Первые паровозы Стефенсона и Черепановых

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:17, доклад

Краткое описание

В России изобретение слова «паровоз» приписывается Н.И. Гречу, издателю газеты «Северная пчела». В 1836 году в связи с предстоящим открытием Царскосельской железной дороги в «Северной пчеле» от 30 сентября появилось следующее сообщение: «Немедленно по прибытии паровых машин, которые для отличия от водяных пароходов можно было бы назвать паровозами…». До этого паровоз называли по-разному: «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «пароходка», «паровой дилижанс» и даже «пароход».
Первые паровозы, нашедшие практическое применение на небольших линиях отдельных промышленных предприятий в Англии, были построены английским инженером Георгом (Джорджем) Стефенсоном.

Файлы: 1 файл

доклад_первые паровозы_оформление.docx

— 130.67 Кб (Скачать)

ГОУ СОШ №1363


 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

по теме: «Первые паровозы Стефенсона и Черепановых»

 

 

Выполнил:

Ученик 8 класса «Б»

Лапин Дмитрий

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 год

Паровоз – это железнодорожный локомотив на базе паровой машины.

В России изобретение слова «паровоз»  приписывается Н.И. Гречу, издателю газеты «Северная пчела». В 1836 году в связи с предстоящим открытием Царскосельской железной дороги в «Северной пчеле» от 30 сентября появилось следующее сообщение: «Немедленно по прибытии паровых машин, которые для отличия от водяных пароходов можно было бы назвать паровозами…». До этого паровоз называли по-разному: «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «пароходка», «паровой дилижанс» и даже «пароход».

Первые паровозы, нашедшие практическое применение на небольших  линиях отдельных промышленных предприятий  в Англии, были построены английским инженером Георгом (Джорджем) Стефенсоном. Пытались строить паровозы и до Стефенсона, но они имели крупные недостатки и не могли служить прототипами  для создания работоспособных локомотивов.

Джордж Стефенсон был первым человеком, который сумел проанализировать и учесть весь предшествующий опыт в паровозостроении. Именно он в 1814 г. сконструировал и испытал свой первый паровоз «Блюхер». Первый паровоз Стефенсона был очень тяжел, медленно двигался, работал малопроизводительно. Но Стефенсон упорно продолжает работу над совершенствованием конструкции и до 1825 г. строит еще около 16 различных моделей паровозов.

В 1825 г. Стефенсон на им же организованном в Дарлингтоне первом в мире паровозостроительном заводе построил паровоз «Локомошен» для сооруженной Стоктон-Дарлингтонской железной дороги протяженностью 40 км. Новая железная дорога быстро показала преимущества нового вида транспорта перед старыми способами передвижения. Популярность железнодорожного транспорта в Англии росла.

Многочисленные изобретатели работали над созданием и совершенствованием новых видов локомотивов. В 1829 г. был объявлен конкурс на создание лучшего паровоза. Стефенсон представил на конкурс свой новый паровоз — знаменитую «Ракету».

«Ракета» имела машину мощностью  в 13 л.с. На конкурсе производились испытания всех типов локомотивов. «Бой паровозов», как называли этот конкурс, закончился победой «Ракеты», которая свободно тянула поезд весом в 17 т со скоростью до 21 км в час. Скорость паровоза с одним пассажирским вагоном и 36 пассажирами составила 38 км в час. «Ракета» была наиболее совершенным локомотивом того времени. Изобретатель приспособил к паровозу только что появившийся тогда трубчатый котел, который дал возможность значительно увеличить скорость локомотива.


«Ракета» была построена  с учетом всех достижений паровозостроения своего времени. Она явилась как бы итогом начального периода развития паровоза.

Именно Стефенсон ввел современный для Западной Европы (но не для России) стандарт ширины железнодорожной  колеи, первым предложил строить  железнодорожные насыпи.

Спустя пять лет после  постройки «Ракеты», в России, в 1834 г. на Выйском заводе (Урал, г.Нижний Тагил), русские крепостные механики Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы (отец и сын) построили первый в России паровоз. Слово «паровоз» не использовалось еще тогда, и локомотив назвали «сухопутным пароходом».

Паровоз Черепановых возил  состав весом в 3,3 т со скоростью от 13 до 16 км в час. Для увеличения парообразования Черепановы установили на паровозе дымогарный котел с большим количеством трубок, чем в паровозе Стефенсона, а также применили специальный механизм обратного хода. Вслед за первым паровозом Черепановы в 1835 г. построили второй, более мощный паровоз. Была проложена первая в России железная дорога от Медного рудника до Выйского завода.


В качестве топлива  в паровозах Черепановых использовались дрова. Паровоз потреблял их в таком количестве, что очень скоро встала проблема с их подвозом. Весь лес в окрестностях железной дороги был вырублен, и дрова приходилось возить издалека. Это сильно повлияло на судьбу паровоза, т.к. первые паровозы Стефенсона использовали уголь в качестве топлива.

 

Однако  паровозы Черепановых не были использованы для развития железнодорожного транспорта в нашей стране. Как раз в то время, когда Черепановы строили свои паровозы, в Россию приехал австрийский профессор Герстнер. Герстнер сумел добиться от царя привилегии на строительство железной дороги между Петербургом и Царским Селом протяженностью в 27 км. Эта железная дорога была открыта в 1837 г. Несмотря на отечественный опыт паровозостроения, царское правительство предпочитало выписывать паровозы из Англии, отказавшись от использования локомотивов, созданных Черепановыми.

 

Схема паровоза Д.Стефенсона «Ракета»  Модель первого паровоза Черепановых



Информация о работе Первые паровозы Стефенсона и Черепановых