Понятие и виды финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в науке финансового права существует ряд видов финансовых правоотношений, а также сложностью их регулирования.
Целью работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов финансовых правоотношений.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие и особенности финансовых правоотношений 5
Глава II. Виды финансовых правоотношений 7
§ 2.1 Бюджетные правоотношения 7
§ 2.2 Налоговые правоотношения 10
§ 2.3 Отношения по страхованию 14
§ 2.4 Валютные правоотношения 17
§ 2.5 Правоотношения в области банковской деятельности 20
Заключение 23
Библиографический список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

курсач (1).docx

— 46.38 Кб (Скачать)
    • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
    • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
    • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
    • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
    • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
    • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
    • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
    • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
    • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
    • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
    • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
    • требовать соблюдения налоговой тайны;
    • требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

     Этот  перечень не исчерпывающий. Налоговый кодекс  подчеркивает, что налогоплательщики имеют также иные права, установленные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

     В НК особо отмечается что, что плательщики  сборов имеют те же права, что и  налогоплательщики.

     Объект  налогообложения – это те юридические  факты (действия, события, состояния), которые  обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

     Налоговая база количественно выражает предмет  налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку  это величина, к которой непосредственно  применяется ставка налога, по которой  исчисляется его сумма. Налоговая  база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим  обязанность уплатить налог (объектом налогообложения). НК определяет налоговую  базу как стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения.

     Особой  задачей и обязанностью налоговых  органов является обеспечение поступления  налогов в бюджетную систему  и внебюджетные фонды в установленные  сроки и в соответствии с установленными ставками. В связи с этим на них возложено осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты данных платежей через бюджетную систему.

     Права и обязанности налоговых органов  закреплены в Налоговом кодексе  РФ (ст. 31 и 32)

     Аналогичные права и обязанности имеют  таможенные органы в связи с взиманием  налогов и сборов при перемещении  товаров через таможенную границу.

     Важная  роль в реализации законодательства о налогах и сборах принадлежит  банкам. Впервые на законодательном  уровне обязанности и ответственность банков в области налогообложения были специально регулированы Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

Банки осуществляют в области налогообложения  обязанности по исполнению поручений  налогоплательщика или налогового агента на перечисление налогов и  сборов в соответствующие бюджеты и решений налогового органа о взыскании этих платежей. В связи с этим банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

     В соответствии с ФЗ от 07.08.01 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»8 на банки возложен и ряд обязанностей, обусловленных проведением мер по противодействию легализации доходов, получаемых преступным путем, негативно отражающийся и на процессе налогообложения. При этом банкам запрещено открывать счета (вклады) на анонимных владельцев.

 

     § 2.3 Отношения по страхованию.

     Страхование представляет собой один из элементов  финансовой системы государства. Сущность страхования как звена финансовой системы заключается в его  относительной самостоятельности  и одновременно в невозможности  функционирования без взаимодействия с другими финансово-правовыми  институтами9.

     Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы России. Оно выступает  в двух обособленных формах: в форме  социального страхования и в  форме собственно страхования, связанного непредвиденными чрезвычайными  событиями10.

     Страхование как система защиты имущественных  интересов граждан, организации  и государства является необходимым  элементом социально-экономической  системы общества.

     Создание  страховых фондов имеет целью  гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также  положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что  возмещение ущерба осуществляется, главным  образом, из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также  тем, что страхование является одним  из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

     Страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуществляет следующие  основные функции.

     Предупредительная функция страхования связана  с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков  страхователей.

     Восстановительная (защитная) функция страхования заключается  в том, что в случае наступления  страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частичное  погашение убытков, понесенных страхователем.

     Контрольная функция страхования проявляется  в том, что страховые платежи  аккумулируются в страховые фонды  на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и  строго определенным кругом субъектов.

     Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»11, как и Гражданский кодекс РФ12, предусматривает две формы страхования: добровольную и обязательную.

     Первая  осуществляется на основе договора между  страхователем и страховщиком и  правил страхования, определяющих общие  условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются  и утверждаются страховщиком самостоятельно в соответствии с законодательством. Конкретные условия страхования  устанавливаются при заключении отдельно взятого договора страхования  в соответствии с ГК РФ.

     Обязательным  является страхование, осуществляемое в силу закона. По каждому конкретному  виду обязательного страхования  должен быть принят федеральный закон, содержащий установленные законом  элементы, в том числе: субъекты; объекты, подлежащие страхованию; минимальный  размер страховой суммы или порядок  ее определения и др. 

     Субъектами  страховых правоотношений являются страхователи, страховщики, страховые  агенты и страховые брокеры.

     Страхователи  — это юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками  договоры о страховании третьих  лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

     Страховщики — юридические лица любой организационно - правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.

     В качестве страховщиков могут выступать  страховые организации и общества взаимного страхования. Законодательством  установлено правовое ограничение  относительно видов деятельности страховщиков: предметом их непосредственной деятельности не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Относительно создания иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых  организаций на территории России могут  быть установлены дополнительные законодательные  ограничения.

     Страховые агенты — физические или юридические  лица, действующие от имени страховщика  и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

     Страховые брокеры — юридические или  физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в  качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию  от своего имени на основании поручений  страхователя либо страховщика.

 

     § 2.4 Валютные правоотношения 

     Валютные  правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами  валютного законодательства, имеющие  специальный состав субъектов и  складывающиеся относительно валюты и  валютных ценностей13.

     Эффективное решение задач в сфере экономики  и политики на этапе перехода к  рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач  направлено установление определённого  валютного режима.

     Различают три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной политики, т.е. исключительное право  государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее; режим  валютного государственного регулирования, установленный ФЗ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»14; режим свободно конвертируемой валюты.

     Валютное  регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию  порядка совершенствования операций и международных расчетов15.

     Тип валютного режима определяет принципы осуществлений валютных операций, полномочия и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических  и физических лиц в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность  за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип  валютного режима РФ в современных  условиях.

     Согласно  ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» субъекты валютных правоотношений делятся на резидентов и нерезидентов.

     К резидентам относят:

    • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
    • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
    • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
    • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
    • РФ, её субъекты, муниципальные образования.

     К нерезидентам относят:

    • физические лица, не являющиеся резидентами;
    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
    • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
    • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

Информация о работе Понятие и виды финансовых правоотношений