СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Граждане, имеющие право на
получение субсидий………………………….4
2. Условия предоставления субсидий……………………………………………8
3.Документы, необходимые для
предоставления субсидий…………………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Приложение………………………………………………………………………18
Библиография…………………………………………………………………….21
Введение
Реформа жилищно-коммунального
хозяйства, проводимая в нашей стране,
предусматривает поэтапное повышение
жилищных платежей до уровня, обеспечивающего
полное возмещение расходов на эксплуатацию
жилого фонда. Уже на сегодняшний
день размер оплаты жилищно-коммунальных
услуг достиг существенных для многих
семей размеров. Такое положение
требует оказания социальной поддержки
наименее обеспеченным категориям граждан.
Следует отметить, что одним из важнейших
условий жилищно-коммунальной реформы
как раз и является одновременное с повышением
платы за жилье применение мер социальной
защиты граждан. С этой целью гражданам
предоставляются субсидии на оплату жилищно-коммунальных
услуг.
Субсидия - это имеющая целевое назначение
полная или частичная предварительная
оплата предоставляемых гражданам жилого
помещения и коммунальных услуг из бюджетов
различных уровней. Вопросы социальной
поддержки населения на сегодняшний день
являются одними из самых актуальных,
поскольку законодательство в данной
сфере постоянно меняется, а, кроме того,
в число субъектов данных отношений входит
широкий круг лиц, то есть по сути, это
касается всех граждан. Целью контрольной
работы является рассмотрение вопросов
правового регулирования предоставления
субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг. Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи: 1.
Охарактеризовать круг лиц, которые имеют
право на получение субсидии. 2. Указать
порядок и основания предоставления субсидий
на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг.
1 Граждане, имеющие право
на получение субсидий
Предоставление субсидий
на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг является одной из мер социальной
поддержки граждан с низким уровнем
доходов, которые в силу определенных
причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные
услуги без серьезного ущерба для
качества их жизни и здоровья. Порядок
определения размера субсидий и порядок
их предоставления, перечень прилагаемых
к заявлению документов, условия приостановки
и прекращения предоставления субсидий,
порядок определения состава семьи получателя
субсидии и исчисления совокупного дохода
такой семьи, а также особенности предоставления
субсидий отдельным категориям граждан,
в силу ч. 7 ст. 159 ЖК РФ, устанавливаются
Правительством РФ. В настоящее время условия
и порядок предоставления субсидий, определение
состава семьи заявителя на получение
субсидии, порядок определения размера
субсидии, порядок исчисления совокупного
дохода семьи получателя субсидии, особенности
предоставления субсидий отдельным категориям
граждан, финансирование расходов, связанных
с предоставлением субсидий, условия приостановления
и прекращения предоставления субсидий
регулируются Правилами предоставления
субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг. Субсидии на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг,
в соответствии с ЖК РФ, предоставляются
гражданам в случае, если их расходы на
оплату жилого помещения и коммунальных
услуг, рассчитанные исходя из размера
регионального стандарта нормативной
площади жилого помещения, используемой
для расчета субсидий, и размера регионального
стандарта стоимости жилищно-коммунальных
услуг превышают величину, соответствующую
максимально допустимой доле расходов
граждан на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в совокупном доходе
семьи. Размеры региональных стандартов
нормативной площади жилого помещения,
используемой для расчета субсидий, стоимости
жилищно-коммунальных услуг и максимально
допустимой доли расходов граждан на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг
в совокупном доходе семьи устанавливаются
субъектом Российской Федерации. В ст.
