Понятие и особенности финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных
отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его
деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных
уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в
целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения,
в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков,
толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских
счетах сумм вообще вне всякой формы.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие и особенности финансов 5
1.1.Необходимость и сущность финансов 5
1.2. Особенности финансов 12

2. Функции финансов 15
2.1. Распределительная функция 15
2.2. Контрольная функция 18

3. Понятие финансовой системы, ее сфера и звенья. 20
3.1. Сущность финансовой системы государства 20
3.2. Субъекты управления финансовой системой. 22

Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

сущность финансов.docx

— 48.46 Кб (Скачать)

общественном производстве приводит  к  результатам,  в  которых  проявляется

активная роль финансов в  общественном производстве в условиях  рынка.  Общий

подход к  оценке  результатов  достигаемых  с  помощью  финансов,  позволяет

рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

         1. с позиции обеспечения потребностей расширенного  воспроизводства

           необходимыми финансовыми источниками;

         2.  с точки зрения  использования финансов   для   регулирования

           стоимостной структуры;

         3. с позиции использования финансов, как экономического стимула.

       Финансы  -  неотъемлемая  часть  денежных  отношений,  но  не  всякие

денежные отношения являются финансовыми.

       Финансы  отличаются от денег как по  содержанию, так и  по  выполняемым

функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде  всего

измеряются затраты труда  ассоциированных производителей,  а  финансы  -  это

экономический  инструмент   распределения   и   перераспределения   валового

внутреннего  продукта   и   национального   дохода,   орудие   контроля   за

образованием и использованием фондов денежных средств.

       Процесс  воспроизводства представляет  собой   совокупность  непрерывно

повторяющихся циклов.

       Таким  образом,  критерием отнесения  тех или иных отношений к

финансовым являются:

    1. Реальное движение  денежных средств, т.е. переход  от одного владельца

    к другому.

    2. Распределительный  характер этих отношений.

    3. Место возникновения  - вторая стадия воспроизводственного  процесса.*

 

 

                      

 

2. Функции финансов.

2.1. Распределительная функция.

 

       Финансы  – неотъемлемая часть денежных  отношений, поэтому  их  роль  и

значения  зависят  от  того,  какое  место  денежные  отношения  занимают  в

экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег  не  только  по

содержанию,  но  и  по  выполняемым  функциям,  в  которых  проявляется   их

сущность. Под функциями  понимается та «работа», которую выполняют  финансы.

       Никто  не отрицает, что финансы –  это совокупность денежных отношений,

организованных государством, в процессе которых осуществляется  формирование и  использование  фондов  денежных  средств.  И  на  вопрос,  что   является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ,  как правило, бывает один –  валовый   внутренний  продукт.  Осуществить  процесс распределения  ВВП  можно  с помощью финансовых инструментов: норм,  ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

       Если  говорить о финансах в целом,  то, видимо,  следует  считать,  что

они выполняют две основных  функции:  распределительную  и  контрольную.  Та

часть финансов, которая  функционирует в сфере материального  производства  и

участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений,  но  и  функцию

формирования денежных доходов (регулирующая).

       Каждая  финансовая  операция  означает  распределение   общественного

продукта и национального  дохода и контроль за этим распределением.

       Распределительная  функция проявляется при распределении  национального

дохода, когда происходит создание так  называемых  основных,  или  первичных

доходов. Их сумма равна  национальному доходу.  Основные  доходы  формируются

при  распределении  национального  дохода  среди  участников   материального

производства. Они делятся  на две группы:

         1. зарплата рабочих, служащих, доходы  фермеров, крестьян,  занятых

            в сфере материального производства;

         2. доходы предприятий сферы материального  производства.

       Однако  первичные доходы еще не образуют  общественных денежных фондов, достаточных  для  развития  приоритетных   отраслей   народного   хозяйства, обеспечения  обороноспособности  страны,   удовлетворение   материальных   и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее  распределение  или перераспределение национального дохода, связанное: с  межотраслевым  и  территориальным  перераспределением  средств   в

интересах наиболее эффективного  и  рационального  использования  доходов  и

накоплений предприятий  и организаций; наличие наряду с непроизводственной сферой,  в  которой  национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное  страхование  и социальное обеспечение, управление); перераспределением  доходов  между  различными  социальными  группами населения.

       В   результате   перераспределения    образуются    вторичные,    или

производственные доходы. К  ним  относятся  доходы,  полученные  в  отраслях

непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и  др.).

Вторичные доходы служат для  формирования  конечных  пропорций  использования национального дохода.

       Активно  участвуя в распределении   и  перераспределении  национального

дохода,  финансы  способствуют  трансформации   пропорций,   возникших   при

первичном распределении  национального  дохода,  в  пропорции  его  конечного

использования. Доходы, создаваемые  в ходе такого  перераспределения,  должны

обеспечить соответствие  между  материальными  и  финансовыми  ресурсами  и,

прежде всего между  размером  денежных  фондов  и  их  структурой,  с  одной

стороны,  и  объемом  и  структурой   средств   производства   и   предметов

потребления – с другой.

