Контрольная работа по "Гидромашинам и компрессорам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 06:35, контрольная работа

Краткое описание

Вычислить коэффициент и степень неравномерности подачи поршневого (плунжерного) насоса, у которого z цилиндров, i рабочих камер. Поршень (плунжер) насоса совершает n двойных ходов в единицу времени, ход поршня L, диаметр цилиндра D, диаметр штока d, отношение длины кривошипа к длине шатуна (относительная длина кривошипа) составляет λ, угол развала между кривошипами смежных поршней (плунжеров) - α.

Файлы: 1 файл

контр_гидромаш_компрес.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

В турбобуре с резинометаллическими подшипниками при одной и той же характеристике турбины форма кривых характеристики турбобура может быть весьма различной в зависимости от условий взаимодействия до/юта и разбуриваемой породы, вследствие чего она называется также характеристикой системы турбобур—долото—забой (ТДЗ). Рассмотрим факторы, определяющие эту характеристику.

Момент силы трения в пяте

Здесь — коэффициент трения в пяте; — приведенный радиус трения,

;

 и  - наружный и внутренний радиусы трущихся поверхностей.

Верхний знак в формуле крутящего  момента относится к случаю, когда бурильная колонна поддерживает ротор верхними поверхностями подпятников (Т + G > R), а нижний — к случаю, когда к гидравлической силе приплюсовывается сила тяжести нижнего участка бурильной колонны (Т + G < R) с нагружением нижних поверхностей подпятников.

Крутящий момент турбобура, передаваемый долоту,

МТ = Мк - Мn - М0,         (6.10)

где Mk — момент k-ступенчатой турбины; М0 — момент сил трения в радиальных опорах и трения ротора о статор.

Момент на долоте приблизительно пропорционален нагрузке на долото:

MД = My R ,          (6.11)

где Му — удельный момент, зависящий от крепости разбуриваемой породы, конструкции и состояния долота, условий промывки забоя, а также от частоты вращения долота. При равномерном вращении долота МТ = МД.

Примем, что зависимость момента турбины от частоты вращения линейная:

,

где k — число ступеней, и исключим из (6.10) и (6.11) нагрузку R, пренебрегая для простоты небольшим моментом М0. После преобразований получим уравнение момента турбобура:

.

Обозначим безразмерные величины:

; .

Формула крутящего момента на долоте представлена так:

.       (6.12)

Чтобы изучить особенности полученной зависимости, примем, что удельный момент трения в пяте , удельный момент на долоте , а следовательно, φ и s — величины постоянные. Зависимость (6.12) графически представляется двумя прямыми, пересекающимися в точке В (рис. 6.6, а) на прямой 1— 1. линия А'В соответствует условию R > Т + G (знак +), а линия ВС - условию R < Т + G (знак -). В точке В справедливо условие Т + G = RB, когда пята разгружена.

Угол наклона прямой ВС` зависит от коэффициента φ. При φ < 1 Мy > , т. е. когда удельный момент сопротивления забоя больше удельного момента трения в пяте, линия ВС` наклонена вправо от вертикали. При φ > 1 Му < , в этом случае линия ВС` наклонена влево. Промежуточный случаи: φ=1,  My= линия ВС   вертикальная.

В действительности величины φ и s не постоянные, а зависят от нагрузки на пяту и частоты вращения вала. Поэтому линии АВ и ВС не прямые, а кривые. Отрезки ординат, заключенные между линией 1—/ и кривой ABC (момента на долоте), соответствуют моменту трения в пяте, а отрезок ОС — частоте холостого вращения турбины пх при подъеме турбобура с забоя.

Положение точки В определим из условия, что уравнение (6.12) при использовании любого знака дает одинаковый результат:

,

Где

Параметр  , отражающий комплексную взаимосвязь турбобура (k, Mmax, G, Т), долота и забоя (Му), равен ординате точки В. На рис  6.6, б кривые момента на долоте относятся к нескольким значениям удельного момента Му. Точки разгрузки пяты тем ближе к тормозному режиму,  чем больше значение Му.

Характер изменения кривой момента  на ее ветвях зависит от закономерности изменения величин φ и s. В частности, положение точки С зависит от того значения Sx, которое оно имеет при холостом режиме: nx/nmax — 1 — Sx.

Графики забойной мощности даны на том  же рис. 6.6, б. Они показывают, что максимум мощности турбобура не совпадает с максимумом мощности турбины и может быть смещен от него в любую сторону в зависимости от типов турбобура, долота, породы, а также от расхода жидкости (расход жидкости влияет потому, что Т и Mmax в выражении П зависят от расхода, a G не зависит от него)..

В практике бурения возможны следующие  варианты характеристики ТДЗ (см. рис. 6.6, б):

1)  Ω < 1/2; nв > nmax /2 (точки а и b).

Этот случай характерен для бурения  твердых пород;

2)  Ω > 1/2; nв < nmax/2 (точка d), что бывает при бурении слабых пород;

3)  Ω = 1/2; nв — nmax/2   (точка с).

