Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:20, контрольная работа

Краткое описание

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.
Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие государственного долга и системы управления государственным долгом 4
2 Методы управления государственным долгом 7
3 Анализ существующей практики управления государственным долгом Российской Федерации 9
3.1 Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации 10
3.2 Управление государственным внешним долгом Российской Федерации 10
4 Недостатки существующей системы управления государственным долгом Российской Федерации 14
5 Совершенствование системы управления государственным долгом 16
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Фин право тема 105.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Внешние долговые обязательства  российских банков выросли на 12,6 млрд. долларов США и на 1 июля 2012 года составили 175,4 млрд. долларов США.

Удельный вес долга  кредитных организаций в структуре  внешних заимствований российской экономики составил 31%.[4, с.85]

Обязательства прочих секторов увеличились на 8,2 млрд. долларов США до 344,9 млрд. долларов США (60% совокупного внешнего долга). В структуре долга корпораций превалировала ссудная задолженность – 68% (235,6 млрд. долларов США), обязательства по межфирменным кредитам составляли 26% (89,3 млрд. долларов США).

Рис. 2. Структура внешнего долга частного сектора Российской Федерации (по состоянию на 1 июля 2012 года)

Внешняя задолженность, номинированная в иностранной валюте, составила 76% (432,6 млрд. долларов США), в российских рублях - 24% долга (140,1 млрд. долларов США). В срочной структуре долга преобладали долгосрочные обязательства – 86% (493,4 млрд. долларов США), на краткосрочный долг приходилось 14% (79,3 млрд. долларов США).

Рис. 3. Краткосрочные и долгосрочные иностранные обязательства Российской Федерации в распределении по секторам экономики

(млрд. долларов США)

На 1 июля 2012 года согласно международным критериям  задолженность Российской Федерации считалась низкой: отношение внешнего долга к ВВП снизилось до 30 % (в сопоставимом периоде 2011 года –32%5), к экспорту товаров и услуг – до 96% (106%).

 

4 Недостатки существующей системы управления государственным долгом Российской Федерации

 

Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся  в России системы управления государственным  долгом является то, что упомянутая система:

  1. недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
  2. не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению;
  3. носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер. В действующей системе управления долгом отсутствует:
    1. Четкое законодательное закрепление разделения компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом.
    2. Законодательное закрепление полномочий Правительства Российской Федерации по проведению полного спектра операции в области управления государственным долгом.
    3. Детализированный учет долговых обязательств.
    4. Координация долговой политики государства с политикой в области управления золотовалютными резервами я процентной политикой Банка России
    5. Открытая, регулярная и адекватная отчетность о государственном долге.
    6. Система учета и регистрации субфедеральпых, региональных и муниципальных заимствований, а также анализа заимствований негосударственного сектора экономики.
    7. Единый орган, уполномоченный осуществлять заимствования от имени Правительства. [7, с.63]

 

5 Совершенствование системы управления государственным долгом

Упомянутые  выше проблемы и недостатки действующей системы управления государственным долгом обуславливают необходимость реформирования системы управления государственным долгом с целью создания единой эффективной и интегрированной системы, а также пересмотра принципов ее функционирования с учетом мирового опыта и особенностей текущего положения страны.

Достижение  целей по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга па экономически безопасном уровне возможно при выполнении системой управления государственным долгом следующих задач:

  • повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;
  • дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы;
  • оптимизация структуры государственного долга Российской Федерации;
  • сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
  • обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
  • развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.

Упомянутые  задачи могут быть реализованы только в случае создания и совершенствования следующих элементов системы управления государственным долгом:

  1. совершенствование правовых основ в области управления долгом;
  2. создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом;
  3. создание единой системы учета государственного долга и единой базы данных, по учету государственного долга;
  4. создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового анализа долговых операции и заимствований;
  5. формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;
  6. совершенствование механизмов взаимодействия системы управления долгом с системой кассового управления средствами бюджета;
  7. создание системы и механизмов взаимодействия, включая межведомственные и внутриведомственные процедуры управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами;
  8. создание системы учета в секторе государственного управления, основанной на принципе начисления.
  9. внедрение интегрированной системы по аналитическому учету субфедеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.
  10. Организационная структура системы управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти

Реформирование  системы управления государственным  долгом Российской Федерации должно предусматривать четкое определение  функций органов государственной власти в области управления долгом и порядок их взаимодействия. [1, с.45]

Функции органов  и ветвей государственной власти в области управления государственным  долгом должны распределяться следующим  образом:

    • Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу;
    • Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного долга я предел государственных внутренних и внешних заимствований;
    • Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и активами, утверждает стратегию -в области управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и параметры заимствований, включая программу государственных заимствований.
    • Центральный банк Российской Федерации на стадии разработки и реализации стратегии в области управления государственным долгом согласует Минфину России вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления внутренних и внешних заимствований;
    • Министерство финансов Российской Федерации от имени Правительства Российской Федерации осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утверждаемую Правительством долговую стратегию, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, источников покрытия дефицита федерального бюджета и планируемых расходов на обслуживание государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и муниципальном уровне, а также заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет обслуживание и погашение государственного долга;
    • Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации участвует в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.
    • специализированная организация- Федеральное агентство по управлению государственным долгом, осуществляющее по поручению Министерства финансов Российской Федерации отдельные функции по управлению государственны<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__

Информация о работе Управление государственным долгом