159 ЖК РФ указано, что право на субсидии
имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений
государственного и муниципального жилищных
фондов; 2) наниматели по договорам найма
жилых помещений частного жилищного фонда; 3)
члены жилищных кооперативов; 4) собственники
жилых помещений. То есть данное право
не зависит от того, на каком основании
гражданин обладает жилым помещением,
является ли он собственником или нанимателем. В
случае, если наниматели жилого помещения
по договору найма в частном жилищном
фонде, члены жилищного или жилищно-строительного
кооператива, собственники жилого помещения
проходят военную службу по призыву в
Вооруженных Силах РФ, других войсках,
воинских формированиях и органах, созданных
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, либо осуждены к лишению свободы,
либо признаны безвестно отсутствующими,
либо умерли или объявлены умершими, либо
находятся на принудительном лечении
по решению суда, субсидии предоставляются
членам их семей при условии, что данные
члены семей продолжают постоянно проживать
в ранее занимаемых совместно с этими
гражданами жилых помещениях. Субсидии
предоставляются указанным выше гражданам
с учетом постоянно проживающих с ними
членов их семей. В состав семьи заявителя
могут входить заявитель и граждане, являющиеся: -
членами семьи нанимателя жилого помещения
по договору социального найма в соответствии
со ст. 69 ЖК РФ. К членам семьи нанимателя
относятся проживающие совместно с ним
его супруг, а также дети и родители данного
нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные
иждивенцы признаются членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального
найма, если они вселены нанимателем в
качестве членов его семьи и ведут с ним
общее хозяйство. В исключительных случаях
иные лица могут быть признаны членами
семьи нанимателя в судебном порядке; -
членами семьи собственника жилого помещения
в соответствии со ст. 31 ЖК РФ. К членам
семьи собственника жилого помещения
относятся проживающие совместно с данным
собственником в принадлежащем ему жилом
помещении его супруг, а также дети и родители
данного собственника. Другие родственники,
нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных
случаях иные граждане могут быть признаны
членами семьи собственника, если они
вселены собственником в качестве членов
своей семьи. Уполномоченный орган при
решении вопроса о наличии права на предоставление
субсидии и расчете ее размера определяет
состав семьи заявителя.
Решения о предоставлении
субсидий принимаются органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
или управомоченным им государственным
учреждением. Особый порядок определен
для а) сотрудников, проходящих военную
службу в федеральных органах исполнительной
власти, сведения о которых не подлежат
разглашению; б) лиц, проходящих либо проходивших
военную службу по контракту за пределами
Российской Федерации в территориальных
органах, воинских частях, подразделениях
и организациях соответствующих федеральных
органов исполнительной власти.
Для некоторых категорий
граждан право на получение субсидий
необходимо сохранять вне зависимости
от уровня их доходов. На практике к
числу таких граждан местные
органы самоуправления относят, как
правило, одиноких неработающих пенсионеров,
семьи, имеющие детей-инвалидов,
многодетные семьи и др. По общему
правилу иностранным гражданам субсидии
на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг не предоставляются. Однако, Жилищный
кодекс исходит из приоритета международных
договоров по отношению к законодательству
Российской Федерации и в ч. 12 ст. 159 конкретизирует
норму ст. 9 ЖК РФ применительно к предоставлению
субсидий.
2 .Условия предоставления субсидий
В ч. 1 ст. 159 ЖК РФ заложен
принцип расчета субсидий, согласно
которому происходит переход к расчету
по одному основанию. Это позволяет
обеспечить строгую зависимость
размера предоставляемой субсидии
от размера совокупного дохода семьи. Установлено
основное условие, при наличии которого
граждане вправе рассчитывать на получение
субсидии. Такое право возникает, если
расходы граждан на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг превышают величину,
соответствующую максимально допустимой
доле расходов таких граждан на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг
в совокупном доходе семьи. Размер регионального
стандарта максимально допустимой доли
расходов граждан на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг в совокупном доходе
семьи, устанавливаемый субъектом Российской
Федерации, позволяет рассчитать объем
средств, необходимых для предоставления
субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг гражданам с низким
уровнем доходов. Совокупный доход семьи
или одиноко проживающего гражданина
для предоставления субсидии определяется
за 6 последних календарных месяцев, предшествующих
месяцу подачи заявления о предоставлении
субсидии. При исчислении совокупного
дохода семьи получателя субсидии независимо
от раздельного или совместного проживания
учитываются доходы граждан, являющихся
по отношению к получателю субсидии или
членам его семьи: а) супругом (супругой); б)
родителями или усыновителями несовершеннолетних
детей; в) несовершеннолетними детьми,
в том числе усыновленными. Однако в данном
случае необходимо указать на следующее.
На время прохождения военной службы по
призыву военнослужащий в соответствии
с установленным порядком снимается с
регистрационного учета по месту жительства
и регистрируется по месту прохождения
военной службы. Фактически эти граждане
включаются в справку о составе семьи.
