Внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Оглавление

Введение
1. Общие положения о внебюджетных фондах
1.1 Экономическая природа внебюджетных фондов
1.2 История формирования внебюджетных фондов
2. Социальные внебюджетные фонды
2.1 Характеристика пенсионного фонда
2.1.1 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
2.1.2 Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ
2.1.3 Перспективы развития пенсионной системы РФ
2.2 Характеристика фонда обязательного медицинского страхования
2.2.1 Характеристика фондов обязательного медицинского страхования, их правовой статус
2.2.2 Перспективы развития здравоохранения
2.3 Характеристика фонда социального страхования
2.3.1 Общие положения о Фонде социального страхования РФ
2.3.2 Формирование средств Фонда социального страхования РФ
2.3.3 Расходование средств Фонда социального страхования РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курсовая по фин праву.docx

— 209.83 Кб (Скачать)

До настоящего времени  без движения остается процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в  связи с особыми условиями  труда. Проект Федерального закона «Об  обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» был  принят в первом чтении Государственной  Думой в 2002 г. и с тех пор  не рассматривался. Результатом такого состояния является финансирование льготных пенсий за счет общей массы  страховых взносов по обязательному  пенсионному страхованию, хотя такие  расходы не учтены в размерах этих взносов.

На основе всестороннего  анализа состояния пенсионной системы  объединение НПФ Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) выработало следующий ряд  предложений по ее совершенствованию.

Из структуры единого  социального налога должны быть исключены  перечисления в федеральный бюджет на финансирование базовой части  трудовой пенсии (в настоящее время - 6% от заработной платы без учета  регрессивной шкалы). Финансирование базовых  пенсий, которое уже сейчас в значительной мере осуществляется за счет дополнительных отчислений из Федерального бюджета, должно быть полностью возложено на бюджет. Часть единого социального налога в размере 3% от фонда заработной платы, ранее направлявшаяся в бюджет, в этом случае может быть направлена на увеличение тарифа страховых взносов, используемых для финансирования страховой  части трудовых пенсий, а остальная  часть (также в размере 3%) – на стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Если же работники откажутся  от использования такого механизма, то эта часть налога будет по-прежнему уплачиваться в федеральный бюджет.

С целью повышения заинтересованности населения в формировании своих  пенсионных накоплений необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также  государственное стимулирование более  активного участия граждан и  работодателей в добровольном пенсионном обеспечении.

Предлагается следующая  организация системы дополнительного  пенсионного обеспечения: работник имеет право добровольно платить  взносы в НПФ в размере до 3% своей заработной платы, а на работодателя возлагается обязанность уплачивать такую же сумму в пользу этого  работника в тот же НПФ. Платеж работодателя принимается в зачет  оставшейся доли единого социального  налога в размере 3% фонда оплаты труда.

Предлагаемый институт позволяет  сочетать добровольность для работника  и обязательность для работодателя (после выбора работником участия  в дополнительном пенсионном обеспечении) платежей на формирование дополнительной пенсии.

При реализации дополнительного  пенсионного обеспечения происходит вовлечение работников в формирование собственной пенсии, поступление  средств в пенсионную систему увеличивается за счет отчислений самих работников. При этом на начальном периоде уменьшается выпадающая часть доходов федерального бюджета, поскольку, пока не все работники выбрали систему дополнительного пенсионного обеспечения, вторая часть единого социального налога (3% от фонда оплаты труда) за работников, не сделавших такой выбор, будет направляться в бюджет на финансирование базовой пенсии.

Одновременно должны быть приняты меры по повышению уровня контроля со стороны государства  за соблюдением требований законодательства участниками системы дополнительного  пенсионного обеспечения. Целесообразно  также создание системы гарантирования пенсионных сбережений граждан, – как  в отношении обязательного пенсионного  страхования и дополнительного  пенсионного обеспечения, так и  в части негосударственного пенсионного  обеспечения.

Необходимым дальнейшее развитие накопительной части трудовой пенсии, для чего должно быть реализовано  намеченное на 2009 г. увеличение размера  отчислений на финансирование накопительной  части трудовой пенсии с 4 до 6%.

Вместе с тем необходимо существенно повысить уровень организационной  и разъяснительной работы в области  пенсионной реформы, добиваясь такого положения, чтобы каждый участник обязательного  накопительного пенсионного страхования  реально высказал свое мнение о порядке  инвестирования его пенсионных накоплений.

Введение системы дополнительного  пенсионного обеспечения позволит несколько снизить остроту проблемы так называемых "молчунов" (застрахованных лиц, которые не желают активно управлять  своими пенсионными накоплениями путем  их перевода в НПФ или передачи в частные управляющие компании), поскольку в процессе его реализации застрахованные лица получат больший  объем информации о накопительной  пенсионной системе вообще и о  работе НПФ в частности, что облегчит для них выбор негосударственных пенсионных фондов.

В части повышения эффективности  инвестирования пенсионных накоплений граждан НАПФ считает необходимым  расширить инструментарий для инвестирования пенсионных накоплений и пенсионных резервов.

В части совершенствования  финансовых потоков в пенсионной системе необходимо совершенствовать администрирование страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной  части трудовой пенсии. Для этого  следует реализовать прямое ежемесячное  направление этих средств, а также  средств дополнительного пенсионного  обеспечения в адрес страховщиков (НПФ). С целью повышения эффективности  контроля за прохождением средств отчетность по этим средствам должна поступать в Пенсионный фонд РФ с двух сторон: и от работодателя, перечисляющего средства, и от страховщика, получившего эти средства. Введение такого порядка перечисления средств позволит существенно повысить эффективность инвестирования пенсионных накоплений.

