Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:17, курсовая работа
Задание
Провести выбор прибора контроля для оценки содержания радионуклидов в изучаемом объекте. Для этого сравнить различные приборы друг с другом, написать их характеристики, сравнить методики проверки.
Описать методики взятия и подготовки проб к анализу, поэтапно записать подробную схему анализа.
С помощью выбранного прибора экспериментально оценить уровень излучения объекта. Сделать вывод об уровне излучения, сравнить с существующими нормами.
Выводы по работе.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Выбор приборов контроля…………………………………………………...…
1.1 Приборы контроля……………………………………………….…….....…
1.2 Критерии выбора приборов контроля………………………………...……
2 Методики взятия и подготовки проб к анализу…………………………...…..
3 Экспериментальная оценка уровня излучения…………………………..…….
3.1 Расчет основных характеристик по данным, плученным в лаборатории ядерной физики……………………………………………………………..
3.1.1 точка 1………………………………………………………………...
3.1.2 точка 2. ……………………………………………………………….
3.1.3 точка 3. ……………………………………………………………….
3.1.4 точка 4. ……………………………………………………………….
3.2 Расчет основных характеристик по данным, полученным в лабораториисторонней кафедры…………………………………………..
3.2.1 точка 1.……………………………………………………………….
3.2.2 точка 2.……………………………………………………………….
3.2.3 точка 3.……………………………………………………………….
Вывод…………………………...………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………
Министерство образования и науки РФ
Филиал «СЕВМАШВТУЗ»
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессиона
«Санкт-Петербургский государст
технический университет»
г. Северодвинске
Кафедра 9
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Экспериментальные методы ядерной физики»
Тема: «Экспериментальная оценка уровня излучения в воздухе учебных помещений»
Студент: Клыкова Д.Н.
Группа: 4406
Преподаватель: Камышева Е.А.
Северодвинск
2011
Задание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Выбор приборов контроля…………………
1.1 Приборы контроля……………………………………
1.2 Критерии выбора
приборов контроля……………………………….
2 Методики взятия и
подготовки проб к анализу……………
3 Экспериментальная оценка уровня излучения…………………………..…….
3.1 Расчет основных
характеристик по данным, полученным
в лаборатории ядерной физики……
3.1.1 точка 1……………………………………………………………
3.1.2 точка 2. ……………………………………………………………….
3.1.3 точка 3. ……………………………………………………………….
3.1.4 точка 4. ……………………………………………………………….
3.2 Расчет основных
характеристик по данным, полученным
в лабораториисторонней
3.2.1 точка 1.…………………………………………………………
3.2.2 точка 2.…………………………………………………………
3.2.3 точка 3.…………………………………………………………
Вывод…………………………...………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
С давних времен человек совершенствовал себя, как физически, так и умственно, постоянно создавая и совершенствуя орудия труда. Постоянная нехватка энергии заставляла человека искать и находить новые источники, внедрять их, не заботясь о будущем. Таких примеров множество: паровой двигатель побудил человека к созданию огромных фабрик, что за собой повлекло мгновенное ухудшение экологии в городах. Другим примером служит создание каскадов гидроэлектростанций, затопивших огромные территории и изменившие до неузнаваемости экосистемы отдельных районов. В порыве за открытиями в конце XIX в. двумя учеными: Пьером Кюри и Марией Складовской-Кюри было открыто явление радиоактивности.
Стали развиваться атомные источники энергии: они более дешевые, экологически чистые и компактные, что очень актуально на данный момент. Но и они не лишены недостатков. И самый главный из них – это возможность радиационного загрязнения окружающей среды. Важно понимать, как именно влияет радиация на живые организмы, и уметь определять уровень и источник радиации.
В данной курсовой работе будет проведен выбор приборов контроля для оценки содержания радионуклидов в воздухе учебных помещений.
1 Выбор приборов контроля
Главным объектом экспериментальных методов являются ионизирующие излучения и их источники.
Ионизирующее излучение - это излучение, взаимодействие которого со средой приводит к ионизации ее атомов и молекул.
Источники ионизирующих излучений - это объекты, содержащие радиоактивный материал или техническое устройство, испускающее или способное в определенных условиях испускать ионизирующее излучение.
Излучения делятся на:
- α-излучение (поток ядер гелия 2Не4);
- β--излучение (поток электронов);
- β+-излучение (поток позитронов);
- γ-излучение (вид электромагнит
В природе ионизирующее излучение обычно генерируется в результате спонтанного радиоактивного распада радионуклидов, ядерных реакций (синтез и индуцированное деление ядер, захват протонов, нейтронов, альфа-частиц и др.), а также при ускорении заряженных частиц в космосе (природа такого ускорения космических частиц до конца не ясна). Искусственными источниками ионизирующего излучения являются искусственные радионуклиды (генерируют альфа-, бета- и гамма-излучения), ядерные реакторы (генерируют главным образом нейтронное и гамма-излучение), радионуклидные нейтронные источники, ускорители элементарных частиц (генерируют потоки заряженных частиц, а также тормозное фотонное излучение), рентгеновские аппараты (генерируют тормозное рентгеновское излучение).