Представить документы и доходы на них
заявитель не может. Поэтому на практике
возникают вопросы: как следует производить
расчет субсидии - с учетом граждан, проходящих
службу в Вооруженных Силах РФ или исключать
этих граждан из расчета? Какой следует
применять региональный стандарт? Совокупный
доход семьи или одиноко проживающего
гражданина в целях предоставления субсидии
исчисляется по правилам, установленным
в абзаце втором ст. 5 и ст. 6-12 ФЗ от 05.04.2003
г. «О порядке учета доходов и расчета
среднедушевого дохода семьи и дохода
одиноко проживающего гражданина для
признания их малоимущими и оказания им
государственной социальной помощи»,
с учетом: - видов доходов, указанных в п.
1 Перечня видов доходов, учитываемых при
расчете среднедушевого дохода семьи
и дохода одиноко проживающего гражданина
для оказания им государственной социальной
помощи, утвержденном постановлением
Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 (Приложение
1), за исключением денежных эквивалентов
полученных членами семьи льгот и социальных
гарантий, установленных органами государственной
власти Российской Федерации, субъектов
Федерации, органами местного самоуправления,
в том числе льгот по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг, предоставляемых
гражданам в виде скидок в оплате. Указанное
изъятие применяется также в отношении
одиноко проживающих граждан; - денежных
выплат, предоставленных гражданам в качестве
мер социальной поддержки по оплате жилого
помещения и коммунальных услуг; - доходов,
полученных от сдачи жилых помещений в
поднаем; - компенсаций на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых
отдельным категориям граждан; - денежных
средств, выделяемых опекуну (попечителю)
на содержание подопечного; - денежных
средств, направленных на оплату обучения
на платной основе в образовательных учреждениях
всех видов; - доходов, полученных от заготовки
древесных соков, сбора и реализации (сдачи)
дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод,
лекарственных и пищевых растений или
их частей, других лесных пищевых ресурсов,
а также технического сырья, мха, лесной
подстилки и других видов побочного лесопользования; -
доходов охотников-любителей, получаемых
от сдачи добытых ими пушнины, мехового
или кожевенного сырья либо мяса диких
животных. При исчислении размера совокупного
дохода семьи или одиноко проживающего
гражданина не учитываются: а) виды доходов,
указанных в п. 2 и 3 Перечня видов доходов,
учитываемых при расчете среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина для оказания им государственной
социальной помощи: - государственная социальная
помощь, оказываемая в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о государственной социальной помощи
в виде денежных выплат и натуральной
помощи; - единовременные страховые выплаты,
производимые в возмещение ущерба, причиненного
жизни и здоровью человека, его личному
имуществу и имуществу, находящемуся в
общей собственности членов его семьи,
а также ежемесячные суммы, связанные
с дополнительными расходами на медицинскую,
социальную и профессиональную реабилитацию
в соответствии с решением учреждения
государственной службы медико-социальной
экспертизы; - из дохода семьи или одиноко
проживающего гражданина исключается
сумма уплаченных алиментов; б) до вступления
в силу соответствующего федерального
закона сумма ежемесячной денежной выплаты,
установленной в соответствии с Законом
РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами
«О ветеранах», «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» и «О социальных
гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне»; в) денежные
эквиваленты предоставляемых гражданам
мер социальной поддержки по оплате жилого
помещения и коммунальных услуг в виде
скидок в оплате; г) суммы ранее предоставленных
субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг; д) другие виды материальной
поддержки в виде денежных выплат и (или)
натуральной помощи, оказываемой гражданам
за счет средств бюджетов различных уровней
бюджетной системы Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, кроме: - денежных выплат, предоставленных
гражданам в качестве мер социальной поддержки
по оплате жилого помещения и коммунальных
услуг; - компенсаций на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным
категориям граждан. Помимо этого, Жилищным
кодексом установлено, что субсидии предоставляются
гражданам при отсутствии у них задолженности
по оплате жилых помещений и коммунальных
услуг или при заключении и (или) выполнении
гражданами соглашений по ее погашению
(ч. 5 ст. 159). Аналогичную норму содержит
п. 6 Правил предоставления субсидий на
оплату жилого помещения и коммунальных
услуг. Предоставление субсидии прекращается
по решению уполномоченного органа при
условии: - изменения места постоянного
жительства получателя субсидии; - изменения
основания проживания, состава семьи,
гражданства получателя субсидии и (или)
членов его семьи, материального положения
получателя субсидии и (или) членов его
семьи (если эти изменения повлекли утрату
права на получение субсидии); - представления
заявителем (получателем субсидии) и (или)
членами его семьи заведомо недостоверной
информации, имеющей существенное значение
для предоставления субсидии или определения
(изменения) ее размера, либо невыполнения
требования о представлении уполномоченному
органу соответствующих документов при
наступлении событий, влекущих за собой
уменьшение размера субсидии либо прекращение
права на ее получение, в течение одного
месяца с даты уведомления получателя
субсидии о приостановлении ее предоставления; -
непогашения задолженности или несогласования
срока ее погашения в течение одного месяца
с даты уведомления получателя субсидии
о приостановлении ее предоставления
(при отсутствии уважительной причины
ее образования). Решение о приостановлении
предоставления субсидии или о прекращении
ее предоставления доводится до сведения
получателя субсидии в письменной форме
в течение пяти рабочих дней с даты принятия
решения с указанием оснований его принятия.
