Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:52, реферат
В работе описан физические свойства звука, как то пределы человеческого звука, виды измерения, виды звуков, и т.д.
Реферат на тему:
«Физические свойства звука».
Звук - это конкретная форма звучания, которая имеет определенную тональность. Именно от сюда идут все различие между, скажем, музыкальным звуком и шумом. Ведь шум в свою очередь - это хаотические колебания.
Основные физические
характеристики звука – частота
и интенсивность колебаний. Они и влияют
на слуховое восприятие людей.
Периодом колебания называется время,
в течение которого совершается одно полное
колебание. Можно привести в пример качающийся
маятник, когда он из крайнего левого положения
перемещается в крайнее правое и возвращается
обратно в исходное положение.
Частота колебаний – это число полных
колебаний(периодов)за одну секунду. Эту
единицу называют герцем (Гц). Чем больше
частота колебаний, тем более высокий
звук мы слышим, то есть звук имеет более
высокий тон. В соответствии с принятой
международной системой единиц, 1000 Гц
называется килогерцем (кГц), а 1.000.000 –
мегагерцем (МГц).
Распределение по частотам: слышимые звуки
– в пределах 15Гц-20кГц, инфразвуки – ниже
15Гц; ультразвуки – в пределах 1,5·104 –
109 Гц; гиперзвуки - в пределах 109 – 1013Гц.
Ухо человека наиболее чувствительно
к звукам с частотой от 2000 до 5000 кГц. Наибольшая
острота слуха наблюдается в возраст 15-20
лет. С возрастом слух ухудшается.
С периодом и частотой колебаний связано
понятие о длине волны. Длиной звуковой
волны называется расстояние между двумя
последовательными сгущениями или разрежениями
среды. На примере волн, распространяющихся
на поверхности воды, - это расстояние
между двумя гребнями.
Звуки различаются также по тембру. Основной
тон звука сопровождается второстепенными
тонами, которые всегда выше по частоте(обертона).
Тембр – это качественная характеристика
звука. Чем больше обертонов накладывается
на основной тон, тем «сочнее» звук в музыкальном
отношении. Понятие тембра можно рассмотреть
на примере певцов. Вспомните - каждый
певец имеет неповторимое звучание своего
голоса, а всё благодаря чему ? Благодаря
уникальному строению своих голосовых
связок и различных резонаторов внутренних
органов (легкие, горло, зубы и так далее),
которые добавляют к "основному"
звучанию (к основному тону) различные
призвуки. Именно голоса с одинаковой
частотой звучат совершенно по-разному.
Так и у гитары (да и у любого струнного инструмента). Во время игры струны звучат не только целиком, но к их звучанию добавляются колебания половины струны, четверти и так далее. Да, эти звуки называются обертонами. Об обертонах мы говорим в статье о Флажолетах в нашем самоучителе.
Ну и осталось сказать только о человеческом слухе. Слух делится на три типа - тембровый, звуковысотный, динамический. То есть некоторые люди воспринимают звуки по-разному. Одни люди больше обращают внимание на громкость звука, другие на его чувствительность и интонацию. Одним из самых полезных для музыканта является - звуковысотный слух. Именно он позволяет улавливать различие между тонами (по сути слышать каждую ноту), тем самым помогая уловить эмоциональную окраску произведения.
Вторая основная
характеристика – амплитуда колебаний.
Это наибольшее отклонение от положения
равновесия при гармонических колебаниях.
На примере с маятником –
Сила звука, или его интенсивность, определяется
количеством акустической энергии, протекающей
за одну секунду через площадь в один квадратный
сантиметр. Следовательно, интенсивность
акустических волн зависит от величины
акустического давления, создаваемого
источником в среде.
С интенсивностью звука в свою очередь
связана громкость. Чем больше интенсивность
звука, тем он громче. Однако эти понятия
не равнозначны. Громкость – это мера
силы слухового ощущения, вызываемого
звуком. Звук одинаковой интенсивности
может создавать у различных людей неодинаковое
по своей громкости слуховое восприятие.
Каждый человек обладает своим порогом
слышимости. Единица измерения - децибелы
(обозначается дБ). При этом если звук увеличивается
в 2-а раза, это значит увеличение громкости
звука на 10 дБ. Чрезмерная громкость звука
вредна для человеческого здоровья, так
вредный порог начинается с 90 дБ, а болезненный
со 130 дБ, при этом звук более 180 дБ уже смертельно
опасен.
Если мы приведем таблицу громкости, то будет видно, что рок-концерты обладают весьма существенной динамикой.
|
От сюда видно, что рок-концерты находятся во вредном диапазоне звучания. Именно поэтому во многих странах действую ограничения на громкость звука. В принципе на концерты мы ходим не каждый день, поэтому организм успешно справляется с таким стрессом.
Звуки очень
большой интенсивности человек
перестаёт слышать и
Чем больше человек занимается музыкой, тем больше у него начинает развиваться музыкальный слух во всех его проявлениях.