Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:40, контрольная работа
В энергетической системе, на которую работают большое количество электростанций, генераторы работают в особом режиме, когда необходимо поддерживать величину напряжения и частоту переменного тока в линии постоянными. Активную и реактивную мощность генераторов регулируют по заданному графику нагрузки. Приводными двигателями этих генераторов могут быть паровые, газовые и гидравлические турбины (тепловые и атомные электростанции, гидроэлектростанции). Мощность современных генераторов достигает нескольких сотен МВА.
Кафедра «Электрификации и автоматизации»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Электротехника»
Вариант № 16
В отличие от асинхронной машины скорость вращения ротора синхронной машины равна скорости вращения поля статора и сохраняется постоянной независимо от нагрузки.
Трехфазная обмотка статора подключается к сети переменного тока, а обмотка ротора (обмотка возбуждения) - к источнику постоянного тока, т. е. ротор представляет собой вращающийся электромагнит, рис. 1
Рис. 1 - Электрическая схема синхронной машины:
1 - обмотка статора; 2 - обмотка ротора;
3 - контактные кольца; 4 - щетки
Синхронные
генераторы являются основными источниками
электрической энергии и
В энергетической системе, на которую работают большое количество электростанций, генераторы работают в особом режиме, когда необходимо поддерживать величину напряжения и частоту переменного тока в линии постоянными. Активную и реактивную мощность генераторов регулируют по заданному графику нагрузки. Приводными двигателями этих генераторов могут быть паровые, газовые и гидравлические турбины (тепловые и атомные электростанции, гидроэлектростанции). Мощность современных генераторов достигает нескольких сотен МВА.
Синхронные двигатели применяют в электроприводах большой мощности. Начиная, примерно, с 200 кВт и выше синхронные двигатели становятся экономически выгоднее по сравнению с асинхронными двигателями. Их применяют в установках, где не требуется частых пусков и регулирования скорости.
На крупных
подстанциях электрических
2. Работа синхронных машин в режимах двигателя и генератора
При вращении ротора с частотой n поток возбуждения, создаваемый током возбуждения, пересекает проводники обмотки статора и индуктирует в них переменную ЭДС, изменяющуюся с частотой
f1 = р·n/60,
где р – число пар полюсов обмотки статора.
Если обмотку статора подключить к какой-либо нагрузке, то проходящий по этой обмотке трехфазный ток создает вращающееся магнитное поле, частота вращения которого
Ротор вращается с такой же частотой, что и магнитное поле статора.
Результирующий магнитный поток синхронной машины создается совместным действием МДС обмоток возбуждения и статора. Результирующее магнитное поле вращается в пространстве с той же скоростью, что и ротор.
Синхронная машина может работать автономно в качестве генератора, питающего подключенную к ней нагрузку, или параллельно с сетью, к которой присоединены другие генераторы. При работе параллельно с сетью она может отдавать или потреблять электрическую энергию, т. е. работать генератором или двигателем. При подключении обмотки статора к сети, ток статора создает вращающееся магнитное поле. В результате взаимодействия этого поля с током обмотки возбуждения создается электромагнитный момент. При работе машины в двигательном режиме этот момент является вращающим, а при работе в генераторном режиме - тормозным. В установившемся режиме ротор неподвижен относительно магнитного поля и вращается с частотой n = n1 независимо от механической нагрузки на валу ротора или электрической нагрузки.
3. Схема замещения синхронного генератора, мощность и электромагнитный момент.
Обмотка одной фазы статора может быть представлена схемой замещения, показанной на рис. 2, а. ЭДС Е0 - эта ЭДС холостого хода, индуктируемая потоком обмотки возбуждения; ra, хСИН - активное и индуктивное сопротивления фазы генератора; zНАГ - сопротивление нагрузки. Согласно второму закону Кирхгофа
Е0 = UФ + ra·Iа + jхСИН·Iа,
где UФ - напряжение фазы обмотки якоря, Iа – фазный ток якоря.
Векторная диаграмма генератора, работающего на активно - индуктивную нагрузку показана на рис. 2, б. Угол между векторами ЭДС и напряжения, угол θ, называют углом нагрузки, т. к. его величина зависит от нагрузки. В режиме генератора вектор ЭДС Е0 всегда опережает вектор напряжения U и угол θ считается положительным. В режиме двигателя вектор ЭДС отстаёт от вектора напряжения и угол θ считается отрицательным.