Копия решения помещается в персональное
дело.
3. Документы, необходимые для
предоставления субсидий
Перечень документов, прилагаемых
к заявлению на предоставление субсидий,
устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время такой перечень
содержит разд. II Правил предоставления
субсидий на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг. Для получения
субсидии граждане, имеющие право
на получение субсидии, члены их
семей или лица, уполномоченные ими
на основании доверенности, оформленной
в соответствии с законодательством
Российской Федерации, представляют в
уполномоченный орган по месту постоянного
жительства заявление о предоставлении
субсидии с приложением следующих
документов:
- копии документов, подтверждающих
правовые основания отнесения
лиц, проживающих совместно с
заявителем по месту постоянного
жительства, к членам его семьи
(с предъявлением оригинала, если
копия нотариально не заверена).
При наличии разногласий между
заявителем и проживающими совместно
с ним по месту постоянного
места жительства лицами по
вопросу принадлежности к одной
семье уполномоченный орган учитывает
в качестве членов семьи заявителя
лиц, признанных таковыми в
судебном порядке;
- копии документов, подтверждающих
правовые основания владения
и пользования заявителем жилым
помещением, в котором он зарегистрирован
по месту постоянного места
жительства (с предъявлением оригинала,
если копия нотариально не
заверена).
- документы, содержащие
сведения о лицах, зарегистрированных
совместно с заявителем по
месту его постоянного жительства.
Если заявитель указал в заявлении
о предоставлении субсидии в
качестве членов своей семьи
не всех граждан, зарегистрированных
совместно с ним, он обязан
представить документы, подтверждающие
правовые основания проживания
в этом жилом помещении граждан,
не указанных в заявлении.
- документы, подтверждающие
доходы заявителя и членов
его семьи, учитываемые при
решении вопроса о предоставлении
субсидии. Индивидуальные предприниматели
для подтверждения получаемых
ими доходов представляют документы,
предусмотренные налоговым законодательством
для избранной ими системы
налогообложения, что удостоверяется
документом налогового органа.
- документы, содержащие
сведения о платежах за жилое
помещение и коммунальные услуги,
начисленных за последний перед
подачей заявления месяц, и
о наличии (отсутствии) задолженности
по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг. Если
заявитель указал в заявлении
в качестве членов своей семьи
не всех граждан, зарегистрированных
совместно с ним по месту
его постоянного жительства, он
обязан представить документы,
подтверждающие размер вносимой
ими платы за содержание и
ремонт жилого помещения и
коммунальные услуги;
- копии документов, подтверждающих
право заявителя и (или) членов
его семьи на льготы, меры социальной
поддержки, компенсации по оплате
жилого помещения и коммунальных
услуг (с предъявлением оригинала,
если копия нотариально не
заверена).
- копии документов, удостоверяющих
принадлежность заявителя и членов
его семьи к гражданству Российской
Федерации и (или) государства,
с которым Российской Федерацией
заключен международный договор,
в соответствии с которым предусмотрено
предоставление субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных
услуг (с предъявлением оригинала,
если копия нотариально не
заверена).
Члены семей нанимателей
жилого помещения по договору найма
в частном жилищном фонде, членов
жилищного или жилищно-строительного
кооператива, собственников жилого
помещения, проходящих военную службу
по призыву в Вооруженных Силах
РФ, других войсках, воинских формированиях
и органах, созданных в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
либо осужденных к лишению свободы, либо
признанных безвестно отсутствующими,
либо умерших или объявленных умершими,
либо находящихся на принудительном лечении
по решению суда, дополнительно к перечисленным
документам представляют документы, подтверждающие
причину выбытия названных граждан, а
также факт постоянного проживания в соответствующем
жилом помещении совместно с указанными
гражданами до их выбытия.
