Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы является актуальной, на наш взгляд. Так как в настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Банк – это основное звено кредитной системы любого государства. Для того чтобы понять сущность современного банка, необходимо дать определение кредитной системе. Кредит – это движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, который его собственники предоставляют в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента

Оглавление

Введение ……………………………………………………..…....
Глава 1. Основные положения и правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ……………………………...............................................................
1.1. Историческое формирование и правовой статус Центрального банка………..……………………………………..……
1.2.Задачи, цели и функции Центрального банка РФ…………………………………………………………..…...…….....
1.3.Правовые акты Центрального банка РФ……………………………………………………...……………….
Глава 2. Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти……...................................................................................................
2.1. Организационная структура ЦБ РФ…………...........................................................................................
2.2. Взаимоотношения Центробанка с органами государственной власти и органами местного самоуправления…………………………….…………………………...
Заключение ……………………………………………………….
Список использованных источников и литературы ..............

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.60 Кб (Скачать)

д) рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности ЦБ РФ и т.п.

НБС фактически был создан для контроля за деятельностью Совета директоров Банка России со стороны государства.

Высшим органом управления Банка России является также и Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов, работающих на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой (по представлению Президента РФ) сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Он является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность, обеспечивая реализацию возложенных на него функций. Он действует от имени Банка России. Кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом РФ. Занимать должность Председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России от должности. Председатель Банка России вправе подписывать приказы и издавать указания, обязательные для всей системы Банка России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному Президентом РФ. Они не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства Российской Федерации; не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Члены Совета директоров работают на этой должности на постоянной основе и получают за это зарплату.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц, по инициативе Председателя Банка России или не менее трех его членов.

В контексте денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

- выпуска и изъятия банкнот  и монет из обращения, общего  количества выпуска наличных  денег;

- установления обязательных нормативов  для кредитных учреждений;

- величины резервных требований  в процентах к обязательствам  кредитных организаций, а также  порядка их депонирования в  Банке России;

- списка векселей и государственных  ценных бумаг, пригодных для обеспечения  кредитов центрального банка, а  также случаев, когда кредиты  обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;

- изменения процентных ставок  Банка России;

- пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;

- лимитов операций на открытом  рынке;

- участия в международных организациях;

- участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка  России, его учреждений, организаций  и служащих;

- купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности  Банка России и его служащих;

- прямых количественных ограничений;

- организации формирования резервов  кредитных организаций.

В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:

- принимает решение о создании  для Банка России органа банковского  надзора;

- устанавливает порядок проведения  проверок кредитных организаций;

- определяет перечень сведений  о деятельности коммерческих  банков;

- принимает решения по проведению  мероприятий в целях финансового  оздоровления кредитных учреждений;

- определяет условия допуска  иностранного капитала в банковскую  систему Российской Федерации;

- разрешает создание по экономическим  регионам территориальных учреждений;

- дает разрешения территориальным  банкам на выдачу гарантий  и поручительств, вексельных и  других обязательств от имени  Банка России.

В рамках организации своей деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Совет директоров:

- вносит предложения в Государственную  думу об изменении своего уставного  капитала;

- утверждает годовой отчет Банка  России и представляет его  Государственной Думе;

- определяет порядок образования  и использования резервов и  фондов;

- вводит порядок направления  его прибыли в резервные фонды;

- устанавливает структуру своего  баланса.

Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет директоров:

- разрабатывает структуру Банка  России;

- определяет и утверждает порядок  своей работы;

- принимает решения о создании  и ликвидации учреждений и  организаций Банка России;

- утверждает положения о соответствующих  подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка  России;

- утверждает перечень должностей  служащих Банка России;

- устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

- определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности  и права, систему дисциплинарных  взысканий служащих Банка России;

- создает пенсионный фонд для  дополнительного обеспечения своих  служащих;

- организует страхование жизни  и медицинское страхование персонала  Банка России и др. 15