В этом случае максимумы мощностей  турбобура и турбины приблизительно совпадают, причем (Т + G) Му = kMmax/2.

 

Средства изменения  нагрузочной характеристики турбобура

 

Опыт бурения показывает, что  левая часть графика характеристики турбобура (см. рис. 6.6, а) не используется вследствие неустойчивости вращения долота. Одна из причин этого — пологость кривой момента турбобура, обусловленная потерями на трение в резинометаллической пяте.

Изменение момента сопротивления  вращению долота МД на забое при постоянной осевой нагрузке с увеличением частоты вращения представляется некоторой кривой, называемой механической характеристикой долота. В точке пересечения этой кривой с линией момента турбобура определяется частота равномерного вращения долота. В зависимости от значения R пересечение возможно с правой, левой или с той и другой ветвями линии момента Мт (рис. 6.7, а).

Исследуем режимы работы системы турбобур—долото  на устойчивость, рассмотрев малые отклонения параметров режима. Предположим, что кривая Мт наклонена больше, чем МД, т. е. dMД / dn > d MТ / dn. Допустим далее, что вследствие временного увеличения сопротивления на долоте частота вращения его несколько снизилась. С восстановлением значения сопротивления (точка Е1) вследствие избытка движущего момента турбобура над моментом сопротивления долота турбина будет разгоняться и режим вращений сохранится. Если частота вращения увеличивается (точка Е2), то в результате недостатка движущего момента турбины частота вращения вала замедлится. Следовательно, режим работы в точке Е устойчивый.

Теперь рассмотрим точку D. Случайное ускорение вращения вала (точка D2) приводит к разгону турбины и дальнейшему переходу в устойчивый режим (в точке Е, расположенной на правой ветви линии Мт), а случайное замедление (смещение в точку D1 — к остановке турбобура вследствие нарастающего недостатка вращающего момента по отношению к моменту на долоте. Таким образом, если dMД / dn < d MТ / dn, то режим вращения неустойчивый.

Между тем технология бурения шарошечными  долотами требует, чтобы турбобур мог устойчиво работать при небольшой ча-

стоте вращения. Поэтому желательно, чтобы зависимость п — М у турбины была нелинейной с повышением крутизны линии моментов в области тормозного режима.

Для придания нагрузочной характеристике турбины такого качества существует несколько способов. Один из них — регулирование расхода жидкости с уменьшением его при разгонных режимах и увеличением при тормозных. Для осуществления этого способа используют наземные или забойные средства. В качестве наземных можно использовать буровые насосы с бесступенчатым регулированием подачи. Наиболее приемлема для работы в системе с регулируемой подачей высокоциркуляционная турбина, замедление вращения которой сопровождается снижением перепада давления в ней и, следовательно, падением давления на вы-киде насоса. Если характеристика насоса такова, что снижение давления вызывает увеличение подачи, то при торможении турбины увеличивается крутизна кривой п—М.

Непосредственно на забое скважины расход жидкости можно регулировать с помощью перепускных клапанов, эжекторных мультипликаторов расхода или систем с разделением потока. Перепускной клапан устанавливается в полом валу турбобура или над турбобуром в специальной приставке.  При  настройке клапана на постоянный перепад давления, равный перепаду давления в турбине при тормозном режиме, характеристика турбины графически выглядит так, как представлено на рис. 6.4, б. Как видно, линия момента круто изогнута вверх к точке тормозного режима. Перепускные клапаны подвержены быстрому эрозионному износу, вследствие чего этот способ регулирования широкого применения   не  получил.

Для изменения нагрузочной характеристики в турбобурах типа А7ГТШ, А6ГТШ используют систему гидродинамического торможения. Сущность способа состоит в том, что на валу турбины устанавливается многоступенчатый гидравлический тормоз (ГТ). Венцы статора и ротора тормоза имеют прямые лопатки, установленные вдоль оси турбины, которые почти не оказывают сопротивления при остановке турбины. Линия момента Мгт, поглощаемого ступенями ГТ, приблизительно линейная, так что суммарная нагрузочная характеристика турбины получается также линейной (рис. 6.7, б). Суммарный максимальный момент турбины сохраняется, но рабочая частота вращения, соответствующая половине kMmax, существенно снижается, а крутизна нагрузочной характеристики увеличивается. Эту крутизну можно регулировать варьированием числа ступеней ГТ.

 

Список литературы

1.Касьянов В.М. Гидромашины и  компрессоры Учебник для вузов.  М.:Недра 1981

2.Караев М.А. Гидравлика буровых  насосов М.:Недра 1983

3.Калекин А.А. гидравлика и  гидравлические машины. М.: Мир 2005

4. http://nasos.tula-oblast.ru

5. www.energoxm.ru

 

 

 




Информация о работе Контрольная работа по "Гидромашинам и компрессорам"