Рис. 2 - Схема замещения (а), векторная диаграмма (б),
энергетическая диаграмма генератора (в)
Рассмотрим энергетические процессы преобразования механической энергии в электрическую. Приводной двигатель развивает механическую мощность P1, вращая ротор генератора. Благодаря электромагнитным процессам эта мощность преобразуется в электрическую P2. В процессе преобразования возникают потери: электрические рЭЛ.а, рЭЛ.в (в обмотках якоря и возбуждения), магнитные рМГ (обусловленные гистерезисом и вихревыми токами), механические рМЕХ (обусловленные трением и вентиляцией).
При взаимодействии
магнитных полей статора и рото
где Ω0 - угловая механическая скорость магнитного поля,
Угловая характеристика
машины для генераторного и
Рис. 3 - Характеристика момента синхронной машины
Максимальный момент определяет перегрузочную способность машины, приблизительно km = Мm/МН ≈ 2.
Рабочий диапазон угла θ составляет от нуля до 900.
4 Характеристики генератора при работе на автономную нагрузку
Электрические и магнитные свойства генераторов отображаются их характеристиками. Рассмотрим характеристики холостого хода, внешнюю и регулировочную.
Характеристика холостого хода представляет собой зависимость ЭДС генератора от тока возбуждения, Е = f(IВ). Условия снятия характеристики:
Ia = 0, n = const (f1 = const).
Эта характеристика напоминает кривую намагничивания ферромагнитного материала, рис. 4, а. По характеристике холостого хода определяют ток возбуждения, обеспечивающий номинальное напряжение в обмотке статора, степень насыщения сердечника якоря. Обычно рабочая точка А лежит на колене кривой (переходе в область магнитного насыщения).
Внешняя характеристика - зависимость напряжения генератора от тока нагрузки, U = f(Iа) при cosφ = const, IВ = const, п = const.
Вид внешней характеристики определяется характером нагрузки (активная, индуктивная, емкостная) и ее величиной. Результирующий магнитный поток в машине создается токами обеих обмоток - статора и ротора. Влияние МДС статора на МДС возбуждения зависит от нагрузки и в общем случае может быть намагничивающим (МДС обмоток совпадают по направлению), размагничивающим (МДС якоря направлена встречно МДС возбуждения) и искажающим (векторы МДС расположены под углом 900). Внешние характеристики для активной - R и активно-индуктивной RL нагрузок приведены на рис. 4, б. Изменение напряжения определяется выражением
где U0 - напряжение при холостом ходе.
Рис. 4 - Характеристики холостого хода (а),
внешняя (б), регулировочная (в)
Регулировочная характеристика определяет зависимость IВ = f(Iа) при cosφ = const, U = const, п = const. Эта характеристика показывает, как нужно регулировать ток возбуждения, чтобы при изменении нагрузки напряжение на зажимах генератора оставалась постоянным, рис. 4.в.
5 Синхронный двигатель
На рис. 5,а показана схема замещения фазы синхронного двигателя, а на рис. 5,б его векторная диаграмма. Согласно, второго закона Кирхгофа
UС = Е0 + Rа·Iа + jхСИН·Iа,
где UC -фазное напряжение сети.
Рис. 3.5 – а) схема замещения; б) векторная диаграмма;
в) энергетическая диаграмма двигателя
Для осуществления пуска синхронного двигателя на роторе имеется пусковая короткозамкнутая обмотка (как и в асинхронном двигателе). Последовательность операций при пуске: обмотка возбуждения замыкается на разрядное сопротивление, величина которого приблизительно равна
Rа ≈ 10·rВ, (rB )- сопротивление обмотки возбуждения, в разомкнутой обмотке возбуждения будет индуцироваться большая ЭДС при разгоне ротора); обмотка статора подключается к трехфазной сети, создавая вращающееся магнитное поле; это поле индуктирует токи в пусковой обмотке и разгоняет ротор; при достижении скорости, близкой к синхронной, обмотку возбуждения отключают от разрядного сопротивления и подключают к источнику постоянного тока; появившийся ток возбуждения, создает магнитный поток ротора, который взаимодействует с вращающимся полем статора, и двигатель самостоятельно втягивается в синхронный режим работы.