Центральный аппарат Банка России образован 22 департаментами и 3 главными управлениями. Они занимают промежуточное положение между организациями управления ЦБ РФ и непосредственными исполнителями операций, направленных на выполнение функций ЦБ: 2, 3, и 4 уровней в структуре Банка России. Департаменты ЦБ не обладают полномочиями в сфере издания Постановлений, Правил и др., подчиняются Председателю Банка России (через его заместителей); их задача – исполнение на практике правил, норм, нормативов и т.д., установленных организациями управления ЦБ РФ, контроль за их исполнением, анализ состояния банковского сектора, прогнозирования влияния возможных изменений в денежно-кредитной политике. Каждый департамент занимается работой в определенной, возложенной на него сфере деятельности Банка России. Департаменты несут ответственность по результатам от выполнения вышеназванных задач перед органами управления ЦБ РФ.

Исходя из вышесказанного можно, с определенной долей условности, назвать НБС, Совет директоров и Председателя Банка России законодательными органами управления в структуре ЦБ РФ, а центральный аппарат - исполнительным.

Эффективность выполнения возложенных на департаменты центрального аппарата Банка России функций во многом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка, поскольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функций.

К территориальным банкам чаще всего относят главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки. Каждое территориальное учреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение ЦБ РФ, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций Банка России. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ, или на территории одного субъекта несколько территориальных учреждений.

Данные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограниченны, в частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России. Функции, задачи и основные направления деятельности территориальных органов Банка России определяются Типовым положением, утверждаемым Советом директоров.

Расчетно-кассовые центры являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Они создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения Банка России на основании приказа начальника территориального учреждения.

Организованные по региональному принципу РКЦ включают:

1) Головной расчетно-кассовый центр;

2) Межрайонный расчетно-кассовый  центр;

3) Районный расчетно-кассовый центр.

Каждый РКЦ имеет:

а) Наименование, включающее названия того населенного пункта, где он территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;

б) Идентификационный код (номер по МФО);

в) Печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

РКЦ выполняет следующие возложенные на него функции:

- Обеспечивает межбанковские и  внутрибанковские расчеты кредитных  учреждений, расположенных на территории  его обслуживания;

- Проверяет реализацию коммерческими  банками требований обязательного  резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных  перечислений;

- Участвует в предоставлении  коммерческим банкам кредитов  Банка России (в порядке передоверия);

- Во взаимодействии со специализированными  службами доставки обеспечивает  централизованное экспедирование  почтовых расчетно-денежных документов  на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях и др.

Головные РКЦ производят, кроме вышеназванных названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.

Полевые учреждения стоят особняком в организационной структуре Банка России. Это связано с «двойным» подчинением полевых учреждений центральному банку и органам Министерства обороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения выступают составной частью системы Банка России, решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимает Совет директоров Банка России (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны, полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации16.

Подобного рода двойственность делает полевые учреждения, с одной стороны, похожими на территориальные учреждения Банка России, с другой – отличными от них.

Схожесть проявляется в том, что полевые учреждения:

1) Занимаются банковским обслуживанием  юридических и физических лиц;

2) Могут по разрешению Банка  России эмитировать наличные  деньги в обращение;

3) Осуществляют в связи с деятельностью  обслуживаемых ими лиц организацию  денежного обращения (наличных и  безналичных расчетов);

4) При необходимости по решению  Банка России выполняют полномочия  РКЦ, выполняющих, как отмечалось, межбанковские  и внутрибанковские расчеты кредитных  учреждений, расположенных в данном  регионе;

5) В своей банковской деятельности  регулируются исключительно федеральными  законами и нормативными актами  Банка России.

Не менее заметно и отличие полевых учреждений от территориальных учреждений обычного вида. Отличие состоит в том, что:

  1. Клиентами полевых учреждений является особая категория лиц –

воинские части, учреждения и организации Минобороны России и иных государственных органов; юридические лица обеспечивающие безопасность Российской Федерации; физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, в соответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями;

2) Полевые учреждения, как правило, не имеют полномочий по банковскому  надзору, контролю и регулированию (за исключением регулирования  денежного обращения);

Информация о работе Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти