Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы является актуальной, на наш взгляд. Так как в настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Банк – это основное звено кредитной системы любого государства. Для того чтобы понять сущность современного банка, необходимо дать определение кредитной системе. Кредит – это движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, который его собственники предоставляют в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента

Оглавление

Введение ……………………………………………………..…....
Глава 1. Основные положения и правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ……………………………...............................................................
1.1. Историческое формирование и правовой статус Центрального банка………..……………………………………..……
1.2.Задачи, цели и функции Центрального банка РФ…………………………………………………………..…...…….....
1.3.Правовые акты Центрального банка РФ……………………………………………………...……………….
Глава 2. Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти……...................................................................................................
2.1. Организационная структура ЦБ РФ…………...........................................................................................
2.2. Взаимоотношения Центробанка с органами государственной власти и органами местного самоуправления…………………………….…………………………...
Заключение ……………………………………………………….
Список использованных источников и литературы ..............

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.60 Кб (Скачать)

3) Вопросы дислокации полевых  учреждений должны согласовываться  с Банком России;

4) Полевые учреждения могут создаваться  и функционировать непосредственно  в гарнизонах, для обслуживания  российских войск, расположенных  за пределами страны, создаваться  и функционировать в этой связи  на территории иностранных государств;

5) В своей деятельности полевые  учреждения руководствуются, о чем  уже говорилось, как военным законодательством, регулирующим их деятельность как воинских учреждений, так и банковским законодательством, регулирующим их банковскую деятельность, а также нормативными актами Банка России.

В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его деятельность: 13 банковских школ, учебно-методический центр, центр подготовки персонала и 19 организаций, подведомственных ЦБ РФ, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, Центральное хранилище. Они играют огромную роль в организации деятельности учреждений центрального банка, поддерживают его эффективное функционирование.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рассчетно-кассовые центры и полевые учреждения фактически являются непосредственными исполнителями задач, которыми и обуславливается необходимость существования ЦБ.

2.2. Взаимоотношения Центробанка  РФ с органами государственной  власти и органами местного  самоуправления.

Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики17.

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов18.

Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами19.

Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цели курсовой работы были достигнуты путём реализации поставленных задач.

На основании проведённой работы можно сделать следующие выводы:

Банк России образует верхний уровень банковской системы и руководит ею как орган власти от имени государства в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.

Банк России является особым органом государственной власти специальной компетенции. Вся его деятельность, включая его деятельность как юридического лица, имеет публичный характер. Несмотря на то, что Банк России формально не входит в структуру исполнительных органов власти, он по характеру деятельности осуществляет исполнительную власть. Анализ структуры и деятельности Банка России показывает, что он играет большую роль в реализации государственной функции Банка России и по многим признакам выступает как государственный орган.

Банк России является органом, независимым от Правительства РФ и не подчиняется другим органам государственной власти. Законодательно четко регламентирована его деятельность, что делает его саморегулирующейся системой и создает необходимые условия для выполнения поставленных перед ним задач.

Можно отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны.

Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.

Думается, что постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым ЦБ сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Приор, 2001.
  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10.07.02 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства. 2002.
  3. Балабанов И. Т. Банки и банковское дело. Краткий курс // Учебное пособие под ред. И. Т. Балабанова, Н. А. Савинской – СПб.: Питер, 2004.
  4. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 1997.
  5. Глушко А.В. Правовая природа центральных банков // Финансовое право, 2007.
  6. Гузнов А.Г. Применение Банком России мер принуждения к кредитным организациям: правовые аспекты //Деньги и кредит, 2005.
  7. Кашкин С.Ю. Центральный банк в системе власти // Очерки конституционной экономики: Статус Банка России. М., 2001.
  8. Колесников В. И. Банковское дело // Учебник под ред. В. И. Колесникова – М.: Финансы и статистика, 1995.
  9. Коробова Г. Г. Банковское дело // Учебник — М.: Экономисть, 2006.
  10. Красавина Л.Н. Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика //Деньги и кредит. – 2001.
  11. Маглакелидзе Т. Устойчивая денежно-кредитная система – важный инструмент обеспечения финансовой безопасности //Деньги и кредит. –

2002.

  1. Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России //Деньги и кредит, 2001.
  2. Пастушенко Е.Н. К вопросу о понятии правовых актов центрального банка Российской Федерации // Банковское право, 2006.
  3. Фетисов Г. Г. Организация деятельности центрального банка // Учебник под ред. Г. Г. Фетисова, О. И. Лаврушина, И. Д. Мамоновой – М.: КНОРУС, 2008.

1 Глушко А.В. Правовая природа центральных банков // Финансовое право, 2007, N 4. – С. 18-22.

2 Конституция РФ от 12.12.93г. // Собрание законодательства. Ст. 75

3 Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

4 Тосунян Г.А. Теория банковского права. Том 2. М.: Юристъ, 2002. – С. 75

5 Конституция РФ от 12.12.93г. // Собрание законодательства. Ст. 71

6 Конституция РФ от 12.12.93г. // Собрание законодательства. Ст. 83

7 Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 1997. С. 106.

8 Конституция РФ от 12.12.93г. // Собрание законодательства. Ст. 75 Ч. 2

9 Федеральный закон от 10.07.02г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» // Собрание законодательства РФ. 2002. Ст. 4

10 Кашкин С.Ю. Центральный банк в системе власти // Очерки конституционной экономики: Статус Банка России. М., 2001. С. 75 – 77.

11 Пастушенко Е.Н. К вопросу о понятии правовых актов центрального банка Российской Федерации // Банковское право, 2006, N 2. –С.27-33.

12 Пастушенко Е.Н. К вопросу о понятии правовых актов центрального банка Российской Федерации // Банковское право, 2006, N 2. –С.55

13 Коробова Г. Г. Банковское дело // Учебник — М.: Экономисть, 2006. — С. 266

14 Фетисов Г. Г. Организация деятельности центрального банка // Учебник под ред. Г. Г. Фетисова, О. И. Лаврушина, И. Д. Мамоновой – М.: КНОРУС, 2008. – С. 332.

15 Балабанов И. Т. Банки и банковское дело. Краткий курс // Учебное пособие под ред. И. Т. Балабанова, Н. А. Савинской – СПб.: Питер, 2004. – С. 212

16 Колесников В. И. Банковское дело // Учебник под ред. В. И. Колесникова – М.: Финансы и статистика, 1995. – С. 418

17 Федеральный закон от 10.07.02г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» // Собрание законодательства РФ. 2002. Ст. 21

 

18 Федеральный закон от 10.07.02г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» // Собрание законодательства РФ. 2002. Ст. 22

19 Федеральный закон от 10.07.02г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» // Собрание законодательства РФ. 2002. Ст. 23

 

 


Информация о работе Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти