являются основными. Например, для опознания человека, его основным свойством можно считать внешний вид и, таким образом, опознать его по фотографии, отождествляя его с ней. Но если фотография упала, нельзя отождествлять ее с человеком и считать что, упал он, поскольку в данном контексте, основным свойством является отнюдь не визуальный образ. Сказать «Он упал», не используя термина «он» в качестве синонима слова «фотография» – значит, нарушить принципы правильного мышления. Ошибка заключается в подмене понятий. Эта ошибка свойственна людям, страдающим слабоумием (олигофренией), и, возможно, может способствовать его развитию: Люди, бесконтрольно увлекаясь забавной игрой слов, постепенно могут перестать понимать их истинный смысл и, как следствие, способность правильно мыслить. Примером подобного человека может служить литературный герой Козьма Прутков. Но и в реальной жизни, многие люди в различной степени таковы. Отсутствие самоконтроля и самоанализа для мозга не менее пагубно, чем отсутствие надлежащего ухода за техникой. Однако вышесказанное не означает что, для правильного мышления необходима скрупулезная придирчивость к словам, скорее наоборот: данная придирчивость является другим фактором слабоумия – зациклившийся на словах человек теряет способность видеть то, что лежит под текстом. Слова, на самом деле, не так уж и важны, если собеседник способен не потерять мысль из-за их смены, т.е. не имеет принципиального значения термин, используемый для указания понятия, главное то, какое понятие вкладывается в этот термин, в то время как, значение самих понятий в любой закон тождества. Логический закон согласно которому всякое высказывание влечет само себя. Внешне это самый простой из логических законов. Его можно передать так: если высказывание истинно, то оно истинно. Например: «Если трава зеленая, то она зеленая», «Если трава черная, то она черная».
Закон тождества выражает идею, что каждое высказывание является необходимым и достаточным условием своей собственной истинности.
Требование не изменять и не подменять значения в ходе рассуждения справедливо. Но оно не относится к законам логики, точно так же, как не относится к ним совет выделять обсуждаемые объекты по достаточно устойчивым признакам, чтобы уменьшить вероятность подмены в рассуждении одного объекта другим.
Первый и наиболее важный закон логики — это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение о том, что мыслить (говорить) обо всем — значит не мыслить (не говорить) ни о чем. Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть тождественна (равна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т.д. Например, непонятен смысл фразы: «Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки». Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания (суждения). Символическая запись этого закона выглядит так: а →а (читается: «Если а, то а»), где а — это любое понятие, высказывание или целое рассуждение.
Когда
закон тождества нарушается непроизвольно,
по незнанию, тогда возникают просто
логические ошибки; но когда этот закон
нарушается преднамеренно, с целью
запутать собеседника и доказать
ему какую-нибудь ложную мысль, тогда
появляются не просто ошибки, а софизмы.
Таким образом, софизм — это внешне
правильное доказательство ложной мысли
с помощью преднамеренного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самый
простой из всех логических законов
— это, пожалуй, закон тождества.
Он говорит: если утверждение истинно,
то оно истинно, “если А, то А”. Например,
если Земля вращается, то она вращается
и т.п. Чистое утверждение тождества
кажется настолько
Литература