Внешние долговые обязательства
российских банков выросли на 12,6 млрд.
долларов США и на 1 июля 2012 года составили
175,4 млрд. долларов США.
Удельный вес долга
кредитных организаций в структуре
внешних заимствований российской
экономики составил 31%.[4, с.85]
Обязательства прочих секторов
увеличились на 8,2 млрд. долларов США до
344,9 млрд. долларов США (60% совокупного
внешнего долга). В структуре долга корпораций
превалировала ссудная задолженность
– 68% (235,6 млрд. долларов США), обязательства
по межфирменным кредитам составляли
26% (89,3 млрд. долларов США).
Рис. 2. Структура внешнего долга частного
сектора Российской Федерации (по состоянию на
1 июля 2012 года)
Внешняя задолженность, номинированная
в иностранной валюте, составила
76% (432,6 млрд. долларов США), в российских
рублях - 24% долга (140,1 млрд. долларов США).
В срочной структуре долга преобладали
долгосрочные обязательства – 86% (493,4 млрд.
долларов США), на краткосрочный долг приходилось
14% (79,3 млрд. долларов США).
Рис. 3. Краткосрочные и долгосрочные
иностранные обязательства Российской
Федерации в распределении по секторам
экономики
(млрд.
долларов США)
На 1 июля 2012 года
согласно международным критериям
задолженность Российской Федерации считалась
низкой: отношение внешнего долга к ВВП
снизилось до 30 % (в сопоставимом периоде
2011 года –32%5), к экспорту товаров и услуг
– до 96% (106%).
4 Недостатки существующей
системы управления государственным долгом
Российской Федерации
Одними из наиболее
существенных недостатков формирующейся
в России системы управления государственным
долгом является то, что упомянутая
система:
- недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
- не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению;
- носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер. В действующей системе управления долгом отсутствует:
- Четкое законодательное закрепление разделения компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом.
- Законодательное закрепление полномочий Правительства Российской Федерации по проведению полного спектра операции в области управления государственным долгом.
- Детализированный учет долговых обязательств.
- Координация долговой политики государства с политикой в области управления золотовалютными резервами я процентной политикой Банка России
- Открытая, регулярная и адекватная отчетность о государственном долге.
- Система учета и регистрации субфедеральпых, региональных и муниципальных заимствований, а также анализа заимствований негосударственного сектора экономики.
- Единый орган, уполномоченный осуществлять заимствования от имени Правительства. [7, с.63]
5 Совершенствование
системы управления государственным долгом
Упомянутые
выше проблемы и недостатки действующей
системы управления государственным долгом
обуславливают необходимость реформирования
системы управления государственным долгом
с целью создания единой эффективной и
интегрированной системы, а также пересмотра
принципов ее функционирования с учетом
мирового опыта и особенностей текущего
положения страны.
Достижение
целей по сокращению стоимости обслуживания
государственного долга и по сохранению
объема государственного долга па экономически
безопасном уровне возможно при выполнении
системой управления государственным
долгом следующих задач:
- повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;
- дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы;
- оптимизация структуры государственного долга Российской Федерации;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
- развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.
Упомянутые
задачи могут быть реализованы только
в случае создания и совершенствования
следующих элементов системы управления
государственным долгом:
- совершенствование правовых основ в области управления долгом;
- создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом;
- создание единой системы учета государственного долга и единой базы данных, по учету государственного долга;
- создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового анализа долговых операции и заимствований;
- формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;
- совершенствование механизмов взаимодействия системы управления долгом с системой кассового управления средствами бюджета;
- создание системы и механизмов взаимодействия, включая межведомственные и внутриведомственные процедуры управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами;
- создание системы учета в секторе государственного управления, основанной на принципе начисления.
- внедрение интегрированной системы по аналитическому учету субфедеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.
- Организационная структура системы управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти
Реформирование
системы управления государственным
долгом Российской Федерации должно
предусматривать четкое определение
функций органов государственной власти в области управления
долгом и порядок их взаимодействия. [1,
с.45]
Функции органов
и ветвей государственной власти
в области управления государственным
долгом должны распределяться следующим
образом:
- Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу;
- Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного долга я предел государственных внутренних и внешних заимствований;
- Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и активами, утверждает стратегию -в области управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и параметры заимствований, включая программу государственных заимствований.
- Центральный банк Российской Федерации на стадии разработки и реализации стратегии в области управления государственным долгом согласует Минфину России вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления внутренних и внешних заимствований;
- Министерство финансов Российской Федерации от имени Правительства Российской Федерации осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утверждаемую Правительством долговую стратегию, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, источников покрытия дефицита федерального бюджета и планируемых расходов на обслуживание государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и муниципальном уровне, а также заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет обслуживание и погашение государственного долга;
- Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации участвует в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.
- специализированная организация- Федеральное агентство по управлению государственным долгом, осуществляющее по поручению Министерства финансов Российской Федерации отдельные функции по управлению государственны<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__