Важнейшим условием поступательной реализации пенсионной реформы является формирование пенсионной культуры населения, повышение уровня его осведомленности  о ходе и задачах реформы. С  этой целью необходима разработка серии  информационных кампаний, целевым образом  ориентированных на различные группы населения, например: бюджетная поддержка  издания популярного журнала, посвященного пенсионной тематике; запуск на ведущих телеканалах, введение соответствующих учебных курсов в средних школах и т.п.

Позиция НАПФ по имеющимся  проблемам в пенсионной сфере  и мерам их решения совпадает с взглядами объединения работодателей – Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Представители РСПП неоднократно высказывались за введение дополнительной накопительной пенсии на принципе добровольности для застрахованных лиц и обязательности для работодателей, формируемой в порядке, аналогичном предложенному НАПФ.

 

2.2 Характеристика  фонда обязательного медицинского  страхования 

 

2.2.1 Характеристика  фондов обязательного медицинского  страхования, их правовой статус

Медицина – область  науки и лечебной практики, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение  болезней. Понятие медицины связано  с понятием здравоохранения.

Здравоохранение – система  государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению  жизни человека. Здравоохранение  в СССР было организовано на высоком  уровне, на принципах бесплатной и  общедоступной медицинской помощи и профилактическом направлении  медицины. За годы Советской власти в России (1918–1990) создана материально-техническая  база здравоохранения, развернута сеть больниц и амбулаторно-поликлинических  учреждений (поликлиник, диспансеров, профилакториев), создана санитарно-эпидемиологическая служба, сеть учреждений для оказания специализированной медицинской помощи (родильные дома и др.). В России и других республиках СССР ликвидированы  особо опасные инфекции (оспа, туберкулез и др.). Значительно снизилась  заболеваемость инфекционными болезнями, снизилась общая детская и  материнская смертность, увеличилась  продолжительность жизни людей. Здравоохранение представляло собой  регламентируемые государством мероприятия  преимущественно в области противоэпидемиологической  работы. На промышленных предприятиях, в совхозах, в сельских населенных пунктах были созданы здравпункты (врачебные, фельдшерские) для оказания первой врачебной помощи при внезапных  заболеваниях.

В стране бурно развивалась  медицинская наука. Для подготовки специалистов по медицине в столице  и в ряде городов России были созданы  медицинские высшие учебные заведения.

Политические и экономические  разрушительные реформы в России коснулись и здравоохранения, его  материально-технической базы. Бесплатное медицинское обслуживание пошло  на сокращение, стало увеличиваться  платное медицинское обслуживание.

Реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области. Сократилась продолжительность  жизни людей в России. Так, средняя  продолжительность в России жизни  мужчин в 1990 году была 63,9 года, в 2000 году она сократилась до 58,9, что на 3 года меньше, чем в Индии и  на 13 лет меньше, чем в Финляндии, на 5 лет меньше, чем было в России в 1990 году.

Средняя продолжительность  жизни женщин в 1990 году в России была 74,2 года, в 2000 году – уже 72,4 года. По данным Госкомстата России, численность безработных в 1992 г. была 3,8 млн человек, в 1999 г. – 9,1 млн человек, что составляет 15% экономически активного населения.

Возросла заболеваемость населения, появились ранее не известные  для населения России болезни (СПИД, новообразования, болезни крови, облучения). Снизилась рождаемость, увеличилась  смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

Медицинское страхование  является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины.

Медицинское страхование  ставит целью гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая (т.е. заболевания) получение медицинской  помощи за счет накопленных государственных  средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование  в Российской Федерации введено  в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании  граждан РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные  основы заинтересованности и ответственности  как самого застрахованного, так  и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан, поэтому  и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования.

Обязательное медицинское  страхование является всеобщим для  населения Российской Федерации.

Объектом медицинского страхования  служит страховой риск, связанный  с затратами на оказание медицинской  помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления  медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования.

В соответствии с Законом  РФ «О медицинском страховании граждан  в РСФСР», вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются  фонды обязательного медицинского страхования:

·  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

·  территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Правовой базой этих фондов является: Положение, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от Т24 февраля 1993 г. № 4543-1.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования является юридическим лицом. Он подотчетен Правительству  РФ. Средства Фонда находятся в  государственной собственности. Фонд работает на основе Устава.

Устав Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  утвержден постановлением Правительства  РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Руководство деятельностью  Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией  во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением).

Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия.

Отчеты о доходах и  расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а  затем в Государственную Думу.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:

1) финансовое обеспечение  установленных Законом РФ прав  граждан на медицинскую помощь  за счет средств обязательного  медицинского страхования;

2) обеспечение реализации  Закона «О медицинском страховании  граждан РФ»; достижение социальной  справедливости и равенства всех  граждан в системе обязательного  медицинского страхования;

3) обеспечение финансовой  устойчивости системы медицинского  страхования;

4) аккумуляция финансовых  средств Федерального фон да  медицинского страхования;

5) финансирование целевых  программ.

Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных  фондов по финансированию программ обязательного  медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов  (отчислений) хозяйствующих субъектов  и иных организаций на обязательное  медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;

2) ассигнований из федерального  бюджета на выполнение федеральных  целевых программ в рамках  обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов  юридических и физических лиц;

4) доходов от использования  временно свободных финансовых  средств;

5) поступлений из иных  источников, не запрещенных законодательством  РФ.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются  по решению органов государственной  власти субъекта РФ. Положение о  территориальных фондах обязательного  медицинского страхования утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться  филиалы.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