Принцип федерализма в финансовой деятельности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

№ 1
Что означает принцип федерализма в финансовой деятельности государства? В каких актах данный принцип находит свое законодательное закрепление?
Задача №2
Д. является главой фирмы "Нормидокс", зарегистрированной и расположенной в иностранном государстве, не имеет гражданства РФ. В целях налаживания контактов с российскими организациями. Д. подал запрос на разрешение въезда и проживание в РФ на срок 6 месяцев. По сведениям правоохранительных органов Д. имеет связи с международными террористическими организациями, оказывает финансовую помощь за счет прибыли компании, им возглавляемой. На основании этого Федеральная служба по финансовому мониторингу приняла решение о нежелательности пребывания данного гражданина на территории РФ, в связи с чем Д. было отказано в предоставление визы на проживание в РФ.
Обоснованы ли действия Федеральной службы по финансовому мониторингу?
Задача №3
Областная Дума С-ской области приняла Закон "О введении налога на пользователей мобильных телефонов". Данный закон предусматривает уплату налога с владельцев мобильных телефонов в размере 0,1 % стоимости мобильного телефона ежемесячно и направление полученных средств на выплаты социально не обеспеченным слоям населения. Гражданин П, владелец магазина, реализующего мобильные телефоны, обратился в арбитражный суд с иском о признании нормативного акта Областной Думы недействительным.
Какое решение должен принять суд?

Файлы: 1 файл

контрольная финансовое право.docx

— 25.44 Кб (Скачать)

№ 1

Что означает принцип федерализма в финансовой деятельности государства? В каких  актах данный принцип находит  свое законодательное закрепление?

 

 Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления.

В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

Основой всех источников финансового  права являются Конституция РФ, конституционные  акты субъектов Федерации. Все эти  акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового  законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах  большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.

Бюджетный и Налоговый кодексы - основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства  регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или  иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами. Большое значение в финансовой деятельности государства  имеют указы Президента РФ, нормативные  правовые акты глав субъектов РФ и  органов местного самоуправления.

Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов  исполнительной власти, которыми в  первую очередь являются постановления  Правительства РФ.

Немаловажную роль в регулировании  финансовой деятельности государства  играют приказы и инструкции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам  и сборам, Государственного таможенного  комитета, телеграммы Центрального банка  РФ. Нормативными актами являются также  соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам.

К источникам финансового права  относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и  другими государствами. В соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами  РФ в случае противоречия указанных  норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы  международных договоров.

 

Финансовая деятельность государства  и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов  определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах  организации и функционирования российского государства, так и  специально относящихся к его  финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. Федерация и субъекты федерации – это равноправные партнеры. Субъекты федерации, утрачивая при вхождении в федерацию свой государственный суверенитет, сохраняют статус национально-государственных образований. Как результат: не государство наделяет их полномочиями, а они, создавая новое государственное образование, определяют как его, так и собственные предметы ведения. Содержание второго отличия федераций от унитарных государств состоит в ограничениях, не позволяющих признать субъектом федерации любую пожелавшую того страну либо регион. Субъектом федерации признается только экономически самодостаточный партнер. Это означает, что он должен быть способен обеспечить каждодневные потребности своего населения, содержать государственный аппарат, отвечать по обязательствам и т.п. за счет собственных ресурсов. Иные, неспособные реализовать данный принцип территориальные образования получают статус автономий, ассоциированных членов и проч. Два названных отличия федераций от унитарных государств порождают систему, позволяющую говорить о формировании внутри федераций особой системы общественных отношений – федеративных отношений. Основополагающими элементами данной системы выступают:

 

1. межбюджетные отношения,

2. отношения собственности,

3. система государственного территориального  управления.

 

 

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства проявляется  в установлении Конституцией РФ разграничения  компетенции Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что  в ведении Российской Федерации  находятся: финансовое, валютное, кредитное  регулирование, денежная эмиссия, федеральные  банки, федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы. К совместному  ведению Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  отнесено установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации – центра управления финансами страны.

 

Самостоятельность и государственная  поддержка местного самоуправления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции  Российской Федерации, согласно которой:

1. Органы местного самоуправления  самостоятельно формируют, утверждают  и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы.

2. Органы местного самоуправления  могут наделяться законом отдельными  государственными полномочиями  с передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств.

Финансовая  деятельность осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит  от многих факторов: от субъекта финансовых взаимоотношений, от условий аккумуляции  и использования денежных средств  и т. д. В юридической литературе принято делить методы осуществления  финансовой деятельности на две группы: методы собирания денежных средств  и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств  в государственные (федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты  является налоговый метод – метод  установления и введения налогов, с  помощью которого изымаются в  той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки  и в установленном размере  денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Другим методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные  социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования). В литературе их принято  называть "социальными" налогами. Также к методам собирания  денежных средств относится метод  добровольных взносов – покупка  государственных и муниципальных  ценных бумаг, пожертвования, вклады в  банки и т. д. Данный метод применяется  при осуществлении финансовой деятельности и хозяйствующими субъектами.

