Сущность и функции финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:04, реферат

Краткое описание

В условиях возникновения рыночных отношений при управлении обществом активно используются такие экономические рычаги, как финансы, деньги, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования. Поэтому изучение курса «Финансовое право» традиционно начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и функции финансов 5
Понятие финансов 5
Функции финансов 6
Сущность и функции финансовой системы 8
Понятие финансовой системы 8
Состав и структура финансовой системы 10
Заключение 15
Библиографический список

Файлы: 1 файл

фин право.docx

— 28.09 Кб (Скачать)

      Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

      Финансовая  система состоит из трёх основных элементов:

      1. совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений (собственно  финансовая система в узком  понимании);

      2. совокупность создаваемых в каждом  звене денежных фондов;

      3. система финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура  финансовой системы), или финансовая  система с точки зрения управления  финансами. 

      Финансовая  система - 1) вся совокупность звеньев  и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

      Первая  сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство  собирает и расходует средства называется государственные финансы.

      Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

      Третья  сфера - прочие финансы (в том числе  финансы страхования).

      Звенья  первой сферы:

      1. Федеральный бюджет;

      2. Внебюджетные фонды (денежные  средства, которые концентрируются  в руках неправительственных,  но государственных организаций):

      Пенсионный  фонд;

      Фонд  социального обеспечения (концентрирует  деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);

      Фонд  обязательного медицинского страхования.

      Правительство стремится распоряжаться этими  фондами, так как в них оседают  колоссальные средства, которые правительство  может использовать для своих  целей.

      3. Государственный кредит 

      Звенья  второй сферы (финансы предприятий):

      1) финансы предприятий, функционирующих  на коммерческих началах;

      2) финансы учреждений и организаций,  которые осуществляют некоммерческую  деятельность;

      3) финансы общественных объединений  (профсоюзов, политических партий, общественных  фондов);

      Страхование - специфическая сфера, которая имеет  свои звенья:

      1) Социальное страхование;

      2) Личное страхование;

      3) Имущественное страхование;

      4) Страхование ответственности;

      5) Страхование предпринимательских  рисков.

      Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

      Финансовые  системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными  государственными структурами и  организационно - правовыми формами.

      В целом, вся система финансов состоит  из двух укрупненных подсистем (сфер):

      - государственных и муниципальных финансов

      - финансов хозяйствующих субъектов.

      Как уже говорилось ранее, классификационным  признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием  имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

      Так, непосредственно участники общественного  воспроизводства, организации и  граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, производят товары и  занимаются оказанием услуг. Для  осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые  обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.

      Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

      Каждая  сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

      Группировка финансовых отношений внутри сферы  субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для  нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных  и других общественно необходимых  благах.

      Такие организации не преследуют цель получения  прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для  осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние  на состав финансовых отношений, участниками  которых являются такие организации.

      Участниками товарного производства также выступают  ПБЮЛ (предприятия без образования  юридического лица). Под деятельностью  таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг, лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законе порядке.

      Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:

      - финансы коммерческих организаций;

      - финансы некоммерческих организаций;

      - финансы ПБЮЛ.

      Сфера финансов государственные и муниципальные  финансы состоит из двух звеньев:

      - финансы государственного бюджета;

      - финансы внебюджетных фондов.

      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 

      Заключение 

      Все финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы: государственные  финансы, за счет которых реализуются  функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне; и финансы хозяйствующих  субъектов, используемые для обеспечения  расширенного воспроизводства денежными  средствами на микроуровне и для  реализации интересов собственников  предприятий.

      Государственный бюджет - основное средство перераспределения  национального дохода. Через это  звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются  крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом  отношении общегосударственные  расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы. Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

      Основными доходами государственного бюджета  выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы  его доходов. За государственным  бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные  налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

  Библиографический список 

      1. Бюджетный кодекс РФ

      2. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 543 с.

      3. Киреев В.Л. Совершенствование бюджетного процесса в РФ // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 4. - С.31-40.

      4. Любимцев Ю. На пути к инновационной эволюции финансовой системы РФ // Экономист. - 2009. - №12. - С.3-15.

      5. Русанова О.М. Различные подходы к построению финансовой системы РФ // Финансы и кредит. - 2008. - № 48. - С.24-32.

      6. Сайт Министерства финансов Российской Федерации http://minfin.ru/

Информация о работе Сущность и функции финансовой системы