Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:38, контрольная работа
Краткое описание
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права.
Оглавление
Введение 3 1. Понятие субъекта финансового права 4-7 2. Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права 7-11 3. Муниципальные образования как субъекты финансового права 12-13 4. Коллективные субъекты финансового права 13-18 5. Индивидуальные субъекты финансового права 19-23 6. Список использованной литературы 24
В соответствии с Законом РФ
о государственном внутреннем
долге7 субъекты РФ имеют
право на выпуск долговых обязательств,
которые обеспечиваются казной субъекта
РФ.
Российская Федерация и субъекты
РФ, являясь субъектами финансового
права, вступают в конкретные
финансовые правоотношения. В этом
случае они становятся субъектами
этих финансовых правоотношений
и выступают в лице определенных
государственных органов.
Рис. 1. Российская Федерация
как субъект финансового права
3. Муниципальные
образования как субъекты финансового
права
В число общественно-территориальных
образований включаются муниципальные
образования. Понятие муниципального
образования дано в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 12 августа
1995 г.: муниципальное образование — это
население определенной территории (города,
села, нескольких поселений, иной территории),
в пределах которой осуществляется местное
самоуправление.
Муниципальное образование является
субъектом финансового права
в отношении прав: формирования
и исполнения местного бюджета;
установления местных налогов
и сборов; выпуска муниципальных займов,
а также взаимосвязанных с этими правами
обязанностей и прав.
Кроме того, согласно ст. 139 и 141
БК РФ, а также ФЗ «О финансовых
основах, местного самоуправления
в Российской Федерации»8 из бюджета субъекта
РФ местному бюджету выделяются: а) средства
из фонда финансовой поддержки муниципальных
образований; б) субвенции и иные формы
помощи, предусмотренные бюджетным законодательством
субъекта РФ, Соответственно, муниципальное
образование является субъектом финансового
права в отношении прав на получение вышеназванных
финансовых ресурсов.
Во всех вышеперечисленных случаях муниципальные
образования (т.е. население), являясь субъектом
финансового права, выступают в финансовых
правоотношениях в лице представительных
и соответствующих исполнительных органов
местного самоуправления.
Муниципальное
образование является субъектом
финансового права и в отношении
права населения соответствующей
территории непосредственно принимать
решения о разовых добровольных сборах
средств граждан в соответствии с уставом
муниципального образования, а также в
отношении права собраний (сходов) граждан
осуществлять полномочия представительных
органов местного самоуправления.
Эти
права муниципального образования записаны
в ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», а также в ст. 8 ФЗ «О финансовых
основах местного самоуправления в Российской
Федерации».
Рис.2 – Муниципальное
образование как субъект финансового
права
4. Коллективные
субъекты финансового права
Большой круг субъектов финансового права
составляют коллективные субъекты. Под
коллективными субъектами финансового
права, следует понимать организованные,
обособленные, самоуправляемые группы
людей, наделённые финансовыми правами
выступать в отношениях с другими субъектами
персонифицированно как единое целое.
К коллективным
субъектам финансового права
относятся:
г) организации (предприятия,
бюджетные учреждения).
Основанием для признания органов
государственной власти субъектами
финансового права является наличие
у них компетенции в области, финансовой
деятельности государства. Коллективными
субъектами финансового права являются
представительные и исполнительные органы
государственной власти.
Органы государственной
власти, являясь коллективными субъектами
финансового права, выступают, в качестве
уполномоченных государством органов.
Будучи наделены государством компетенцией
в сфере его финансовой деятельности,
они находятся в постоянно длящихся отношениях
с государством, где уполномочены выражать
государственную волю в установленных
им пределах.
В круг
представительных и исполнительных
органов государственной власти в качестве
субъектов финансового права входят органы
как федерального, так и регионального
уровня, а органов исполнительной власти
— органы общей и специальной компетенции.
Представительные
органы государственной власти выступают
коллективными субъектами финансового
права, осуществляя государственный финансовый
контроль через свои комиссии и комитеты.
