Физическая самоорганизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:54, доклад

Краткое описание

Самоорганизация – это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Применение принципа физической самоорганизации в общественных отношениях.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.13 Кб (Скачать)

Вариант 2

 

Физическая самоорганизация

Самоорганизация – это  процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации  могут иметь место только в  системах, обладающих высоким уровнем  сложности и большим количеством  элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный  характер. Физическая упорядоченность  – это увеличение упорядоченности  любых нелинейных физических систем.

Применение принципа физической самоорганизации в общественных отношениях

Принцип крайне привлекательный  внешне. Он исключает насилие, принуждение  членов саморегулируемой и самоорганизованной системы к чему бы то ни было, снимает любые ограничения с форм и способов проявления их воли, исключает регламентацию и контроль над их деятельностью. Добровольность, если вести речь о сообществе дееспособных индивидуумов, возникновения и разрушения связей между элементами такой системы внешне похожа на хаотичность возникновения и разрушения связей в системах с физической самоорганизацией. 

Здесь следует остановиться подробнее, так как в данном случае присутствует как принципиальное сходство, так и принципиальное различие физической и социальной самоорганизации. 

Принципиальное сходство – это соблюдение и в том, и  в другом случаях закона минимизации  расхода энергии. Это означает, что  каждый элемент системы выстраивает  структуру своих связей с другими  элементами исходя из минимизации затрат собственной энергии для поддержания  этих связей. Следовательно, подобная система, при изначально нулевой регламентации взаимоотношений, не имеет механизмов генерации энергии внутри себя. Тем самым она определяет область своего существования или применения – это положение промежуточное между источником энергии и поглотителем энтропии. Исчезновение этих рамок либо одной из них придаст процессу переработки энергии подобной системой характер затухающих колебаний. Которые в зависимости от инерционности системы будут иметь либо несколько, либо одну полуволну затухания. 

Принципиальное различие – это наличие в социальной системе и отсутствие в физической системе самоорганизации элементов, наделенных некоторой внутренней структурной  организацией (сознание, воля, интересы, потребности, способности и т.д.). это приводит к тому, что  в социальной системе исчезает унификация процесса оценки энергетических затрат при организации и разрыве связей. Элемент физической системы обладает каким-либо одним свойством и «расчеты» им своих энергетических затрат осуществляются исходя именно из этого свойства. Они возникают немедленно по возникновении потребности какого-либо из иных элементов системы в использовании этого его свойства и исчезают немедленно по исчезновении подобной потребности. Кроме того, гарантий сохранения подобной связи нет. Любое альтернативное и более привлекательное по энергозатратам предложение реализуется немедленно, исключая утративший актуальность элемент из системы связей. 

Элемент социальной системы  обладает структурой свойств и качеств, и помимо анализа энергетических затрат имеет такое качество как  воображение. И обладая им, он способен отдать предпочтение не той связи, которая  диктуется законом минимизации  энергетических затрат, а той, которая  покажется ему в данный момент более привлекательной. Это не противоречит тому положению, что было приведено  при описании принципиального сходства. Это говорит о том, что социальный элемент привносит с собой в самоорганизующуюся систему принцип субъективизма, который регламентируется на уровне этого элемента, его собственными внутренними установками. При этом у двух соседних социальных элементов регламентация по сходным вопросам может совпадать, а может и не совпадать, и, располагая нерегламентированной свободой волеизъявления, эти элементы могут придти либо к согласию, либо к конфликту. Но системе, чтобы обладать предпосылками к самоорганизации, следует иметь в своем составе достаточно большое (больше двух) количество элементов. Очевидно, что количество возможных вариантов возникновения конфликтов или самостоятельное их разрешение на уровне межличностного общения растет пропорционально количеству элементов и количеству рассматриваемых ими вопросов, то есть, лавинообразно стремится к бесконечности. Количество времени и затрат энергии на разрешение этих внутрисистемных субъектных конфликтов в рамках саморегуляции приведут систему к столь же лавинообразному потреблению энергии извне. Так как в реальной природе источников энергии, обладающих бесконечными запасами энергии, не существует, плюс к этому не существует каналов доставки энергии с бесконечной величиной проходимости, то подобная система начинает испытывать дефицит энергии. Разница между потребностью равной бесконечности и любой конечной величиной стремится к бесконечности. Следовательно, подобная система теряет одного из своих соседей – источник энергии, который в данной ситуации бесконечно мал по сравнению с потребностью. Таким образом, жизнедеятельность подобной системы приобретает характер затухающий, а сама система неизбежно погибает. 

 

 

Избежать летального исхода система может в трех случаях:

  1. Сократив количество элементов, обладающих свободой собственной воли
  2. Регламентировав порядок проявления свободного волеизъявления или исходя из накопленного опыта, порядок разрешения межсубъектных конфликтов
  3. Регламентировав порядок и количество расходования энергии внутри системы

В первом случае система  перестает быть социальной, так как  большинство ее элементов либо перестали  физически существовать, либо перестали  обладать собственной волей и  поэтому перестали быть социальными, перейдя в категорию физических элементов.

Во втором и третьем  случае система утрачивает ключевое свойство самопроизвольной организации - нерегламентируемость, и начинает развиваться далее по совершенно иным законам. 

Даже фрагментарные на сегодняшний день включения физической самоорганизации на уровне сообществ  людей, например, некоторые формы  трудовой организации уничтожают человека как носителя воли. Самоорганизация  в рамках производственной деятельности это временный творческий коллектив, либо сетевой маркетинг, если говорить о товарно-денежных отношениях, к этому же относятся различные пирамиды.

То есть можно в данном случае наблюдать парадокс физической самоорганизации — чем ниже уровень регламентации экономических отношений в обществе (стремление к самоорганизации и самоуправлению), тем ниже уровень личной свободы волеизъявления членами этого общества. 

 

Допущения самоорганизации:

  1. Наличие достаточно большого количества субъектов, готовых к подобным отношениям, те самые «новые люди», которые, согласно теории, могут осуществлять эти отношения, причем не в рамках декларации или определенного рода регламентации, а по своим природным, внутренним качествам; 
  2. Наличие неденежного, но универсального (унифицированного) эквивалента социальной энергии индивидуума. Этот эквивалент необходим для поддержания некоего уровня справедливости в обществе. Иначе, при отсутствии подобного эквивалента, как и в случае с саморазрешением конфликтов в рамках динамической системы, описанном выше, количество времени и энергии, потребное для сравнительного анализа вклада-потребления субъекта в рамках системы, также будет стремиться к бесконечности. А это уже регламентация, которая при своем появлении уничтожает принцип физической самоорганизации. 

 

 Невозможно в этих условиях реализовать принципы физической самоорганизации, что абсолютно не означает отказ  от поиска каких-либо иных форм и способов самоорганизации субъектов, помещенных в эти условия.


Информация о работе Физическая самоорганизация