Пунктом 10 Правил предоставления
субсидий на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг установлен
прямой запрет на требование от граждан
представления иных документов, помимо
перечисленных выше.
Документы могут направляться
в уполномоченные органы по почте. В
этом случае копии документов должны
быть нотариально заверены. При этом
днем обращения за субсидией считается
дата получения документов уполномоченным
органом. Обязанность подтверждения
факта отправки документов лежит
на заявителе. В связи с этим целесообразно
отправлять соответствующие документы
заказным (ценным) письмом с описью
вложения и уведомлением о вручении.
Это при необходимости позволит
документально подтвердить и
дату отправления, и дату вручения уполномоченному
органу, и перечень направленных по
почте документов.
Заявитель несет ответственность
за достоверность представленных сведений
и документов. Представление заявителем
неполных и (или) заведомо недостоверных
сведений является основанием для отказа
в предоставлении субсидии.
Уполномоченные органы формируют
в отношении каждого заявителя
дело, в которое включаются документы,
связанные с предоставлением
субсидии и определением ее размера
(персональное дело). Документы на бумажных
и электронных носителях информации
подлежат хранению не менее трех лет.
При несоответствии записей на бумажных
носителях информации записям на электронных
носителях приоритет имеют записи на бумажных
носителях.
Должностные лица уполномоченных
органов несут ответственность
за распространение и (или) незаконное
использование конфиденциальной информации,
ставшей им известной в связи
с решением вопроса о предоставлении
субсидий.
Согласно п. 42 Правил предоставления
субсидий на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг уполномоченный
орган принимает решение о
предоставлении субсидии или об отказе
в ее предоставлении, рассчитывает
размер субсидии и направляет (вручает)
соответствующее решение заявителю
в течение 10 рабочих дней с даты
получения всех документов, предусмотренных
данными Правилами.
При представлении документов
с 1-го по 15-е число месяца субсидия
предоставляется с 1-го числа этого
месяца, а при представлении документов
с 16-го числа до конца месяца - с 1-го
числа следующего месяца. Субсидия
предоставляется сроком на 6 месяцев.
Заключение
Работа посвящена одной
из наиболее актуальных тем в сфере жилищного
права, поскольку субсидии на оплату жилья
и коммунальных услуг - это меры социальной
поддержки, которые устанавливаются в
целях социальной защиты отдельных категорий
граждан, указанных в законодательстве.
Повышение размера оплаты
жилья и коммунальных услуг может
осуществляться с одновременным
применением мер социальной защиты
граждан в виде предоставления им
субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг в пределах социальной нормы
площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг с учетом совокупного
дохода семьи и действующих льгот.
Право на субсидии распространяется
на все правовые формы использования
жилищного фонда.
Субсидии предоставляются
с учетом постоянно проживающих
(с имеющими право на субсидии гражданами)
членов семей.
Причем для предоставления
субсидии необходимо соблюдение еще
ряда условий - это отсутствие задолженности
по оплате жилищно-коммунальных услуг,
а также гражданство Российской
Федерации, хотя в некоторых случаях
субсидии предоставляются и иностранным
гражданам на основе международных
соглашений.
Кроме того, постановлением
Правительства установлен перечень
документов, которые требуется предоставить
одновременно с заявлением о предоставлении
субсидии. Перечень таких документов
является закрытым.
Подводя итог, необходимо отметить,
что законодательство в сфере
оплаты жилищно-коммунальных услуг
постоянно изменяется, а это свидетельствует
о его совершенствовании.
Приложение
Задача
Гр-ка Н. обратилась
с заявлением о получении субсидии
на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг. В удовлетворении заявления ей
было отказано по следующим основаниям:
она не представила документы, подтверждающие
доходы мужа. Н. считает отказ незаконным,
т.к.,хотя брак и не расторгнут,
фактически муж уже более 5 лет не является
членом ее семьи, не проживает в квартире,
принадлежащей Н. на праве собственности,
снялся с регистрационного учета, и поэтому
его доходы не подлежат учету при определении
совокупного дохода Н.