На федеральном уровне в ведении Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, находится
Контрольно-бюджетный комитет, наделенный
этой, функцией. Государственный финансовый
контроль проводится и через Комитет по
бюджету, налогам, банкам и финансам. Во
всех остальных случаях осуществления
финансовой деятельности государства
(рассмотрение, утверждение бюджетов и
отчетов об их исполнении и т.д.) представительные
органы государственной власти выступают
не как коллективные субъекты финансового
права, а от лица государства как субъекта
финансового права.
Исполнительные
органы государственной власти
общей компетенции выступают в качестве
коллективных субъектов финансового права
в отношении права составления проектов
бюджетов и их исполнения. Проект федерального
бюджета составляется Правительством
РФ, а проект бюджета субъекта РФ — соответствующим
органом исполнительной власти субъекта
РФ9.
Исполнительные органы государственной
власти специальной компетенции являются
коллективными субъектами финансового
права в отношении самых различных правомочий
в области финансовой деятельности государства,
составляющих их компетенцию. В числе
этих органов: Министерство Финансов РФ
и финансовые органы субъектов РФ, Федеральное
казначейство, Министерство по налогам
и сборам РФ, Государственный таможенный
комитет РФ и т.д.
К коллективным субъектам финансового
права относятся органы судебной
власти. Согласно ст. 25 НК РФ они
выступают в качестве
сборщиков налогов и сборов, т.е. лиц, принимающих
от плательщиков налоги и сборы и перечисляющих
их в бюджет.
К коллективным субъектам финансового
права относится Центральный банк РФ. Центральный
банк РФ является органом, осуществляющим
финансовую деятельность государства.
Поэтому он обладает компетенцией в сфере
финансов и является субъектом финансового
права. Центральный банк РФ является участником
отношений в сфере финансов, когда получает
из федерального бюджета средства на затраты
по размещению, выплате доходов и погашению
долговых обязательств РФ. Являясь субъектом
финансового права в отношении обязанности
по перечислению в бюджет части прибыли,
в отношении права на получение из бюджета
средств на обслуживание государственного
внутреннего долга, он обладает не компетенцией,
а правосубъектностью юридического лица10.
К коллективным субъектам финансового
права относятся коммерческие
банки, выступающие в качестве юридических
лиц, наделенных государством властными
полномочиями в сфере государственных
финансов.
В соответствии со ст. 77 БК РФ11 государственные
и муниципальные предприятия являются
коллективными субъектами финансового
права, так как способны приобрести право
на получение бюджетных кредитов на условиях
как возмездных, так и безвозмездных.
Казенные предприятия следует считать
субъектами финансового права в отношении
обязанности направления свободного остатка
прибыли в доход федерального бюджета.
Коллективным субъектом финансового
права является государственное унитарное предприятие,
основанное на праве хозяйственного ведения
в отношении обязанности по перечислению
в бюджет доли прибыли от использования
имущества, находящегося в хозяйственном
ведений предприятия. Эта обязанность
предприятия производна от права собственности
на получение части прибыли предприятия,
зафиксированного в ст. 295 ГК РФ, и на практике
возникает главным образом у некоторых
федеральных государственных унитарных
предприятий.
Организации являются субъектами финансового
права и в отношении обязанности по уплате
налогов, сборов, а также производных от
нее обязанностей и прав, зафиксированных
в ст. 23 и 24 НК РФ. Их правосубъектность
в этом случае определена качеством юридического
лица и наличием вида предпринимательской
деятельности, доходов или имущества,
которые указаны в законодательстве для
этих субъектов.
Организации являются коллективными субъектами
финансового права, выступая в качестве
налоговых агентов. Согласно п.2 ст. 9, 24
НК (РФ налоговыми агентами признаются
организации, на которые возложены обязанности
по исчислению, удержанию у налогоплательщика
и перечислению в соответствующий бюджет
(внебюджетный фонд) налогов. Финансовая
правосубъектность организаций как налоговых
агентов существует в отношении их обязанностей,
зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также
прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики
(ст. 21 НК РФ). В числе обязанностей налоговых
агентов следующие: 1) правильно и своевременно
исчислять, удерживать из денежных средств,
выплачиваемых налогоплательщикам, и
перечислять в бюджет (внебюджетные фонды)
соответствующие налоги; 2) в течение одного
месяца письменно сообщать в налоговый
орган по месту своего учета о невозможности
удержать налог у налогоплательщика и
о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам
доходов, удержанных и перечисленных в
бюджеты (внебюджетные фонды) налогов,
в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту
своего учета документы; необходимые для
осуществления контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления
налогов.