 

При распределении, использовании  государственных фондов денежных средств, а также средств местного бюджета  применяются два важнейших метода: метод финансирования и метод кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств, как правило, на условиях возмездности (платности) и возвратности. Метод финансирования применяется в отношении государственных и местных (основанных на муниципальной собственности) организаций; метод кредитования – как в отношении государственных организаций, так и иных, негосударственных, организаций. В условиях перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

Особенностью  финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной  власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает  и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных  налогов и сборов; финансового, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному  рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации подписывает  и обнародует федеральные законы.

Полномочия  Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным  законом "О Правительстве Российской Федерации". В частности, Правительство  РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные  и исполнительные органы субъектов  Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в  пределах своей компетенции.

Органы  государственного управления РФ и субъектов  Российской Федерации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач  и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением  своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название "финансовая система".

 

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной своей задачи были созданы следующие специальные  органы государственного управления:

1. Министерство финансов Российской  Федерации и соответствующие  органы субъектов РФ;

2. Федеральное казначейство Российской  Федерации;

3. Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам.

Особое  место среди специальных органов  государственного управления, созданных  для осуществления финансовой деятельности, занимает Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

 

 

Задача  №2

Д. является главой фирмы "Нормидокс", зарегистрированной и расположенной в иностранном  государстве, не имеет гражданства  РФ. В целях налаживания контактов  с российскими организациями. Д. подал запрос на разрешение въезда и проживание в РФ на срок 6 месяцев. По сведениям правоохранительных органов  Д. имеет связи с международными террористическими организациями, оказывает финансовую помощь за счет прибыли компании, им возглавляемой. На основании этого Федеральная  служба по финансовому мониторингу  приняла решение о нежелательности  пребывания данного гражданина на территории РФ, в связи с чем Д. было отказано в предоставление визы на проживание в РФ.

Обоснованы ли действия Федеральной  службы по финансовому мониторингу?

Вправе ли указанная служба запрашивать  органы МВД РФ, другие органы исполнительной власти сведения о финансовой деятельности фирмы, зарегистрированной в другом государстве?

Перечислите правовые акты (с указанием  названия, №, даты принятия, даты последних  изменений), регулирующие порядок предоставления информации и документов Федеральной  службе по финансовому мониторингу  РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, и назовите источники  их опубликования.

1. Действия федеральной службы  по финансовому мониторингу обоснованы.

2. Федеральная служба по финансовому  мониторингу является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма, а  также по выработке государственной  политики, нормативно-правовому регулированию  и координации деятельности в  этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. Свою деятельность Федеральная  служба по финансовому мониторингу  осуществляет непосредственно и  через свои территориальные органы

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за операциями (сделками) с денежными средствами и имуществом, выполнением юридическими и физическими  лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение  к ответственности лиц, допустивших  нарушение этого законодательства.

Она имеет право проводить в  пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, разрабатывать  и утверждать методические материалы  и программы проведения контрольных  мероприятий.

Федеральная служба по финансовому  мониторингу имеет право запрашивать  органы МВД РФ, другие органы исполнительной власти сведения о финансовой деятельности фирмы, зарегистрированной в другом государстве.

3. Пункт 5.6. Постановления Правительства  РФ от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении  Положения о Федеральной службе  по финансовому мониторингу". Текст документа опубликован  в изданиях "Собрание законодательства  РФ", 28.06.2004, N 26, ст. 2676, "Российская  газета", N 136, 29.06.2004.

Постановление от 17.04.2002 № 245 "Об утверждении  положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому  мониторингу организациями, осуществляющими  операции с денежными средствами или иным имуществом". Текст документа  опубликован: "Собрание законодательства РФ", 22.04.2002, N 16, ст. 1572,"Российская газета", N 74, 24.04.2002.

Постановление Правительства РФ от 14.06.2002 N 425 (ред. от 24.10.2005) "Об утверждении  Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления" Первоначальный текст документа  опубликован в изданиях "Российская газета", N 111, 22.06.2002, "Собрание законодательства РФ", 24.06.2002, N 25, ст. 2457.

Задача  №3

Областная Дума С-ской области приняла Закон "О введении налога на пользователей  мобильных телефонов". Данный закон  предусматривает уплату налога с  владельцев мобильных телефонов  в размере 0,1 % стоимости мобильного телефона ежемесячно и направление  полученных средств на выплаты социально  не обеспеченным слоям населения. Гражданин  П, владелец магазина, реализующего мобильные  телефоны, обратился в арбитражный  суд с иском о признании  нормативного акта Областной Думы недействительным.

Информация о работе Принцип федерализма в финансовой деятельности государства