Понятие и особенности финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных
отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его
деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных
уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в
целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения,
в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков,
толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских
счетах сумм вообще вне всякой формы.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие и особенности финансов 5
1.1.Необходимость и сущность финансов 5
1.2. Особенности финансов 12

2. Функции финансов 15
2.1. Распределительная функция 15
2.2. Контрольная функция 18

3. Понятие финансовой системы, ее сфера и звенья. 20
3.1. Сущность финансовой системы государства 20
3.2. Субъекты управления финансовой системой. 22

Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

сущность финансов.docx

— 48.46 Кб (Скачать)

    Внебюджетные целевые фонды. Правовой статус фондов подробно регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательстве субъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, то внебюджетные связаны с конкретной задачей, напр., пенсионный фонд.

Фонд имущественного и  личного страхования. Источниками  образования этих фондов являются денежные средства предприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двух групп, тем лучше  будет состояние этих фондов.

        Финансы предприятий. Объем таких децентрализованных денежных фондов напрямую зависит от состояния налоговой системы государства. Если налоговая система государства достаточно "щадящая" и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованные фонды государства растут. Это хорошо, поскольку средства этих фондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд.

       Кредит. Государственный и муниципальный кредит представляют собой механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.

 

3.2.    Субъекты управления финансовой системой.

 

             Еще одно представление финансовой системы основано на учете роли субъекта в общественном производстве. В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность:

1. финансов предприятий,  учреждений, организаций; 

2. страхования; 

3. кредитования;

4. государственных финансов.

      Здесь важным является разделение субъектов финансовых отношений как организаторов страховой защиты и государственного регулирования от непосредственных участников производства.

      Таким образом, в рамках финансовой системы выделяется совокупность, или подсистема, финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов. Тем самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.

       Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, непосредственно осуществляющих финансовую работу. Для этого в стране создана разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, таможенные органы Российской Федерации, кредитные органы, государственные социальные внебюджетные фонды. Кратко охарактеризуем их.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 марта 1998 г., является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие  органы субъектов Федерации (министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах).

     Основными задачами Минфина России являются:

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

совершенствование бюджетной  системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его  исполнения;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

и другие.

     Федеральное казначейство Российской Федерации образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г. № 864, оно образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство подчиняется Минфину России.

     Основные задачи, возложенные на органы казначейства, следующие:

организация и контроль над  исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами  этого бюджета на открываемых  в банках счетах казначейства;

регулирование финансовых отношений  между федеральным бюджетом и  государственными внебюджетными фондами, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных  финансов, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии  бюджетной системы Российской Федерации;

ведение операций по учету  государственной казны РФ;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными  банками государственного внутреннего  долга.

        Министерство Российской Федерации по налогам и сборам создано Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. вместо Государственной налоговой службы РФ. Это министерство входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству страны, имеет территориальные подразделения в субъектах Федерации и городах с районным делением.

       Главными задачами данного министерства являются:

контроль над соблюдением  законодательства о налогах и  сборах;

контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов  и иных платежей, установленных законодательством  Российской Федерации, ее субъектов  и органов местного самоуправления.

      Таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и представляют собой единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г.

Таможенные органы выполняют  следующие основные задачи в области  финансов:

обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую  безопасность и защищают экономические  интересы страны;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

участвуют в разработке мер  экономической политики в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют эти меры;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и  налогового законодательства;

осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции.

      Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ (Банком России), который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. Банк России действует в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. (в ред. от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями). Он является юридическим лицом, осуществляя при этом функции органа государственного управления, имеющего властные полномочия. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. (Более подробные сведения о деятельности главного банка Российской Федерации будут даны в последующих материалах настоящего пособия.)

    Государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ) созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Средства фондов имеют строго целевое назначение и находятся в ведении органов государственного управления с одноименными названиями. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О введение в действие части  второй Налогового кодекса Российской Федерации” от 05.08.00 изменен порядок  сбора платежей в государственные  социальные внебюджетные фонды. С 1 января 2001 г. взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и  фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе  единого социального налога (взноса). При этом контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в указанные фонды  возложен на налоговые органы Российской Федерации.

         Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности предприятий и организаций создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов

 

 

                               

 

Заключение.

 

       Из всего  выше сказанного можно сделать  вывод,  что  финансы  являются

неотъемлемой  частью  денежных   отношений   и   играют    огромную  роль  в

формировании,    распределении   и    использовании    централизованных    и

децентрализованных  фондов  денежных средств в  целях  выполнения   функций,

задач  государства   и  обеспечения  условий  расширенного  воспроизводства.

Также можно сказать, что  финансы объективно необходимы, так  как  обусловлены потребностями   общественного   развития.   Государство   может,    учитывая объективную необходимость финансовых   отношений    разрабатывать  различные формы их использования:  вводить  или  отменять  различные  виды   платежей, изменять  формы использования        финансовых ресурсов и т.д.  Государство не может создавать то, что объективно не  подготовлено  ходом  общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления   объективно   назревших экономических отношений. Без финансов невозможно  обеспечить  индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов  на  расширенной  основе, регулировать   отраслевую   и   территориальную   структуру    экономически, стимулировать   быстрейшее   внедрени  научно-технических достижений, удовлетворять  другие  общественные  потребности.

       В   курсовой  работе мною были  рассмотрены функции финансов, а  именно:

распределительная и  контрольная  –  эти  функции  осуществляются  финансами

одновременно.  Нельзя   забывать,  что помимо  этих  двух  основных  функций

есть   и  другие:  регулирующая  функция  –  она  связана  с  вмешательством

государства   через  финансы в  процесс  воспроизводства,    стабилизационная

функция  –  обеспечивает  для  всех  хозяйствующих   субъектов   и   граждан

стабильные условия в экономических   и социальных   отношениях.

       Таким   образом,   в    курсовой     работе  я  попыталась   раскрыть

следующие вопросы: необходимость  и  сущность  финансов,   дать   определение

государственным  финансам  и  методам  их  управления.

 

 

Список литературы.

 

         1. Беляев Ю.А. «Финансы местного самоуправления»,Финансы, 2005,  №

            11.

         2. Блуцевская Ю.А. «Финансовые  потоки  между  основными   секторами

            экономики». // Вопросы экономики.  №6, 2003  год

         3. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2009 год

         4. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2009г

         5. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2010г

         6. Ковалев В.В. «Финансы»,  М., . 2003 год

         7.  Королев  Г.Н.  «Основные   направления  единой  государственной

            денежно-кредитной политики» 2008 г. // Банкир №2,  2008.

         8. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки».  /  М.,   2009

            год.

         9.  Романовский  М.В.  «Финансы.  Денежное  обращение  и  кредит».

            М.,2007 г

        10. Родионова М.В. «Финансы», 2010 год

 

 

 


Информация о работе Понятие и особенности финансов