Коллективными субъектами финансового
права должны признаваться организации,
в обязанность которых
входит представление в налоговые органы
информации; необходимой для исчисления
налогов, а также выполнения некоторых
других операций: Перечень этих организаций
дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать
налоговые органы обязаны: 1) органы, регистрирующие
организации и физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица; 2) органы,
регистрирующие физических лиц по месту
жительства либо рождения и смерти; 3) органы,
регистрирующие недвижимое имущество,
являющееся объектом налогообложения;
4) органы опеки и попечительства, воспитательные,
лечебные учреждения, учреждения социальной
защиты населения и проч., которые осуществляют
опеку, попечительство или управление
имуществом подопечного; 5) органы» уполномоченные
совершать нотариальные действия в отношении
нотариального удостоверения права на
наследство и договоров дарения; 6) органы,
выдающие лицензии, свидетельства и иные
подобные документы физическим лицам,
осуществляющим на свой риск деятельность,
направленную на систематическое получение
дохода от оказания платных услуг.
В круг этих же субъектов
финансового права включаются и банки,
которые в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны
сообщать в налоговые, органы об открытии
или закрытии счета организации, индивидуального
предпринимателя; Кроме того, банки являются
коллективными субъектами финансового
права и в отношении обязанностей по приостановлению
операций по счетам налогоплательщиков
и взысканию налогов и сборов по решению
налогового органа; Эти обязанности
банков установлены в ст. 60 и 76 НК РФ.
Рис. 3 – Коллективные
субъекты финансового права
5. Индивидуальные
субъекты финансового права
Индивидуальными субъектами финансового
права являются физические лица,
выступающие как граждане, иностранные
граждане и лица без гражданства.
Очень редко индивидуальными
субъектами финансового права являются
должностные лица.
Граждане, иностранные граждане и лица без
гражданства выступают индивидуальными
субъектами финансового права главным
образом, в отношении их обязанностей
по уплате налогов и сборов, а также в отношении
их обязанностей как налоговых агентов.
Так, в соответствии с действующим законодательством
физические лица являются субъектами
в отношении обязанности по уплате подоходного
налога, налога на наследование или дарение,
взносов в некоторые государственные
социальные внебюджетные фонды и т.д.
Граждане, иностранные граждане и лица без
гражданства имеют равную финансовую
правосубъектность, а поэтому они обозначены
в законодательстве через категорию «физические
лица». Например, законодатель, определяя
субъектов налогового права — налогоплательщиков,
использует в ст. 19 НК РФ понятие, «физические
лица». При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ
к физическим лицам — индивидуальным
субъектам финансового права, относятся
и те, которые осуществляют предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, а также частные нотариусы, частные
охранники, частные детективы и иные физические
лица, занимающиеся деятельностью, не
отнесенной гражданским законодательством
к предпринимательской. Физические лица
как индивидуальные субъекты финансового
права выступают и в качестве налоговых
агентов (п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ).
Финансовая правосубъектность физического
лица определяется его правоспособностью
и дееспособностью (деликтоспособностъю).
Финансовая правоспособность физических
лиц, как и их правоспособность в других
отраслях права, возникает с момента рождения
и является общей, абстрактной предпосылкой
правообладания.
Если сущность правоспособности
физического лица составляет
государственная воля, то ее содержание
раскрывается в круге тех прав и обязанностей,
которые способно иметь лицо. Государство
признает лицо правоспособным в определённых
границах.
Финансовая правоспособность физического
лица характеризуется
через его юридические обязанности. Это
объясняется особенностями финансово-правового
регулирования. Государство призывает
субъектов к соблюдению финансово-правовых
норм преимущественно через установление
позитивных обязываний.
Содержание финансовой правоспособности
физического лица раскрывается
и через его права, закрепленные в законодательстве.
Как правило, финансовые права физического
лица носят производный от обязанностей
характер.