       Перераспределение   национального  дохода   в   Российской   Федерации

происходит  в  интересах  структурной   перестройки   народного   хозяйства,

развития приоритетных отраслей  экономики  (сельское  хозяйство,  транспорт,

энергетика,   конверсия   военного   производства),   в   пользу    наименее

обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие  и  многодетные

матери).

       Таким   образом,  перераспределение   национального  дохода  происходит

между производственной и  непроизводственной  сферами  народного  хозяйства,

отраслями материального  производства, отдельными регионами  страны,  формами собственности и социальными группами населения.

       Конечная  цель распределения и перераспределения  национального  дохода

и ВВП, совершаемых с помощью  финансов, состоит в  развитии  производительных сил,  создания  рыночных   структур   экономики,   укрепление   государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При  этом  роль финансов  подчинена  задачам   повышения   материальной   заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций  в  улучшении  финансово- хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при  наименьших затратах.

 

 

2.2. Контрольная функция

 

       Будучи  инструментом формирования и  использования денежных  доходов   и

фондов,  финансы  объективно  отражают  ход   распределительного   процесса.

Контрольная  функция  проявляется  в  контроле  за  распределением  ВВП   по

соответствующим фондам и  расходованием их по целевому назначению.

       В   условиях  перехода  на  рыночные  отношения  финансовый  контроль

направлен на  обеспечение  финансового  развития  общественного  и  частного

производства, ускорение  научно-технического прогресса,  всемерное  улучшение

качества  работы  во  всех  звеньях  народного  хозяйства.   Он   охватывает

производственную  и   непроизводственную   сферы,   нацелен   на   повышение

экономического  стимулирования,  рациональное  и   бережливое   расходование

материальных,  трудовых,   финансовых   ресурсов   и   природных   богатств,

сокращение    непроизводительных    расходов    и     потерь,     пресечение

бесхозяйственности  и   расточительства.   Благодаря   контрольной   функции

финансов,  общество   знает  о  том,   как    складываются    пропорции    в

распределении денежных средств, насколько  своевременно  финансовые  ресурсы поступают в распоряжение  разных  субъектов   хозяйствования,   экономно   и эффективно  ли  они  ими  используются  и  т.д.

       Одна  из  важных  задач  финансового   контроля  –  проверка   точного

соблюдения  законодательства  по  финансовым  вопросам,  своевременности   и

полноты  выполнения  финансовых  обязательств  перед   бюджетной   системой,

налоговой службой, банками, а  также  взаимных  обязательств  предприятий  и

организаций по расчетам и  платежам.

       Контрольная  функция финансов  проявляется   также  через  многогранную

деятельность финансовых органов.

       Работники   финансовой   системы   и   налоговой  службы  осуществляют

финансовый контроль в  процессе  финансового  планирования,  при  исполнении

доходной и расходной  частей бюджетной системы. В условиях развития  рыночных отношений  направления  контрольной  работы,  формы  и  методы   финансового контроля существенно меняются.

       Распределительная  и контрольная функции – это  две  стороны  одного  и

того  же  экономического  процесса.  Только   в   их   единстве   и   тесном

взаимодействии  финансы   могут   проявить   себя   в   качестве   категории

стоимостного распределения.

       Инструментом  реализации  контрольной  функции   финансов   выступает

финансовая информация. Она  заключена в финансовых  показателях  имеющихся  в бухгалтерской,   статистической   и   оперативной   отчетности.   Финансовые

показатели позволяют  увидеть различные стороны работы предприятий и  оценить результаты  хозяйственной  деятельности.  На  их  основе  принимаются  меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

       Контрольная    функция,    объективно    присущая   финансам,   может

реализоваться     с  большей  или  меньшей  полнотой,  которая   во   многом

определяется  состоянием  финансовой  дисциплины   в   народном   хозяйстве.

Финансовая дисциплина –  это обязательный для всех предприятий,  организаций,

учреждений  и  должностных  лиц  порядок  ведения   финансового   хозяйства,

соблюдения   установленных   норм   и   правил,    выполнения     финансовых

обязательств.

 

3. Понятие финансовой системы, ее сфера и звенья.

3.1.   Сущность финансовой  системы государства

 

      Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1. Сюда входит бюджетная  система. 

2. Внебюджетные целевые  фонды. 

3. Финансы предприятий  и организаций. 

4. Фонды имущественного  и личного страхования. 

5. Кредит, который подразделяется  на государственный, муниципальный  и банковский.

    Главным звеном финансовой системы традиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производство и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат - это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.

Информация о работе Понятие и особенности финансов