Ионизация, создаваемая излучением в клетках, приводит к образованию свободных радикалов. Свободные радикалы вызывают разрушения целостности цепочек макромолекул (белков и нуклеиновых кислот), что может привести как к массовой гибели клеток, так и канцерогенезу и мутагенезу. Наиболее подвержены воздействию ионизирующего излучения активно делящиеся (эпителиальные, стволовые, также эмбриональные) клетки.
Из-за того, что разные типы ионизирующего излучения обладают разной ЛПЭ (линейной передачей энергии), одной и той же поглощённой дозе соответствует разная биологическая эффективность излучения. Поэтому для описания воздействия излучения на живые организмы вводят понятия относительной биологической эффективности (коэффициента качества) излучения по отношению к излучению с низкой ЛПЭ (коэффициент качества фотонного и электронного излучения принимают за единицу) и эквивалентной дозы ионизирующего излучения, численно равной произведению поглощённой дозы на коэффициент качества.
После действия излучения на организм
в зависимости от дозы могут возникнуть
детерминированные и
В отличие от детерминированных, стохастические эффекты не имеют чёткого дозового порога проявления. С увеличением дозы облучения возрастает лишь частота проявления этих эффектов. Проявиться они могут как спустя много лет после облучения (злокачественные новообразования), так и в последующих поколениях (мутации).
Основным источником
информации о стохастических эффектах
воздействия ионизирующего
Так же ионизирующие излучения применяются в
различных отраслях тяжёлой (интроскопия) и пищевой (стерилизация медици
Для лечения опухолей используют тяжёлые ядерные частицы такие как протоны, тяжёлые ионы, отрицательные π-мезоны и нейтроны разных энергий. Создаваемые на ускорителях пучки тяжёлых заряженных частиц имеют малое боковое рассеяние, что дает возможность формировать дозные поля с чётким контуром по границам опухоли [3].
Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений осуществляется по санитарным правилам и нормативам СанПин 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)». Устанавливаются дозовые пределы эквивалентной дозы для следующих категорий лиц:
- персонал — лица, работающие с техногенными источниками излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б);
- все население, включая лиц из персонала, вне сферы и условий в их производственной деятельности.
Основные пределы доз и допустимые уровни облучения персонала группы Б равны четверти значений для персонала группы А.
Эффективная доза для персонала не должна превышать за период трудовой деятельности (50 лет) 1000 мЗв, а для обычного населения за всю жизнь — 70 мЗв. Планируемое повышенное облучение допускается только для мужчин старше 30 лет при их добровольном письменном согласии после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
Особенности измерения ионизирующих излучений состоят в том, что наиболее характерным является оценка излучений по характеристикам, связанным с излучением, но полученным путем преобразования самих излучений в детекторе [4].
Детектор – начальная
ступень измерительной схемы, на
вход которой поступают
Существует множество различных методов регистрации ионизирующих излучений. Они различаются по принципу действия, габаритам и сложности.
Методы регистрации ионизирующих излучений:
- ионизационный;
- люминесцентный (сцинтилляционный,
радиофотолюминесцентный,
- полупроводниковый;
- фотоэмульсионный;
- химический;
- калориметрический.
Самыми распространенными методами являются ионизационный, сцинтилляционный и калориметрический [2].
Каждый из этих методов применяется в зависимости от особенностей поставленной задачи, и именно ей и обуславливается выбор приборов контроля. Ниже будут рассмотрены самые распространенные приборы для измерения уровня радиации.
1) Дозиметр-радиометр МКС-АТ6130
Дозиметр-радиометр МКС-АТ6130 предназначен для измерения:
Прибор – переносное устройство, используемое в лабораторных и полевых условиях службами радиационной безопасности, на предприятиях, для контроля уровня облучения медицинского персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения.
Технические характеристики прибора:
Мощность амбиентной дозы от 0,1 мкЗв/ч до 10 мкЗв/ч
Диапазон рабочих температур -20°С - +55°С
Амбиентная доза от 0,1 мкЗв до 100 мкЗв.
Плотность потока бета-частиц от 10 до 104 част/(мин·см2)
Диапазон энергий:
Предел основной погрешности - 20%.
При включение устанавливается следующее значение пороговых уровней:
Время установления рабочего режима не более 1 минуты.
Средний срок службы не менее 10 лет.
После включения 3-5 секунд идет тестирование.
Источники питания: комплект батарей из 2-х элементов типа ААА или комплект из 2-х аккумуляторных батарей типа ААА с номинальным напряжением 1,2 В.
Устройство прибора:
Дозиметр-радиометр представляют собой микропроцессорный прибор с цифровой индикацией данных.
Принцип действия основан на измерении интенсивности импульсов, генерируемых в газоразрядном счетчике Гейгера-Мюллера под воздействием регистрируемого рентгеновского, альфа- и бета-излучения.
Есть звуковая и визуальная сигнализация превышения пороговых уровней по дозе, мощности дозы и плотности потока.
Меры безопасности:
Требования безопасности при работе с прибором должны соответствовать ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.1.019-79, ГОСТ 12.0.004-79, "Основным санитарным правилам работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87".
Порядок работы с прибором:
Определение основной относительной погрешности измерения мощности дозы проводят с использованием 137Cs в контрольных точках 1-5:
Информация о работе Экспериментальная оценка уровня излучения в воздухе учебных помещений